Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория сконструированного мира




Для того чтобы объяснить, почему возникают оп­тические иллюзии, было разработано несколько теорий. Одна из них - это теория сконструиро­ванного мира, предполагающая, что цивилизован­ные люди (по крайней мере, большинство амери­канцев) привыкли видеть предметы прямоугольной формы и бессознательно ожидают, что вещи будут иметь прямые углы. Если мы посмотрим на дом с угла, свет, отражающийся от него, не форми­рует правильный угол в глазу, но мы все же вос­принимаем его как дом с прямыми углами. В ил­люзии Мьеллера-Льера мы видим, что у фигур, находящихся вдали и вблизи от нас, прямые углы. Мы знаем, что предметы, кажущиеся одинакового размера, но находящиеся от нас на разных рассто­яниях, в действительности имеют разные размеры. Поэтому линия кажется нам длиннее, когда она дальше от нас, и короче - когда ближе к нам.

Теория первичной горизонтальной линии, укороченной в перспективе

Теория первичной горизонтальной линии, укоро­ченной в перспективе, предполагает, что мы ин­терпретируем вертикальные линии как горизон­тальные, вытянутые на расстоянии. В горизонталь­но-вертикальной иллюзии мы интерпретируем вертикальную линию как отходящую от нас и зна­ем, что линия той же видимой длины, находящая­ся дальше от нас, должна на самом деле быть длин­нее.

Две идеи, объединяющие рассмотренные теории

Эти две теории обладают некоторыми общими чер­тами. Они обе предполагают, что наше видение мира развивается во времени в процессе наших переживаний. То, что мы видим - сочетание того, как предмет отражает свет в наш глаз, и того, что мы знаем о предметах в целом. Хотя знание помо­гает нам видеть по большей части хорошо, именно оно заставляет нас неправильно оценивать опти­ческие иллюзии. Вторая идея, объединяющая эти теории, состоит в том, что мы живем в трехмерном мире, и он проецируется в наши глаза в двух изме­рениях. Поверхность наших глаз является почти плоской, и свет, ударяющий в них в двух местах прямо рядом друг с другом, может на самом деле исходить из очень удаленных между собой точек, Таким образом, нам нужно интерпретировать рас­стояние и глубину, основываясь не на сигналах о падении света в наш глаз.

Кросс-культурные исследования оптических иллюзий

Некоторые кросс-культурные исследования под­вергают сомнению наши традиционные представ­ления об оптических иллюзиях. Уже в 1905 году У. X. Р. Риверс сравнил реакции на иллюзии Мьел­лера-Льера и горизонтально-вертикальные иллю­зии, взяв группы из Англии, деревенской Индии и Новой Гвинеи. Он установил, что англичане счи­тали линии в иллюзии Мьеллера-Льера более от­личающимися по длине, чем две другие группы. Кроме того, Риверс обнаружил, что жители Индии и Новой Гвинеи чаще поддавались горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти ре­зультаты удивили Риверса и других ученых из Европы и США. Они считали, что люди из Индии и Новой Гвинеи примитивнее и охотнее поддадут­ся иллюзии, чем более образованные и «цивили­зованные» англичане. Эти результаты показали, что эффект иллюзии был различным в зависи­мости от культуры и что помимо образования было важно что-то еще. Исследователи сделали вывод, что культура влияет на то, как «видится» мир. С тех пор это различие в восприятии и пред­ставляет интерес для исследователей.

И теорию сконструированного мира, и теорию первичной горизонтальной линии, укороченной в перспективе, можно использовать для объяснения результатов Риверса. Тогда как англичане в иссле­довании Риверса, как правило, видели прямоуголь­ные формы, люди в Индии и в Новой Гвинее боль­ше привыкли к закругленным и неправильным формам. В иллюзии Мьеллера-Льера англичане будут видеть фигуры как прямые углы, проециру­ющиеся по направлению к ним или от них, а инду­сы и жители Новой Гвинеи станут реже делать ту же самую ошибку восприятия. Теория первичной горизонтальной линии, укороченной в перспекти­ве, также может объяснить культурные отличия, полученные в исследованиях Риверса. Поскольку в Индии и Новой Гвинее перспективу заслоняют меньше зданий, то и индусы и жители Новой Гви­неи научились больше опираться на признаки вы­соты, чем англичане. В результате они чаще счита­ли горизонтально-вертикальную фигуру трехмер­ной и поэтому неправильно оценивали длину линий.

