Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика субъекта мышления.




Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической наукой.

Та картина мира, которую ежедневно дают ощущения и вос­приятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, все­стороннего познания. Ощущения и восприятия дают нам толь­ко внешнюю сторону предметов и явлений, но ничего не гово­рят об их сущности. Иными словами, восприятие, например, показывает нам, что яблоко сладкое, но ничего не говорит о том почему. Как бы мы ни искали ответ на вопрос о сущности наблюдаемых нами явлений, т. е. о порождающих их причинах, мы не сможем их отыскать, если не выйдем за рамки ощуще­ний и восприятий. Здесь необходим переход от чувственного познания к познанию рациональному. Это и достигается с по­мощью мышления. В самом общем плане мышлениеэто пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта.

Психология дает еще такое, развернутое определение мыш­ления. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного иска­ния и открытия человеком существенно нового, т. е. процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительнос­ти входе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практи­ческой деятельности из чувственного познания и далеко выходя­щий за его пределы.

Мышление как процесс всегда непрерывно формируется и развивается по ходу постоянно изменяющегося взаимодей­ствия человека с миром, никогда не становясь полностью завер­шенным. Поэтому такой процесс всегда обгоняет любую его формализацию, операционализацию, алгоритмизацию, компью­теризацию, бесспорно, необходимую, полезную и способ­ствующую дальнейшему развитию мыслительной деятельнос­ти. Мышление представляет собой органическое, системное единство непрерывного (процесса) и прерывного (продуктов этого процесса, операций и т. д.), единство недизъюнктивного и дизъюнктивного.

Психическое как процесс неизбежно приводит к определен­ному результату (или продукту), например к инсайту, решению или нерешению той или иной задачи, формированию психиче­ского образа, понятия, мотива, эмоции и т. д. Принципиально важной задачей психологической науки является в первую оче­редь все более глубокое изучение именно процессуальности (ди­намичности, пластичности) психического.

Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью субъекта — со своим личностным аспектом (с мотивами, способностями и т. д.). Это и есть всегда недизъ­юнктивная взаимосвязь личностного и процессуального аспек­тов мышления. На любой стадии психического развития чело­век осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сло­жившихся (относительно стабильных) мотивов и способнос­тей; их дальнейшее формирование происходит в каждый данный момент на всех текущих и последующих стадиях мыш­ления как процесса. Например, специфически познавательная мотивация формируется именно по ходу мышления как про­цесса, определяя его дальнейшее протекание. Мотивы и цели человека в ходе мышления характеризуют последнее преиму­щественно в личностном, т. е. прежде всего в деятельностном, аспекте. Иначе говоря, это не два разных плана — личностный и деятельностный, а один, поскольку деятельность осуществля­ется только личностью, вообще субъектом, хотя, конечно, лич­ность не сводится к такой деятельности. Анализ, синтез и обоб­щение искомого, условий и требований решаемой человеком задачи характеризует его мышление преимущественно в про­цессуальном плане.

Мышление, восприятие и т. д. как процесс формируются главным образом неосознанно, бессознательно. Например, ос­новной исходный механизм мыслительного процесса (анализ через синтез, т. е. включение познаваемого объекта во все но­вые связи и отношения, благодаря чему он выступает в соот­ветственно новых качествах) осуществляется в большинстве случаев неосознанно. Но на уровне личностного, деятельностного аспекта мышления, восприятия и т. д. человек в значитель­ной степени осознанно, с помощью рефлексии регулирует про­текание этих процессов.

Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. она исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль.

Таким образом, предмет логики — это соотношения между познавательными результатами, продуктами, которые возника­ют в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к позна­вательным результатам, удовлетворяющим требованиям логики. И логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логика — преимущественно со стороны результатов (продуктов мышле­ния — понятий, суждений, умозаключений), а психология — со стороны процесса. Поскольку процесс мышления и его результа­ты (понятия, знания и т. д.) неразрывно взаимосвязаны и не су-

ществуют друг без друга, психология и логика тесно связаны и дополняют одна другую в исследовании мышления.

Характеристика субъекта мышления

 

Перейдем к вопросу о решающем задачу, т. е. к субъекту. Если формулировать основное условие, которое обеспечивает развертывание процесса решения задачи, то к числу таких условий относится акт принятия задач.

Акт принятия задачи — это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализиро­ванной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

Мотивация же — главная характеристика субъекта деятельно­сти, основной источник его активности. На этот момент, кото­рый звучит как очевидный, следует обратить особое внимание потому, что именно необходимость актуализации потребностно-мотивационных структур как условие развертывания решения задачи часто опускается, когда говорят о мышлении, рении задач. Говорят об операциях, которые развертываются по ходу ре­шения задач, об уровнях, на которых развертываются эти опера­ции, но опускают самое главное: пока задача не принята, она решаться не будет. Следовательно, говоря о решении задачи ее стороны субъекта, а не задачи, подлежащей решению, мы долж­ны кратко остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи.

