Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Электронное издание (ЭИ) – продукт мультимедиа.




Электронное издание (ЭИ) или сетевой информационный ресурс (ИР) представляет собой сложный продукт, в котором интегрируются достижения современной техники, содержание по предметной области и методика обучения, дизайн и художественные качества. Действительно, по сравнению с книгой, для воспроизведения ЭИР требуется определенный программно-технический комплекс, ЭИР включает информацию во всех известных на сегодня видах представления: текст, речь, музыку, фото, видео, графику, анимацию, а также комбинированные интерактивные компоненты виртуальной реальности. Электронное мультимедиа издание/ресурс — не просто «сложная научно-техническая продукция», это еще и полнота содержания, методические находки, это высокий уровень творчества, настоящее искусство.

Переход от экспертизы книги к экспертизе электронного издания/ресурса аналогичен выходу с плоскости в многомерное пространство. Естественно, что педагогические, методические, творческие возможности в этом пространстве выше на порядок, но тем сложнее определить технологию и критерии качества продукта.

В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях («Milia», «Festival Audiovisuel International» и др.). В части содержательной экспертизы использовался также многолетний опыт работы Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию Минобразования России.

В результате разработана технология, при которой ЭИР подвергается комплексной экспертизе, включающей:

  • техническую экспертизу;
  • содержательную экспертизу;
  • экспертизу дизайн-эргономики.

Таким образом, каждое ЭИР должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей (на практике по 2-3 эксперта каждого профиля, всего от 6 до 9 человек). Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах (от 0 до 40).

Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭИ на программно-технических комплексах различных (по меньшей мере — трех) конфигураций.

При этом рассматриваются:

  • установка/удаление продукта в системе (требуемая память, вторжение в предустановки ОС, корректность автоматической установки стандартного ПО, восстановление предустановок ОС при деинсталляции, удаление собственных элементов и пр.)
  • функциональное тестирование (работоспособность активных зон, всех заявленных функций, логических переходов, ресурсоемкость и пр.)
  • качество программной реализации (поведение при провокациях, при запуске параллельных приложений, скорость отклика на запросы и пр.).

Содержательная экспертиза нацелена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических и методических качеств ЭИ.

Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами. Аттестат содержательной экспертизы включает:

  • оценку объема материала и степени разработки темы (соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам, актуальность, новизна, оригинальность и пр.)
  • оценку содержания в целом (фактографическая, идеографическая, прагматическая содержательность, фоновое культурное знание, формирование целостной картины и пр.)
  • педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого, организация материала, культурологическая составляющая и пр.)
  • методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля, соответствие принципам вариативности и пр.)

Экспертиза дизайн — эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении? Иначе говоря — нужно ли было делать электронное издание или проще и лучше была бы книжка.

Формально эта экспертиза оценивает качества аудиовизуальных компонентов, психологические, эргономические и художественные качества продукта. Но главное по существу — искусство разработчиков, их умение использовать новые педагогические инструменты компьютерных технологий обучения — интерактив, мультимедиа, моделинг, производительность в комплексе.

Действительно, если, например, скопировать на CD школьный учебник, можно прогнозировать положительные отзывы технической и содержательной экспертизы. Техническая экспертиза вряд ли найдет существенные изъяны в простом текстовом электронном продукте, где программой-реализатором служит стандартное, широко используемое во всем мире программное обеспечение (например, Acrobat Reader). Эксперту предметной области трудно будет возражать против предметного содержания, копирующего текст рекомендованного Минобразованием учебника. А в целом такой электронный продукт, скорее всего, не имело смысла делать — книга намного удобнее. Дизайн-эргономическая экспертиза должна это доказать.

Очевидные аргументы, конечно, заключаются в том, что полиграфический прототип много проще в использовании, не требует компьютера, может использоваться в любых условиях и значительно менее вреден для здоровья. Но ситуация усложняется, если авторы включили в ЭИ десяток тестов и, кроме того, утверждают, что листание страниц — это архаичный способ навигации. Тогда требуется детальный анализ применения новых педагогических инструментов, которые дает нам компьютер: интерактива, мультимедиа, моделинга, коммуникативности и производительности. В данном случае используется только первый, и то в очень малой степени. Практически имитируется то же листание страниц, просто программа-реализатор дает точный переход на нужную страницу с первой попытки. Выбор из текстового меню верного варианта ответа на вопрос также является самым примитивным использованием интерактивного режима работы.

Нет сомнений в целесообразности применения компьютера для воспроизведения текстовых продуктов в глобальной компьютерной сети при соответствии второй аксиоме ЭИР — ресурс не дублирует имеющуюся у пользователя книгу. По существу, это основной принцип электронной библиотеки. При этом активно используются два из пяти инструментов компьютерных технологий обучения — коммуникативность и производительность.

Сравнивая выводы по электронной копии широко распространенного учебника и ресурсам электронной библиотеки, убеждаемся, что эффективность применения компьютера для текстовых образовательных продуктов можно оценить путем формального анализа используемых инструментов КТО. Понятно, что большинство образовательных электронных изданий и ресурсов значительно богаче по палитре идей и вариантам использования новых педагогических инструментов. Вот здесь и начинается собственно экспертиза дизайн-эргономики.

