Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное самоуправление – это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенный к населению.




 

Особенность местного самоуправления состоит в том, что Конституция РФ в целях обеспечения самостоятельности МС не включила МС в систему государственной власти: органы МС не являются структурными подразделениями государственного аппарата, они не входят в систему органов государственной власти (ст.12). В силу этого государственные органы не выступают, как в советский период, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, имеющей право отмены их решений.

 

Однако это не означает, что местное самоуправление отделено от государства. Оно лишь организационно обособлено в общей системе управления государством и обществом. Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют не только гарантии от незаконного вмешательства госорганов в деятельность органов МС, но и устанавливают основы их тесного взаимодействия.

 

Органы МС вступают во взаимодействие с органами госвласти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они наделяются законом и в соответствии со ст.132 Конституции, формируя местные бюджеты, которые являются составной частью единой бюджетной системы.

 

Организация местной власти на началах самоуправления предполагает установление особой сферы общественных отношений, которая относится к ведению МС – круга вопросов местной жизни, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения (организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.).

 

Исчерпывающий перечень вопросов местного значения содержится в ФЗ об общих принципах организации МС (ст.14, 15, 16). Кроме того, в круг предметов ведения МС могут входить вопросы, не отнесенные законом к вопросам местного значения, но которые органы МС вправе принимать к своему рассмотрению при наличии собственных финансовых ресурсов (создание местного музея и т.д.).

 

Органы МС могут наделяться отдельными государственными полномочиями (полномочия в сфере ЗАГС и др.). В соответствии со ст.132 Конституции, данными полномочиями органы МС наделяются только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 

МС осуществляется исходя из интересов населения, под собственную ответственность, что обусловливает ответственность органов и должностных лиц МС перед государством и населением, различных форм контроля их деятельности, включая институт отзыва выборных лиц МС.

 

 

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо МС, его осуществление населением – необходимый элемент конституционной организации власти народа. В соответствии с Конституцией РФ (ст.12, 131) ФЗ 131-2003 (ст.1), местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

 

Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в рамках закона самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

МС укрепляет основы народовластия, содействует стабилизации политических отношений в государстве, укреплению его целостности и единства. Институты МС оказывают существенное влияние на процесс формирования гражданского общества. Европейская хартия МС (ратифицирована РФ в 1998 г.) определяет его в качества «одной их главных основ любого демократического строя».

 

б). Общие принципы организации МС представляют собой законодательно закрепленные коренные начала и идеи, обусловленные природой МС и лежащие в основе его построения и функционирования на всей территории РФ.

В соответствии с п.«н» ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации МС относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Согласно ст.5 ФЗ № 131-2003 определение общих принципов организации МС в РФ находится в ведении федеральных органов госвласти.

Конкретного перечня принципов ФЗ не содержит, но Конституция, Европейская хартия, ФЗ дает возможность выделить то, что выражает сущность МС. К таким принципам можно отнести следующие.

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) сочетание поселенческих и территориальных начал в организации МС;

в) организационное обособление МС в системе управления государством и обществом (органы МС не входит в систему органов госвласти, их решения могут быть приостановлены только судом или ими самими);

г) многообразием организационных форм МС, разнообразием типов поселений, правом населения самостоятельно определять структуру органов МС;

д) соразмерность полномочий МС материальным и финансовым ресурсам, имеющимся в управлении органов МС;

е) ответственность органов и должностных лиц МС перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.

 

Под функциями МС понимаются основные направления муниципальной деятельности, обусловленные природой МС, а также целями и задачами, к достижению которых стремится МС.

Содержание полномочий МС позволяет выделить его следующие основные функции:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения (местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, ТОС и др.);

б) управление муниципальной собственностью, средствами местного бюджета;

в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

г) обеспечение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению МС;

д) охрана общественного порядка (органы МС в соответствии с ФЗ о полиции способствуют привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка);

е) представительство и защита прав МС, гарантированных государством.

 

в). Муниципальное образование это законодательно установленное населением территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МС в целях решения вопросовместного значения.

Обязательными признаками каждого муниципального образования являются:

а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта РФ в соответствии с требованиями ФЗ;

б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия МС;

в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований;

г) наличие собственных выборных и иных органов МС (структура органов МС включает представительный орган МС, главу муниципального образования, местную администрацию);

д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих систему муниципальных правовых актов;

е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные, и иные местные традиции и особенности.

