Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация опыта освоения образовательной области




Что осваивают дети

Для развития коммуникативных умений ребенка воспитатель со­здает условия для стимулирования его потребности в общении со сверстниками. Педагог дает поручение для выполнения его двумя- тремя детьми (собрать листья для осеннего букета; навести порядок в игровом уголке; сделать из конструктора гараж для машины). Сти­мулирует общение детей в процессе сюжетно-ролевых и дидактичес­ких игр (договориться о распределении ролей, определить, кто пер­вым будет ходить в игре и т.д.), организует коллективные обсужде­ния событий из жизни детей в детском саду (как украсить группу к празднику; почему не цветет комнатное растение, почему сегодня грустит Сережа; чем понравилась прочитанная книга). Особое зна­чение для развития общения в этом возрасте имеет организация поисковой деятельности. Для этого воспитатель вводит игровой пер­сонаж и создает проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения.

Для обучения детей составлению описательного рассказа воспи­татель организует игровые образовательные ситуации, стимулирую­щие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов («Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали»), а затем к описанию по схеме и по представлению («Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие).

В процессе режимных моментов воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей. Например, перед мытьем рук воспитатель загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и каче­ства предметов. Затем педагог организует обследовательские дейст­вия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «мыльная пена», «скользкое», «гладкое», «душистое» и т.п., подби­рают синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выпрыг­нуло, выскочило, вывалилось), придумывают сравнения (выскольз­нуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

В процессе игровых ситуаций с персонажами настольного и паль­чикового театра, игрушками воспитатель помогает детям придумы­вать окончания и коллективно составлять повествовательные расска­зы о животных («Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка), сказочные истории о литературных героях и игрушках («Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).

Для развития объяснительной речи воспитатель использует со­здание игровых проблемных ситуаций, элементарное эксперименти­рование, загадывание загадок игровому персонажу. Для детей сред­ней группы лучше использовать описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, воспитатель предлагает не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Введение игрового персонажа позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Степашке, объясни ему, научи Степашку, докажи ему, что твоя отгадка правильная»).

Для подготовки детей к звуковому анализу слов педагог может использовать уже устоявшиеся в практике обучения грамоте приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются «песенками»: песенка ветра, змеи, жука, самолета, трактора, насоса, воды, комара, колокольчика и т.п. Для этого ис­пользуются игровые упражнения «Чья песенка?», «Что звучит?» (диф­ференциация изолированных звуков на слух). В дальнейшем, когда дети научатся различать слово и звук, воспитатель обращает их вни­мание на начальный звук слова, выделяя его голосом (например, слова, начинающиеся с гласного звука: аист, утка, игла), а затем использует упражнения на узнавание слов с заданным первым зву­ком, сочинение чистоговорок «Придумай окончание» (совместное сочинение чистоговорок: «За-за-за — убежала коза, зу-зу-зу — не догоним мы козу, зы-зы-зы — больше нет у нас козы, зе-зе-зе — надо хлеба дать козе, за-за-за — вот вернулась к нам коза»).

Педагог организует условия для освоения детьми наиболее слож­ной грамматической формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильно­му использованию этих форм может осуществляться в играх «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Магазин» («Надо привести в зоо­магазин побольше котят, щенков, мышат...»). Дети знакомятся с новым способом словообразования: «Почему цветок называется под­снежник? Под чем он растет? — под снегом»; «Что делает кошка на картинке? — кошка залезла на дерево, кошка слезла с дерева, за­бралась под стол, выбралась из-под стола, запрыгнула на шкаф, спрыгнула со шкафа» и т. п.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бы­товые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверс­тниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, вы­сказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

ü Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

ü Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональ­ной и речевой выразительности.

ü Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные расска­зы, сочиняет загадки.

ü Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с за­данным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

И родителей

ü Ребенок малоактивен в общении, не проявляет инициативы, избе­гает общения со сверстниками.

ü Не способен дать объяснений, не владеет формами объяснитель­ной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений.

ü В его речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности пред­метов. Не проявляет или крайне редко проявляет словотворчество.

ü Не различает «слово» и «звук». Выделяет первый звук в слове только с помощью взрослого. Не различает на слух гласные и согласные звуки.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Ребенок в мире художественной литературы

В возрасте 4—5 лет ребенок знакомится с широким кругом лите­ратурных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе.

У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...