Художественное конструирование
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Дляосуществлениясвоихмногочисленныхпотребностейчеловексоздаетразнообразныевещи, которыестановятсяэлементамиокружающейегопредметнойсреды (ЭПС). Художественноеконструирование (художественноепроектирование, дизайн) –этооднаизформдеятельности, направленнаянасозданиепромышленныхизделийкакэлементовпредметнойсреды. ОднакосозданиемЭПСзанимаются, кромедизайна, промышленность, строительствоиархитектура, различныевидыприкладного, изобразительногоиорнаментально-декоративноготворчества. Всеэтиобластидеятельностипохарактерупреследуемыхцелеймогутбытьразделенынатригруппы: · чистотехническиеформыдеятельности, преследующиеприсозданииЭПСосуществлениетолькоутилитарныхфункций (вещьполезнаиприспособленакдействиямчеловека); ·изобразительныеиорнаментально-декоративныевидытворчества, преследующиеприсозданииЭПСосуществлениехудожественныхфункций; ·прикладныеискусства, архитектураидизайн, преследующиеприсозданииЭПСосуществлениеодновременноматериальныхидуховных, утилитарныхихудожественныхфункций. Цельтехническогоконструирования –осуществлениерабочейфункции, результат–конструкция. Структурытехническихобъектов (машина, станок, прибор) могутформироватьсябезучастиядизайнера. Создателюконструкции, инженерубезразлично, каконабудетвыглядеть. Емуважнолишь, чтобыданнаяконструкцияуспешноработала, былатехнологична, экономична, компактнаиудобна. Характерныйпример–конструкцияпервоготелефонногоаппарата-автомата. Здесьидиск, ислуховойаппарат, имикрофон, иподставка, накоторойвсеэтиэлементытелефонаукреплены, –существуютотдельнодруготдруга. Аппаратсделанинженеромсучетомтого, чтонужнонабратьномер, нужноиметьмикрофон, слуховойаппарат. Всеэтиэлементыпроработаныранеедлядругихаппаратов. Созданаработающаяконструкция. Однаконоваявещь, механическисоставленнаяизотдельныхсамостоятельныхэлементов, непроизводитвпечатленияцелого, единого. Крометого, вданномслучаеконструкциянеудобнависпользовании.
Художественноетворчество (живопись, скульптура, графика, орнаментально-декоративноеискусство) преследуетприсозданиипредметовосуществлениеиххудожественныхфункций, результатомегоявляетсяпластическаяформа. Художественнаяфункциянесводитсякприданиювещамкрасоты, изяществаипрочихэстетическихкачеств. Продуктыдеятельностихудожника–произведенияизобразительногоискусства–должнывыражатьдухвремениисоциальнойсреды, создаватьопределенныйобраз, возбуждающийэмоцииупользующихсяимилюдей. Требованиякобъектамхудожественногоконструирования 1. Содержательность –единствоутилитарногоихудожественногосодержания. 2. Тектоничность –единствоконструкциииформы. Конструкцияопределяетформу, аформавлияетнаконструкцию, организуяиупорядочиваяеё. МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ Малыеархитектурныеформы (МАФ) какопределениеотносятктерминологииландшафтногодизайна, апосутиэтонебольшиесооружения, функциональныеиэстетичные, гармоничновписывающиесявинтерьерсада (парка, загородногоучастка). Числотипов, атемболеевидовМАФпростоогромно, посколькуподопределение«малыеархитектурныеформы»попадаютвсесозданныерукамичеловекаобъектыизискусственныхиприродныхматериалов, каквраздельности, такивихсочетании, вносящиеакцентированныеизменениевландшафтныйдизайнучастка (сада, парка). Малыеархитектурныеформыэтоидостаточнопривычныенам беседкиразныхпланов, форм, конструкций, назначения, садовыескамейки, заборы, ограждения, иболееновыедлянашихзагородныхучастковсадовыескульптуры, вазоныиихкомпозиции, фонтаны, мостики, боскеты (огражденияизформируемыхобрезкойдеревьевикустарников), детскиеплощадки, осветительныедекоративныеэлементыит.д. ит.п.
