Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП

 

Экономическое развитие Японии в 90-е годы определялось кризисными явлениями в структуре хозяйства. Темпы роста валового продукта сократились примерно в 4 раза, составив в среднем примерно 1%. В отличие от прошлых десятилетий экономический рост Японии был значительно ниже общемировых показателей и показателей развитых стран.

Изменился деловой цикл. Если раньше японское хозяйство только один раз пережило абсолютное падение производства в 1974 г., то в 90-е годы - два раза (в 1993 и 1998 г.). Толчком последнему общеэкономическому кризису послужил финансовый кризис, в результате которого произошло резкое обесценение акционерного капитала.


Таблица 1.1

Темпы прироста ВВП Японии (валютные курсы, долл. 1995 г.)

Страны и регионы 1981 - 1990 1991 - 1999
Япония 4,0 1,3
Развитые страны 3,0 1,1
Мир 2,9 2,4

 

Одной из причин стагнирующего состояния хозяйства явились отраслевые диспропорции, связанные с сохранением высокой доли традиционных капиталоемких отраслей, которые для удержания своих позиций на мировых рынках требовали крупных капиталовложений и сдерживали их приток в новейшие отрасли.

Японская экономика по сравнению с другими ведущими странами имеет определенные отличия в своей структуре. В ней также как в Германии высокую долю занимает обрабатывающая промышленность (24% в 1999 г.), строительство и относительно низкую - финансовый сектор. В обрабатывающей промышленности значительное место занимает металлургия (13%), судостроение, базовая химия, целлюлозная промышленность, которые потеряли свои конкурентные преимущества. В прошлые десятилетия японское хозяйство показало высокую способность реагировать на изменения национальных и мировых условий воспроизводства.

Факторы развития, обеспечение перестройки хозяйства и стабилизации экономического положения на новой воспроизводственной основе требуют высокого уровня капиталовложений. Как и в прежние десятилетия, норма сбережений и капиталовложений в стране значительно превосходит общемировой уровень и уровень развитых стран.

Если в 70 - 80-е годы в составе капиталовложений был практически незаметен иностранный капитал, то в конце 90-х годов приток ИПК составил 0,3% валовых капиталовложений в основной капитал, что произошло, как видно из табл. 1.2, при превышении уровня национальных сбережений над капиталовложениями.

 

Таблица 1.2

Норма сбережений и капиталовложений в Японии (% ВВП по ППС)

  1975 - 1985 1986 - 1993 1994 - 1999
Япония      
сбережения 31,2 33,1 30,8
капиталовложения 30,1 30,4 29,9
Развитые страны      
сбережения 22,0 21,0 21,0
капиталовложения 22,8 21,8 20,7

 

Переход к новой структуре производства опирается на широкомасштабные НИОКР. Расходы на научные исследования устойчиво держались на уровне 2,5-2,95 ВВП против 2,5% в США. Общий объем расходов составляет 2/3 американского уровня, но в 2,9 раза превосходит германский. В результате происшедших сдвигов Япония выделяется размерами высокотехнологичных отраслей среди ведущих стран. На высокотехнологичные отрасли приходится 3,7% производства предпринимательского сектора в стране против 3,3% в Британии и 3% в США.

В последние десятилетия развитие японского хозяйства выделяется высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем рабочей силы. Свыше 95% молодежи соответствующего возраста заканчивает полную среднюю школу и более 1/3 ее выпускников продолжает обучение в высшей школе. 20,7% населения в возрасте старше 24 лет учились в высших учебных заведениях. Это позволяет стране по развитию "экономики знания" (высокотехнологичные отрасли и отрасли сферы услуг с высоквалифицированной рабочей силой) занимать ведущие позиции в мире, уступая только США и Германии.


Промышленность

Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей. К первой относятся материалоемкие производства, потребляющие много металла и другого сырья: выплавка стали и нефтехимия, автомобиле- и судостроение. Япония достигла ведущей роли в мире по этим производствам еще в 70-х гг., но их рост приостановился, а судостроение даже резко сократилось. Ко второй группе относятся самые наукоемкие отрасли: производство роботов, ЭВМ, полупроводников, бытовой радиоэлектроники. В этих отраслях Япония ведет ожесточенную борьбу за техническое первенство с конкурентами - США и Западной Европой.