 

ФЗ № 131-2003 в ст.10 закрепил, по сути, единообразную для всех субъектов территориальную организацию МС: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации».

 

Ст.1 ФЗ № 131-2003 дает определение форм местного самоуправление:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;

 

Как выглядит, в связи с вышеуказанным, Свердловская область? В соответствии со ст.84 Устава СО в состав области в качестве административно-территориальных единиц входит: 30 районов, 25 городов, 4 ЗАТО. Адм.-территориальными единицами также являются 7 районов г.Екатеринбурга, 3 района г.Н.Тагила, 2 района г.К-Уральского.

Кроме этого область поделена на 5 управленческих округов:

Северный,

Западный,

Горнозаводской,

Восточный.

Южный.

Управленческие округа не являются административно-территориальными единицами. Самостоятельный уровень государственного управления и самостоятельная система исполнительных органов государственной власти в округе не образуется.

В рамках муниципального устройства, в границах административно-территориальных единиц области к 1 января 2016 года образованы 94 муниципальных образования, в том числе:

68 городских округов,

5 муниципальных районов, которые состоят из:

5 городских поселений,

16 сельских поселений.

Муниципальные образования объединяют 47 городов, 99 рабочих посёлков и посёлков городского типа и 1821 сельский населенный пункт.

4 муниципальных образования имеют статус закрытых административно-территориальных образований.

 

г). Центральное место в организационно структуре МС занимают органы МС. Они избираются либо непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования.

В соответствии с Конституцией РФ население самостоятельно определяет структуру органов МС своего муниципального образования (ст.131). Конституция выделяет в этой структуре два вида органов МС:

- выборные органы МС;

- другие органы МС, формируемые иным (не выборным) путем.

Формирование и деятельность органов МС в отличие от органов госвласти осуществляется без обязательного учета принципа разделения властей, положенного в основу госвласти.

Органы МС одного муниципального образования не находятся в подчинении органов МС другого муниципального образования.

Структура органов МС муниципального образования закрепляется в его Уставе и включает в себя перечень конкретных органов МС (выборных и иных) образуемых в соответствии с требованиями Закона.

 

Так, ст. 24 Устава Муниципального образования город Екатеринбург, принятого, решением Екатеринбургской городской Думы четвертого созыва от 30.06.2005 № 8/1 определяет:

1. Структуру органов местного самоуправления образуют: городская Дума, Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы, Администрация города Екатеринбурга, Счетная палата.

2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

3. Органы местного самоуправления муниципального образования не входят в систему органов государственной власти.

4. Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального образования осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Устав.

 

В соответствии с ФЗ № 131-2003 структура органов МС каждого муниципального образования должна включать:

а) представительный орган МС, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Статья 25 Устава МО город Екатеринбург гласит: Городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Срок полномочий городской Думы – 5 лет.

Численный состав городской Думы – 36 депутатов.

б) главу муниципального образования – высшее должностное лицо, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов. В соответствии с Уставом глава МО возглавляет либо представительный орган МО, либо местную администрацию. Статья 34 Устава МО город Екатеринбург определяет: Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы является высшим должностным лицом муниципального образования «город Екатеринбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом. Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы обладает полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Свердловской области.

в) местную администрацию – исполнительно-распорядительный орган МО, которым в соответствии с уставом МО руководит на принципах единоначалия либо глава МО, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту. В статье 36 Устава МО город Екатеринбург записано: Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрацией города Екатеринбурга руководит глава Администрации города Екатеринбурга на принципах единоначалия. Администрация города Екатеринбурга подконтрольна и подотчетна городской Думе.

В соответствии со ст.38-1 Устава главой Администрации города Екатеринбурга является лицо, назначаемое на должность главы Администрации города Екатеринбурга по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий городской Думы (до дня начала работы городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.

г) В соответствии со ст.41-1 Устава постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля является Счетная палата.

Счетная палата образуется городской Думой и подотчетна ей.

 

В соответствии со ст.70 ФЗ № 131-2003 органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

 

 

 

Конституционное право

Контрольные вопросы по теме 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...