НаиболеераспространенныйтипМАФ–беседки, которыемогутбытьоткрытымиизакрытыми (частичнозакрытыми), летнимиизимними, стационарнымиилегкодемонтирующимися, круглыми (ротонды) имногоугольнымивплане, простымииоборудованнымигрилем, печью, мангалом, дажефункционирующими, каксауна. Иногдабеседкипроизводятсяготовымиподпростуюсборкунаучастке, иливыполняютсяподиндивидуальныйзаказизматериаловипопроекту, согласованнымсзаказчиком. Основныетребованияктакиммалымархитектурнымформам–эксплуатационнаядолговечность, удобствоисоответствиедизайнуучасткавцеломилиотдельнымиэлементами, прижеланиииспользоватьэффектконтрастногоакцентирования. Дляизготовлениямалыхархитектурныхформмогутприменятьсяразличныематериалы: натуральныйилиискусственныйкамень, дерево, кирпич, металл, пластикипр. Малыеархитектурныеформывыполняютнетолькопрактическоеназначение, ноиявляютсяоднимизглавныхэлементовдекоративногооформлениясадавландшафтномдизайнеблагоустройстветерриторий. Малыеархитектурныеформысегодняширокоиспользуютсяприоформленииприусадебныхтерриторий, надаче, всаду. МыпредлагаемВамформообразующуюоснасткудляпроизводстваэлементовсадово-парковойархитектуры (малыхархитектурныхформ), которыенетолькоукрасятвашучасток, ноисделаютегоболеепривлекательнымиинтересным. Кмалымархитектурнымформамвсадуотносятсяпавильоны, беседки, мостики, перголы, трельяжи, ограды, вазоны, садоваямебель, садоваяскульптура, оборудованиедлядетскихплощадок, садовыекаминыидр. Онимогутбытьвыполненыизразличныхматериалов - дерева, металла, камня, кирпича, пластикаит.д.Практическивсемалыеархитектурныеформыимеютфункциональноеназначение, атакжеиграютважнуюрольвдекоративномоформлениисад ЭРГОНОМИКА — дисциплина, изучающая объективные характеристики человеческого организма (антропометрические, биомеханические, физиологически, психологические) с целью оптимизации его взаимодействия с изделием или средой. Результаты эргономических исследований фиксируются в виде нормативов, стандартов и т. д., непосредственно используемых в процессе дизайнерского проектирования. Учет эргономических требований определяется также путем натурных испытаний на посадочных макетах, с помощью эргономического анализа изделий - аналогов.
Учет эргономических требований может стать определяющим в формообразовании отдельных типов изделий и средовых объектов. В дизайне архитектурной среды Эргономика стала, по сути, краеугольным камнем его методологии, т. к. именно она является соединительным звеном между понятиями «среда» (конечный продукт проектного творчества) и «человек» (заказчик и потребитель среды). Составляющие средового дизайна — предметное наполнение, пространственная ситуация и функциональные процессы — всегда были предметом прямого приложения усилий Эргономики. Но они же подсказывали и перспективы ее дальнейшего развития, ибо конечной целью средовой деятельности является не раздельное совершенствование слагаемых среды, а их синтез, слияние психофизиологических прагматических и эстетических достоинств средового комплекса в единой интегральной художественной категории — образе (атмосфере) среды. Например, традиционно эргономическая сфера формообразования элементов предметного оснащения среды перерастает в проектирование комплексов, образующих некое предметное пространство (например, пространство кухни), конкурирующее по выразительности с реальным «большим» пространством средовой ситуации. Занимаясь организацией формы средового пространства, Эргономика подсказывает наилучшие варианты самочувствия человека в его пределах; изучая проблемы формирования среды для «нестандартных» групп населения — детей, инвалидов, —Единством задач средового и эргономического проектирования про диктовано появление новой формы исследований условий восприятия среды — видеоэкологии, посвященной проблеме гармонизации визуального комплекса средовых ощущений. Пока что — чисто физиологической, а в перспективе и художественной, где конечный результат будет зависеть отпро порции и чередовании «положительных» и «отрицательных» зрительных впечатлений в средовой системе.
Можно назвать и другие примеры связей Эргономики и средового дизайна: специфика среды для коллективных (массовых) действий, от церквей до стадионов, учет оптимального взаимодействия человека и ландшафтных составляющих среды и т. п. Активное взаимодействие Эргономики и средового проектирования ставит и практически решает чрезвычайно важную проблему — превращение Эргономики из науки, ограничивающей спектр тех или иных проектных решений, в научно - практическую деятельность, генерирующую новые направления развития человека и человеческого общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|