Прежде всего, следует отметить, что понятие дизайна и эргономики в данной экспертизе значительно шире традиционного толкования. Так, кроме композиции и цветовой гаммы, качество дизайна электронного издания в значительной степени определяется качеством производства мультимедиа компонентов — фото, видео, анимации, звука и т.д. Эргономика, кроме традиционной читаемости шрифтов и цветосочетаний, включает разностороннюю оценку организации интерактивного режима работы с продуктом, уровень активности и комфортности пользователя при работе с данным электронным изданием/ресурсом. И, самое главное, в задачу этой экспертизы входит оценка методических находок и педагогической целесообразности создания данного ЭИР.

По сравнению с книгой, компьютерный продукт использует перечисленные выше новые педагогические инструменты. Это дает создателям ЭИР значительно больше возможности для творческой передачи знаний, умений, навыков. Оценка уровня реализации этих возможностей является главной задачей дизайн-эргономической экспертизы. Собственно, это следует из названия экспертизы, если вспомнить изначальное смысловое значение английского слова design — замысел, проект, цель. По Ожегову «дизайн — конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты»

Аттестат экспертизы дизайн-эргономики включает:

  • оценку аудиовизуальных средств и моделинга (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компонентов, уровень моделирующих программ и пр.)
  • оценку организации интерактива (способы передачи реакций сторон, оригинальные приемы, интеграция интерактива с мультимедиа и моделингом и пр.)
  • оценку эргономики, комфортности пользователя (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.)
  • оценку простоты использования.

После завершения трех экспертиз и обсуждения Аттестатов на экспертном совещании заполняется сводная форма — Акт экспертизы ЭИ, в котором указывается общая оценка качеств продукта в баллах (от 0 до 120). В результате возможно составление рейтингового списка электронных изданий, отвечающего на волнующий практически всех вопрос: «что (сегодня) получше?». Аккуратная формулировка вопроса, конечно, связана с известной субъективностью любой экспертизы. Однако случаи, когда установленный рейтинг разных продуктов одной компании совпадал с качественной оценкой самих разработчиков, позволяют надеяться на достаточную объективность подхода. Авторское право и права интеллектуальной собственности на ЭИР. Важнейший аспект при широком внедрении ЭИР — правовой. Среди всех замечательных качеств электронной продукции есть одно, вызывающее искушение либо у неподготовленных, либо, наоборот, у слишком хорошо подготовленных пользователей. Дело в том, что электронный продукт очень легко копировать. Кто не слышал о видеопиратах, о подпольных командах, продающих чужие компакт-диски? Вот на грани «свой/чужой», очень тонкой для электронных изданий и ресурсов, и стоит остановиться отдельно.

Вообще говоря, каждый программный или контентный компьютерный продукт сопровождается так называемой лицензией пользователя. В ней указано, что Вы купили не сам продукт, а право им пользоваться.* Это право детализируется. Например, лицензия определяет одного владельца, или разрешает групповое использование. Но никогда лицензия пользователя не разрешает копирование продукта целиком или по частям для продажи или дарения другому лицу, запрещается также создавать производные продукты для публикации. Вот здесь «зарыта» тонкость, связанная с образованием.

Если рассматривать аналогию с традиционной полиграфией, то, скажем, в высшей школе обычной является практика подготовки и издания на местной полиграфической базе методических указаний для студентов. При этом достаточно редко тексты напрямую заимствуются из различных учебников. Квалификации профессора вуза вполне достаточно, чтобы сформулировать свой взгляд на предмет, а зачастую — и собственную, уникальную систему знаний, не имеющую аналогов.

А как быть, если лекция поддерживается мультимедиа презентацией, а учебные материалы должны содержать мультимедиа контент, интерактивные опыты, моделирование сложных физических процессов? Возможности создания таких продуктов в учебном заведении ограничены, «естественным» становится прямое заимствование. При этом говорят, что «в Интернете все бесплатно, а CD-ROM мы купили». Ничего подобного. Публикация в сети, так же, как издание на CD, рассчитаны на индивидуальное использование, исключающее полное или частичное заимствование для производных продуктов. Если только приобретенный продукт специально не предназначен для авторской компоновки сопровождения публичного выступления. Тогда в лицензии пользователя прямо указывается такой метод применения.

Недавно обсуждался комплект CD-ROM, направленных вместе с компьютерами в школы в рамках федеральной поставки. Отмечалось, что номенклатура небольшая, да и количество — один диск одного наименования, маловато. Все верно, но и предназначен этот комплект для первого знакомства с образовательными ЭИ. Тогда один московский учитель заявил: «Да, ерунда. Перепишу на CD-R, и будет столько экземпляров, сколько надо». Очень долго пришлось объяснять, что так делать нельзя, по существу это банальное пиратство. Тонкие вопросы противоречий между потребностями образования с одной стороны, реализации авторских прав и прав интеллектуальной собственности (заметьте, это разные вещи) — с другой, пока не нашли законодательного разрешения. Как правило, издатель самостоятельно описывает права пользователя в лицензии, прикладываемой к диску. Но лицензии пользователя вкладываются в упаковку не всегда, а в глобальной сети они и вовсе отсутствуют или малодоступны.

