Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тендер на уровне взрослого индивида




Полоролевая идеология

Практически во всех человеческих сообществах женщины несут большую ответ­ственность за различные виды деятельности, связанной с домом, в то время как мужчины в большей степени отвечают за деятельность вне дома. Эти черты пан-культурного сходства берут начало в биологических различиях между полами, в первую очередь в том факте, что женщины производят на свет детей, и в подав­ляющей части обществ ухаживают за ними (Williams & Best, 1990b). Однако в по­следнее время во многих обществах эти обязанности мужчины и женщины стали выполнять совместно, мужчины стали больше заниматься домашними делами, а женщины принимать более активное участие в практической деятельности за пределами дома. Разделение труда по половому признаку рассматривается ниже, при этом обсуждаются вопросы установок в отношении адекватного ролевого по­ведения каждого из двух полов.

Большинство исследователей классифицируют поло-ролевые идеологии в кон­тинууме от традиционных до современных. Традиционные идеологии предпола­гают, что мужчины более «значимы», чем женщины, и что им надлежит управлять женщинами и властвовать над ними. Современные идеологии же представляют эгалитарный подход, который временами определяют как феминистскую точку зрения, поскольку в соответствии с ним значимость мужчин и женщин одинакова и доминирование одного пола над другим отвергается.

Половые роли широко изучались в Индии, где бок о бок сосуществуют тради­ционная и современная идеологии. Когда индийских и американских студентов и студенток университетов спрашивали, какими качествами должна и какими не должна обладать женщина, принадлежащая к их культуре, индийские студенты выразили более традиционные взгляды, чем американцы. Женщины в обеих груп­пах показали себя более современными или либеральными, чем мужчины (Agarwal, Lester & Dhawan, 1992; Rao & Rao, 1985). Студентки с нетрадиционной полороле-вой идеологией были родом из нуклеарных семей, имели образованных матерей и собирались приобрести профессию или сделать карьеру (Ghadially & Kazi, 1979).

Уровень образования и профессиональная административная работа служат достаточным основанием для прогнозирования поло-ролевых установок как у японских, так и у американских женщин (Suzuki, 1991). Американские женщины, имеющие работу, неважно какого рода, большие сторонницы эгалитаризма, чем женщины, не имеющие работы. Что касается японских женщин, то здесь эгалитар­ные установки в большей степени характерны для тех, кто имеет престижную про­фессиональную работу, по сравнению со всеми прочими женщиной, работающими и не имеющими работы.

Группа ученых (Gibbons, Stiles & Shkodriani, 1991) использовала уникальную исследовательскую возможность и изучила тендерные установки и распределение ролей в семье у подростков из 46 стран, посещающих школы в Нидерландах. Страны происхождения были сгруппированы в две категории в соответствии с культурными Ценностями по Хофстеде: более богатые, более индивидуалистические страны и менее богатые, более коллективистские страны. Ученики из второй группы стран

имели более традиционные взгляды, чем ученики из первой группы, а ответы де­вочек, как правило, отличались меньшей традиционностью, чем ответы мальчиков.

Во многих исследованиях полоролевой идеологии американцы являлись рефе­рентной группой и обычно оказывались более либеральными, что вызывало мысль об исключительности американцев в данном отношении. Однако Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990b) по результатам своего исследования социально-ролевой идеологии, проведенного в 14 странах, пришли к выводу, что это не так. Испытуе­мыми в исследовании были студенты университетов. Наиболее современная идео­логия была обнаружена в европейских странах (Нидерланды, Германия, Финлян­дия, Англия, Италия). США оказались в середине списка, а идеологии наиболее традиционной ориентации были выявлены в странах Азии и Африки (Нигерии, Пакистане, Индии, Японии, Малайзии). В целом, взгляды женщин были более современными, чем взгляды мужчин, но не во всех странах (например, Малайзия и Пакистан). Однако наблюдался высокий уровень соответствия между показате­лями мужчин и женщин в каждой из стран. В общем, влияние культуры было более сильным, чем влияние пола.

Прежде чем делать вывод о том, что наблюдаемые различия между странами имеют место благодаря культурным факторам, следует показать, что данные вари­ации связаны с переменными, которые дают возможность сравнения культур. Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990b) обнаружили явно выраженную связь меж­ду поло-ролевой идеологией мужчин и женщин и уровнем социально-экономиче­ского развития; то есть полоролевая идеология обычно является более современ­ной в более развитых странах. Полоролевая идеология является также более со­временной в более христианизированных странах, в странах с высоким уровнем урбанизации и в странах, отличающихся широтой взглядов и свободой суждений.