В исследовании Риверса англичане считали линии в иллюзии Мьеллера-Льера более отли­чающимися по длине, чем индусы и папуасы. Кроме того, жители Индии и Новой Гвинеи чаще поддавались горизонтально-вертикальной ил­люзии, чем англичане. Эти результаты показа­ли, что эффект иллюзии был различным в зави­симости от культуры и что помимо образова­ния было важно что-то еще.

Теория символического отображения трех измерений в двух

Третью теорию предложили, чтобы объяснить культурные отличия в визуальном восприятии. Теория символического отображения трех изме­рений в двух предполагает, что люди в западных культурах больше внимания придают изображе­нию предметов на бумаге, чем люди в других куль­турах, и, в частности, проводят больше времени, обучаясь интерпретировать картины. Таким обра­зом, люди в Новой Гвинее и в Индии реже обма­нываются, поддаваясь иллюзии Мьеллера-Льера, потому что она для них более «иностранная». Они больше, однако, поддаются горизонтально-верти­кальной иллюзии, потому что она лучше представ­ляет их стиль жизни (хотя в этом примере неясно, проходит ли дифференциация между западной и незападной культурой или индустриальной и не­индустриальной).

Чтобы убедиться, что данные Риверса верны для всех культур, Сегалл и его коллеги сравнили реакцию на иллюзии Мьеллера-Льера и горизонтально-вертикальную у испытуемых из трех индустриальных и четыр­надцати сельскохозяйственных стран. Они обна­ружили, что эффект иллюзии Мьеллера-Льера был сильнее для групп из индустриальных стран, а эффект вертикально-горизонтальной иллюзии был сильнее для неиндустриальных групп. Под­твердились данные Риверса.

За рамками трех теорий

Сегалл и коллеги, однако, также обнаружили несколько фактов, не объясни­мых с точки зрения ни одной из этих трех теорий - а именно, что эффекты иллюзий ослаблялись и по­чти исчезали у испытуемых старшего возраста. Ос­новываясь на этих теориях, мы можем предполо­жить, что эффекты иллюзий с возрастом лишь уси­ливаются, потому что у людей, которые старше, просто больше времени узнать об окружающем мире, чем у более молодых.

Уэгнер исследовал этот вопрос. Он использовал различные версии иллюзии Понзо и сравнил выполнение задания людьми как в де­ревне, так и в городе, причем некоторые из них про­должили свое образование, а некоторые - нет. Одна из версий иллюзии Понзо представлена на рис. 6.3; еще на одной показано то же расположе­ние линий, вписанных в целую картину. Уэгнер обнаружил, что для рисунков с простыми линия­ми эффект иллюзии ослаблялся с возрастом для всех групп. С иллюзией, вписанной в картину, дело обстояло сложнее: Уэгнер установил, что ее эффект усиливался с возрастом испытуемых, но только у жителей города и тех, кто продолжал свое образо­вание. Это исследование предоставляет более не­посредственное доказательство влияния городс­кой среды и образования на иллюзию Мьеллера- Льера.

Физиологическая теория

Для объяснения оптических иллюзий создана и физиологическая теория. Поллак и Сильвар доказали, что эффекты иллюзии Мьеллера-Льера связаны со способнос­тью различать контуры, а эта способность с возра­стом ослабляется. Они также отметили, что по­скольку с возрастом люди больше подвергаются воздействию солнечного света, меньше света вхо­дит в зрачок и это может влиять на способность отмечать линии в иллюзии. Кроме того, исследо­ватели доказали, что со способностью различать контуры связана пигментация сетчатки. У неевропейцев сетчатка более пигментирована и поэто­му они менее способны различать контуры. Таким образом, Поллак и Сильвар предположили, что культурные различия можно объяснить расовыми различиями в пигмен­тации сетчатки (хотя покажется несколько сомни­тельным то, как исследователи концептуально оп­ределяли и оценивали расу, учитывая двусмыслен­ность этого понятия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...