Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Темы человеческого самоопределения в европейской философии ХХ века.




Экзистенциализм – философское направление конца девятнадцатого – начала двадцатого века, название которого образовано от понятия «экзистенция», существование. Экзистенциализм утверждает приоритет существования над сущностью, ключевые понятия экзистенциализма – абсурд, отчаяние, «стена». Главное понятие экзистенциализма – свобода, отождествляемая с ответственностью. Представители: С. Кьеркегор, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. П. Сартр. Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и богослов, один из основоположников философии экзистенциализма, автор философских трудов «Или-или», «Страх и трепет». Французский философ Альбер Камю (1913 -1960) в работах «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951) анализировал важнейшие вопросы человеческого существования. Для Камю основной вопрос философии заключается в том, стоит ли жизнь того, чтобы её прожить. Отвечая на него, он утверждает ценность человеческой жизни как таковой.

Жан Поль Сартр (1905 - 1980), представитель атеистического экзистенциализма. Определённый синтез философии Г. Ф. В. Гегеля, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера создан Сартром в работе «Бытие и ничто» (1943). Сартр произвёл анализ форм проявления бытия в человеческой реальности.

«бытие-в-себе» Чистое «ничто» по сравнению с непосредственной жизнью самосознания, «отверстие» в бытии, плотная массивность отталкивания, отрицание
«бытие-для-себя» Непосредственная жизнь самосознания
«бытие-для-другого» Фундаментальная конфликтность межличностных отношений порождает отношение к «другому» как борьбу за признание свободы личности в глазах «другого»

 

«Фундаментальный проект» человеческого существования – «желание быть Богом», то есть достичь самодовлеющего (самодостаточного) «бытия-в-себе», сохранив свободную субъективность «бытия-для-себя». Поскольку это невозможно, то «тщетное стремление» выявляет иллюзорность ницшеанского идеала сверхчеловека как бесконечного самоутверждения. Несмотря на это, свобода человека неотчуждаема и неистребима. В работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр утверждает ценность человеческой жизни, преодоление отчуждения человека от себя. В реализации человека между социализацией и индивидуализацией важно сохранить индивидуализацию, самоценность человеческой жизни. Литературные произведения Сартра «Стена», «Тошнота», «Мухи» и другие в художественной форме выражают ощущение экзистенциального абсурда, характерного для европейского мировосприятия 20 века.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) в работе «Бытие и время» (1927) выражает стремление раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку свойственно изначальное понимание бытия. По Хайдеггеру, онтологическую основу человеческого существования составляет его конечность, временность, поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, рассматривающую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого «неподлинного» понимания бытия Хайдеггер видит в абсолютизации одного из моментов времени – настоящего, «вечного присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов «теперь», в физическое, по Хайдеггеру, «вульгарное» время. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что «мир вещей», мир повседневности заслоняет от человека его конечность, «бытие к смерти». Такие понятия как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и тому подобные выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем Хайдеггер делает акцент на понятиях не только лично-этической, но и безлично-космической реальности: бытие и ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное, человеческое и божественное. Теперь Хайдеггер пытается постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Хайдеггер пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготавливает новоевропейскую науку и технику к подчинению всего сущего человеку, к отсутствию религиозности и всему современному стилю жизни общества, урбанизации и массовости. В общем можно отметить, что в экзистенциализме существование первично по отношению к сущности, человек сначала оказывается «заброшен» в этот мир, а потом определяет смысл своего бытия. Единственный акт, в котором человека нельзя заменить – это собственная смерть, сквозь понимание неизбежности которой и надо искать свой «проект» и смысл повседневности.

Фрейдизм как философское, социологическое и психологическое течение обосновал Зигмунд Фрейд (1856-1939) в работе «Будущее одной иллюзии» (1927, на русском языке опубликована в сборнике// Сумерки богов, 1989) интерпретирует религию как социальный невроз, что нивелирует ценность традиционных религий и утверждает индивидуальную свободу. Психоаналитическая теория З. Фрейда объясняет психику человека как многоуровневую структуру. Сфера бессознательного(«оно») вмещает в себяинстинкты, которые не всегда четко и однозначно расшифровываются на уровне разумной, рациональной сферы («эго», «я»), и в то же время требования общественной системы четко отражены в такой личностной сфере, как супер-эго («сверх-я»). У ребенка суперэго тождественно семейному контролю, у взрослого же человека суперэго является важной частью самосознания. Таким образом, сфера разума находится под давлением общественных ожиданий с одной стороны и инстинктов с другой. В сфере бессознательного происходит взаимодействие двух основных инстинктов: инстинкта жизни, то есть творческого, созидательного начала, в том числе сексуальности, и инстинкта смерти, то есть всего разрушительного и негативного в психике. Такую многослойную личностную структуру трудно приспособить к общественному взаимодействию. Воспитание в любом случае будет складываться из нанесенных определенным образом психологических травм, важно «правильно» их наносить. Удачно воспринятые и переработанные психологические «травмы» впоследствии способствуют выработке механизмов социализации и умению социализироваться, болезненное же восприятие неудачных методов воспитания может в дальнейшем способствовать возникновению девиантного (отклоняющегося) поведения.

Эрих Фромм (1900-1980), представитель неофрейдизма, в работе «Иметь или быть» (1976) анализирует то, как буржуазное общество воспитывает в человеке ценности обладания и потребления, отчуждая человека от его истинной сущности. Понятие «отчуждение», в классическом марксизме означавшее отчуждение работника от продукта своего труда и участия в распределении общественных благ, в экзистенциализме, как и в марксизме означало отчуждение человека, его экзистенции, существования, от его истинной сущности.

 

 

Вопросы к теме «Философия Новейшего Времени. Часть I»:

1) Что такое «категорический императив»? Как формулируется категорический императив Канта?

2) Какие три составляющие «критического» мышления по Канту вы можете перечислить?

3) Трансформируйте абзац «теория познания Канта» из текста в графическую схему (или таблицу).

4) Перечислите три закона диалектики Гегеля.

5) В чём смысл истории по Гегелю?

6) Какой философ утверждал, что всё разумное действительно, всё действительное разумно?

7) Какие способы духовного самосовершенствования характеризует Шопенгауэр?

8) Какой философ провозгласил, что «Бог умер»? Какие процессы трансформации европейского мировоззрения отразило это утверждение?

9) Что значит термин «экзистенция»? Какие основные проблемы обсуждались экзистенциальной философией?

10) Какие философы были представителями атеистического экзистенциализма, а какие – религиозного экзистенциализма? В чём разница между этими направлениями?

11) Что означает фраза Ж. П. Сартра «человек – это проект»?

12) Что такое «социализация»?

13) Определите понятие «девиантное поведение».

14) Что нового внёс фрейдизм в изучение структуры личности и механизмов социализации?

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...