Тендерные стереотипы

Тендерные стереотипы тесно связаны с полоролевой идеологией и часто исполь­зуются для подтверждения ее правомерности. Они представляют собой психоло­гические характеристики, которые считаются присущими в большей степени пред­ставителям одного из полов. В своем исследовании Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990a) предъявили 300 описывающих человека прилагательных из Конт­рольной таблицы прилагательных (ЛСЕ; Gough & Heilbrun, 1980) студентам уни-' верситетов в 27 странах и попросили их указать прилагательные, которые в их культуре чаще ассоциируются с мужчинами, прилагательные, которые чаще ассо­циируются с женщинами, и прилагательные, которые не ассоциируются с опреде­ленным полом. Был отмечен значительный уровень согласия во всех 27 странах относительно психологических характеристик, которые ассоциируются с мужчи­нами и женщинами. Мужские и женские стереотипы сильнее всего различались в Нидерландах, Финляндии, Норвегии и Германии и меньше всего — в Шотландии, Боливии и Венесуэле. Стереотипные представления о мужчинах и женщинах раз­личались больше в протестантских странах, чем в католических, в более развитых странах и в странах, где были относительно высоки показатели индивидуализма среди мужских ценностей, связанных с работой, по Хофстеде (Williams & Best, 1990а).

По каждой стране прилагательные, связанные со стереотипными представлени­ями о мужчинах и женщинах, в отношении которых проявлялся высокий уровень единства мнений, оценивались с использованием системы учета аффективных зна­чений (affective meaning scoring system)1. Во всех странах прилагательные, которые устойчиво связывались со стереотипом мужчины, несли в себе больше действия и силы, чем прилагательные, которые связывались со стереотипом женщины. Любо­пытно, что не наблюдалось панкультурного влияния предпочтительности мужско­го стереотипа в одних странах (например, Япония, Южная Африка, Нигерия) и женского стереотипа в других (например, Италия, Перу, Австралия). Использо­вание второй системы показателей (Транзакцпоннын анализ состояний эго) гово­рит о том, что во всех странах такие состояния эго, как «Требовательный Родитель* и «Взрослый», в большей степени являются характеристиками мужчин, тогда как состояния «Обучающий Родитель» и «Адаптированный Ребенок» более свой­ственны женщинам; состояние «Свободный Ребенок» не ассоциируется с опреде­ленным полом. Третья система показателей, основанная на 15 психологических потребностях, показала, что во всех странах доминирование, автономия, агрессия, демонстрация и достижения ассоциируются с мужчинами, тогда как воспитание детей, оказание помощи, почтение, унижение ассоциируются с женщинами. Недав­ний повторный анализ данных, связанный со стереотипами с точки зрения ияти-факторной модели личности, показал, что панкультурный стереотип мужчины дает более высокие показатели экстраверсии, сознательности, эмоциональной стабиль­ности и откровенности, тогда как женский стереотип дает более высокие показате­ли только по уступчивости (Williams, Satterwhite & Best, 1999).

Однако имели место и различия между странами. Например, различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины были больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении, в странах с низким уров­нем грамотности и в странах, где процент женщин в университетах невысок. Веро­ятно, прогресс в экономике и образовании сопровождается постепенным уменьше­нием тенденции рассматривать мужчин как более сильных и активных, чем жен­щин. Однако наблюдается лишь уменьшение такой тенденции, но не полное ее исчезновение.

Высокий уровень кросс-культурного сходства тендерных стереотипов застав­ляет сделать следующий вывод: психологические характеристики, которые ассо­циируются с мужским или женским полом, укладываются в панкультурную мо­дель, при этом культурные факторы ведут к появлению незначительных откло­нений от общей модели (см. Williams & Best, 1990a, pp. 241-244, где дано более

Под аффективным значением (affective meaning) или коннотацией (connotation) понимается ассо­циативный, эмоциональный аспект слова — в отличие от его когнитивного значения (cognitive meaning) или деноташш (denotation). Делегация выражается тз общепринятом «словарном*- опреде­лении. А аффективное значение обычно в словарях не приводится, так как оно имеет субъективный характер. Например, для слова «летать» когнитивное (денотативное) значение — «передвигаться по воздуху», а аффективное (коннотатнвное) значение у некоторых людей может быть связано со стра­хом, тошнотой и т. д., а у других, наоборот, — с самыми приятными ощущениями. Эти два вида зна­чении связаны с дуализмом интеллектуального-эмоционального в человеческом мышлении и по­ведении. — Примеч. науч. ред.

подробное описание такой модели). Вкратце, модель Уильямса и Бест основана на том, что биологические различия (женщины рожают детей, мужчины обладают большей физической силой) ведут к упомянутому выше разделению труда, при котором женщины несут ответственность за воспитание детей и уход за ними, а также за другие виды домашней деятельности, а мужчина отвечает за охоту (обеспечение) и защиту. Тендерные стереотипы складывались, чтобы закрепить сложившееся разделение труда. Стереотип предполагает, что представитель соответ­ствующего пола обладает или может развить у себя качества, соответствующие отведенной ему роли. Однажды сформировавшись, стереотипы служат моделями социализации, которые заставляют мальчиков стремиться быть более независимы­ми и смелыми, а девочек — опекающими и аффилиативными. Таким образом, модель показывает, как люди в рамках широкого диапазона различных культур приходят к тому, что один набор характеристик ассоциируется с мужским полом, а другой — с женским полом, с небольшими отклонениями от исходной нормы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...