В психологической литературе принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыс­лительной деятельности и внутренние мотивы мыслительной деятельности. Когда говорят о внешней мотивации, то подчер­кивают, что задача решается ради достижения каких-то резуль­татов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскирован­ных, неявных свойств самой ситуации.

Та же самая задача может решаться на основании внутренней мотивации, которая включает в себя такие аспекты, как: выясне­ние, что собой представляет данная головоломка, каков метод решения, какое отношение имеет решение такого рода задач к разработке более общих вопросов психологии мышления? Это некоторый комплекс чисто познавательных аспектов.

Положение о том, что есть внешняя и внутренняя мотивация, является более или менее устоявшимся в научной литературе. Более тонкий вопрос, который здесь возникает, следующий: а может ли быть у мышления только внешняя мотивация?

Деятельность по решению задач всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархи­ческих отношениях, поэтому акт принятия задачи — это связыва­ние ее с целой группой мотивов. Но даже в структуре полимотивированной деятельности удель­ный вес, значимость разных мотивов могут быть различными ипознавательные мотивы, актуализируемые по ходу решения зада­чи, могут занимать не главное, а второстепенное место.

Этот момент актуализации новой познавательной потребно­сти по ходу решения задачи связывается в психологии с возник­новением проблемной ситуации, которая характеризует­ся тем, что ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что иное, как актуализация новой познавательной потребно­сти.

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отноше­ние может различаться по модальности (позитивное или негатив­ное), по объекту (что именно вызывает отношение), по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы), по харак­теру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (диспози­ции, установки).

Не следует, конечно, думать, что задача должна быть соотне­сена только с мотивационной сферой субъекта, напротив, она должна включиться и в его познавательную сферу: требования и условия задачи должны быть восприняты и поняты субъектом.

Реальное решение задачи — это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

Методы изучения мышления

Метод наблюдения. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особен­ностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Например, наблюдая за игровой деятельностью дошкольника, можно констатировать, каков тип игр, используемых ребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышления.

При использовании этого метода сохраняется естественность проявлений мышления. Как и при изучении других психических явлений, наблюдение проводится целенаправленно, по определенному пла­ну, с фиксацией результатов: последовательность решений или нерешенных задач, протокол речевого рассуждения. В настоящее время в психологии мышления достаточно широко используются технические средства (фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны и др.). Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой сторо­ны, не всегда легко оценить существенность тех или иных усло­вий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыс­лительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируется длитель­ностью наблюдения.

Метод эксперимента. Он обеспечивает активное воспроиз­ведение изучаемого явления в специальных условиях, что позво­ляет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслителительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. При­мером могут служить образование искусственных понятий (в раз­личных модификациях), а также опыты, связанные с использова­нием подсказки при решении мыслительных задач на догадку.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. По суще­ству, естественным экспериментом является ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых прибо­ров в научном исследовании. При всем разнообразии эти ситуа­ции имеют одну общую особенность: в них создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности. Своеобраз­ными вариантами естественного эксперимента являются болезнь, нарушение работы мозга, которые вносят существенные измене­ния в мыслительную деятельность человека.

В психологии мышления нашел достаточно широкое приме­нение экспериментально-клинический метод, сочетающий особенности экспериментального (воспроизводимость в лабора­тории, использование инструментальных средств) и клиническо­го (детальный анализ отдельных случаев). Оказалось возможным достаточно тщательно проанализировать процессы формирования и решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегося процесса (глазо­двигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика). При проведении экспериментов важно учитывать реакцию испытуе­мого на ситуацию эксперимента, его отношения с эксперимен­татором.

Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разде­ляют на формирующие и констатирующие. Формирующие экспери­менты могут различаться, в свою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае на операционно-техническую сторону, а в другом — преимущественно на потребностно-мотивационную.