Черная металлургия использует импортную руду и уголь (преимущественно из Австралии). Выплавляя около 100 млн. т стали, страна держит первенство в зарубежном мире. Металлургические комбинаты отличаются высоким техническим уровнем (крупные домны, полное господство самого прогрессивного кислородно-конвертерного способа плавки стали); они размещены на побережье, что обеспечивает дешевую доставку сырья и топлива непосредственно к доменным печам, без перегрузок. Часто они комбинированы с нефтехимическими заводами, составляют единые комплексы. Развита разнообразная цветная металлургия, в том числе выплавка алюминия.

Автомобильная промышленность занимает первое место в мире -— 12 млн. автомашин в год, в том числе около 8 млн. легковых. Автомобильные концерны "Тойота", "Ниссан", "Хонда" успешно конкурируют с американскими и западноевропейскими, захватывают зарубежные рынки. Японское судостроение дает около 1/2 судов зарубежного мира.

Среди отраслей второй группы, отличающихся высокой наукоемкостью, немало таких, где Япония также достигла лидерства в мире. Прежде всего это бытовая радиоэлектроника - по производству видеомагнитофонов (около 80% мирового), цветных телевизоров, радиотехники страна не имеет конкурентов. Лидирует она и по производству роботов (более 100 тыс. в год), и по оснащенности ими хозяйства. В Японии имеется несколько "безлюдных" заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. По объему производства электронно-вычислительной техники Япония уступает лишь США, хотя уже выпускает ЭВМ пятого поколения.

Японская наука и индустрия занимают ведущие места по биотехнологии, производству полупроводников, разработке и использованию новых источников энергии (программа "Солнечный свет").

Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4 потребностей населения в продовольствии. Основой сельского хозяйства остаются мелкие хозяйства (средний их размер 1,2га, в 15 раз меньше западноевропейского) и традиционное растеневодство, особенно разведение главной зерновой культуры – риса. Высокая химизация сельского хозяйства и труд японского крестьянина позволяют получать довольно высокие урожаи. По сбору доминирует рис (10 - 12 млн. т), затем идут пшеница, соя, овощи.

Раньше население почти не потребляло мясо, в послевоенные годы положение быстро изменилось, а роль животноводства заметно увеличилась, особенно быстро развивается свиноводство и бройлерное птицеводство.

Традиционно большое место в питании японцев занимают рыба и другие продукты моря. Япония - лидер мирового рыболовства - развивает и аквакультуру: разведение рыбы во внутренних водоемах и моллюсков на "морских плантациях".

Вместе с тем страна остается крупнейшим импортером продукции сельского хозяйства, особенно зерна и кормов.


Минеральные ресурсы

Высокоразвитая промышленность почти лишена собственной минерально-сырьевой базы. Япония ввозит почти всю нефть и природный газ, большую часть угля, руды черных и цветных металлов, бокситы.

Топливно-энергетическое хозяйство, основанное на привозном топливе, отличается режимом экономии, сокращением объема энергопотребления. Импорт нефти в 80 - 90-е гг. уменьшился, хотя абсолютные его размеры велики - около 200 млн. т. Ее доля в потреблении топлива сокращается (около 50%), растет доля угля и атомной энергии. В стране действует более 30 АЭС.

 

Таблица 1.3

 

Транспорт

 

Япония - страна технически передового транспорта. Во всех внутренних перевозках главную роль играет автомобильный (90% всех грузов) и железнодорожный транспорт. 60% железных дорог электрифицировано, средняя скорость поездов превышает 120 км/ч. В послевоенные годы были связаны подводными туннелями сначала острова Хонсю и Кюсю, а в 1988 г. был введен в строй самый большой в мире подводный туннель "Сей-кан" между островами Хонсю и Хоккайдо через Сангарский пролив (длина только подводной части туннеля 23 км). Все внешнеторговые связи и часть внутренних обеспечиваются морским транспортом - первым в мире по грузоподъемности (если не считать флотов под "дешевыми флагами"). В Японии более ста портов, в том числе одни из крупнейших в мире - Кобе, Нагоя, Иокогама и др. В международных связях велико значение воздушного транспорта.

Связь

 

Результатом научно-технического развития явилось бурное развитие отраслей нематериальной сферы. Это изменило экономическую структуру большинства стран, сократилосьчисло занятых в материальной сфере и выросло в нематериальной.

В настоящее время связь имеет огромное значение для всех стран как развитых, так и развивающихся. Почтовая связь используется и сейчас, хотя появились новые виды связи: радио, телефон, телеграф, факсимильные, волоконно-оптические, переносные комутаторы, спутниковая, сотовая связь. В конце XX -начале XXI вв. большое значение приобрела всемирная компьютерная сеть "Интеренет".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...