Метод рассуждения вслух. Этот метод был введен и широко использовался в работах гештальтпсихологов. Приведем в качестве примера анализ решения одной из задач, использовавшихся К.Дункером. Испытуемым предъявлялось следующее задание. «Ваша задача со­стоит в том, чтобы определить, каким способом следует приме­нить определенный вид Х-лучей, имеющих большую интенсив­ность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить че­ловека от опухоли в его организме (например, в желудке)». При анализе протокола рассуждения вслух удается выявить этапы, об­щую схему поиска решения задачи. Сначала испытуемые пыта­лись устранить контакт между лучами и здоровыми тканями. На­пример, провести лучи по пути, свободному от тканей (через пищевод), сместить желудок к поверхности тела (путем давления). Затем они пытались понизить чувствительность здоровых тканей. Например, не сразу включать излучение полностью. Наконец, предлагается устранить вредное воздействие Х-лучей посредством линзы. Таким образом, выделяются определенные этапы поиска, завершающиеся формулированием вариантов решения задачи. Специально выделялся момент формулирования принципа (функ­ционального решения). Например, «пищевод» как решение есть приложение принципа «свободный путь в желудок» к специаль­ным условиям человеческого тела. Был описан важный феномен преобразования или переструктурирования (переформулирования) первоначальной проблемы: от поиска способа облучения опухо­ли, не разрушая здоровых тканей, к требованию уменьшения ин­тенсивности лучей по пути. Было показано, что всякое решение возникает из рассмотрения данных под углом зрения требуемого, причем эти два компонента очень сильно варьируют по своему участию в возникновении определенной фазы решения. Была дана характеристика анализа ситуации, анализа цели, научения из ошибок, осознания основ конфликта. Вместе с тем уже К.Дункер отмечал неполноту протоколов. Правда, и в настоящее время сущность процесса ре­шения задачи иногда сводят к вербальному переформулированию исходной задачи, т.е. к процессам, протекающим на уровне со­знания.

Исследованиями, особенно последних лет, убедительно дока­зано, что мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется слож­ными переходами и взаимодействиями этих уровней.

Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыс­лительных процессах (рефлексию), оценку собственных мысли­тельных возможностей (самооценка). Представляют интерес как ответы на прямые вопросы («Знакома или нет предложенная вам задача?»), так и на косвенные («Как вы воспринимаете данную задачу?»). Могут использоваться также вопросы проективного типа («Эту задачу обычно воспринимают как известную. Верно?»). Не­обходимо учитывать степень суггестивности задаваемых вопросов.

Установления хороших взаимоотношений, взаимопонимания между исследователем и исследуемым является важным фактором, обеспечивающим его активное участие в беседе. Беседа всегда до­полняется наблюдением за участниками беседы. Метод беседы ква­лифицируется в психологической литературе как вспомогатель­ный, он применяется для уточнения данных наблюдения и экспе­римента, а также для первоначального изучения испытуемого.

В исследованиях мышления применяется также и анкетирова­ние. Так называемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.

Изучение продуктов деятельности применительно к мышле­нию означает анализ не только словесно-речевой продукции в устной или письменной (дневники, письма) форме, образно-ре­чевой продукции (зарисовки, схемы), но и конкретных предме­тов (машин, приборов, строений), анализ истории изобретений и открытий.

 

С помощью метода тестов выявляются те или иные особен­ности мышления (интеллекта). Первые развернутые тестовые ис­пытания относились именно к интеллекту. Не только тесты опре­деления способностей, но и тесты успешности, и проективные тесты могут использоваться в изучении мышления. Это происхо­дит потому, что, во-первых, мышление всегда личностно обус­ловлено, а во-вторых, мыслительные операции как образного, так и понятийного уровня всегда включены в выполнение зада­ний проективного типа. Напротив, задачи «на мышление» часто используются для выявления личностных особенностей испытуе­мых. Тестологические исследования мышления получили широ­кое распространение в дифференциальной психологии.

При исследовании мышления применяются не только качест­венные, но и количественные методы: факторный анализ в изу­чении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изуче­нии зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образова­нии искусственных понятий, методы многомерного шкалирова­ния при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Раз­виваются также методы математического и программного моде­лирования мышления.

Каждый из методов исследования мышления имеет свои силь­ные и слабые стороны, ограничительные рамки, поэтому в специ­альных работах можно найти достаточно острые критические заме­чания в адрес каждого из методов. Например, метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительную простоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах. Действительно, испытуемые не делают научных открытий, не изобретают, а, например, соединяют четыре точки. Выход из этих реальных трудностей заключается в сочетании разных методов исследования мышления, а также в использовании таких модель­ных задач, которые доступны для использования в лабораторных условиях и являются вместе с тем как бы фрагментом реальной деятельности. В этом плане удобными оказались игровые задачи [179].

Сторонники метода формирующего эксперимента часто недо­оценивают значение констатирующего эксперимента. В действи­тельности же и по отношению к любому формирующему экспе­рименту возникает задача проверки (оценки) того, что именно сформировалось, в каком отношении результат формирующего эксперимента находится к целям экспериментатора.

Многообразие методов исследования мышления приводит к дифференциации и типов психологического исследования мыш­ления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...