Часто в этих случаях говорят, что «где-то в законах» для образования «все разрешено». Это не так, законотворческий процесс в области прав на интеллектуальную собственность так далеко еще не заходил. И когда предлагают купить много CD, скомпилировать по своему усмотрению части контента и программ в школьную локальную сеть, получив таким образом «учебники» для всей школы … Адекватный ответ таков: «Представь себе, что твоя жена потратила весь семейный бюджет на платье от Диора, да еще залезла в долги. А моя, разглядев внимательно, заказала копию у своей портнихи. Кто из нас в дураках?». Очень хочется, чтобы и сегодня, и завтра люди, которым поручены наши дети, оставались «в умных» и честных.

Сегодня имеется достаточно много правовых коллизий в области электронных изданий и ресурсов. Подготовлен ряд законодательных инициатив с тем, чтобы разгрести завалы в «темном лесу» проблем авторских прав и прав интеллектуальной собственности, особенно тяжело проходимые в глобальных сетях. Но стройного свода законов пока нет.

Что делать порядочному пользователю? Рекомендация одна — читать лицензию не продукт, а если она не вложена (не опубликована в сети), найдите аналогичный документ в любом другом месте, смысловая разница, скорее всего, будет несущественной.

Вторая сторона правовой проблемы электронных изданий/ресурсов — авторское право — существенно проще, но также требует некоторых разъяснений.

 

§ 13.5. Одновременное воздей­ствие графической, звуковой, фото и видео информаций посредством мультимедиа.

 

Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "мультимедиа", описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок. Рассмотрим мультимедиа и его особенности более подробно, обращая особое внимание на специфику создания мультимедиа-средств обучения.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д. Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности электронных средств обучения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.
К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальныйиспользуется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами.
Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.
Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может "шагнуть" в виртуальное пространство, вооружившись "информационным костюмом", "информационной перчаткой", "информационными очками" (очки-мониторы) и другими приборами.
Использование подобных мультимедиа-средств обучения изменяет механизм восприятия и осмысления информации, получаемой учеником. При работе с системами "виртуальной реальности" в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.

 

 

§ 13.6. Интенсификация школьного обучения и повышение мотивации школьников к обучению за счёт применения совре­менных способов обработки аудиовизуальной ин­формации: «манипулирование»- наложение, пере­мещение; контаминация (смешение); реализация анимационных эффектов; деформиро­вание визуальной информации; дискретная подача аудиовизуальной информации и т.д.

Компьютеры могут использоваться в следующих целях: для обеспечения возможностей представления обучающих материалов в различных форматах, таких как текст, графика, аудио и видео, для выполнения упражнений и проведения опытов;для обучения с использованием материалов, записанных на компакт-дисках, доступа к базам данных и другим источникам информации в сети Интернет; для обеспечения способов общения между обучающимися, преподавателям и пр. (электронная почта, телеконференции, чаты). Мультимедиа обеспечивают возможность информации, таких, как:

· “манипулирование” (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

· контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

· деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

· дискретная подача аудиовизуальной информации;

· тонирование изображения;

· фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения “под лупой”;

· многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном “окне” - видеофильм, в другом - текст);

· демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как:

· изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

· звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

· видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование;

· анимации и симуляции.

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео, и т.д.
Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения в открытом образовании являются:

· одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

· возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

· визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

· возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

Использование компьютерных телекоммуникаций оказалось наиболее перспективным в системе открытого/дистанционного обучения и во внеурочной деятельности. С учетом возможности компьютера на качественно новом уровне стал развиваться метод проектов. Проектная деятельность учащихся — современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Этот метод всегда предполагает решение некоторой проблемы (познавательной, нравственной и т.п.) с получением в итоге осязаемого, конкретного результата. Проектная деятельность учащегося направлена на разрешение проблемной ситуации, осознанной его мышлением. Возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Метод проектов позволяет:

· не только давать знания, но и формировать навыки поиска, критического отбора нужной информации;

· обучать работать в группе и нести свою долю ответственности за общее дело;

· воспитывать толерантность к инакомыслящим, а также нетипичным способам, приемам учения;

· развивать коммуникативные умения общения;

· способствовать совершенствованию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление фактов и явлений, моделирование;

Компьютерный эксперимент вводит в урок деятельностные технологии активного, развивающего обучения: метод проектов, элементы творческих мастерских, фронтальные и групповые методы работы и др.

Интерактивная доска — это современное средство обучения, удобный инструмент для эффективного проведения учебных занятий на всех его этапах. Она не только совмещает в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет вносить пометки и изменения во время обсуждения поверх проецируемого на доску изображения, управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая урока, сохранять материал в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, распечатки. При изучении новой темы чертежи, рисунки, схемы опытов можно готовить заранее на доске и проецировать во время урока. При объяснении нового материала их легко комментировать, дополнять надписями, выводами. Процесс решения задач также проходит быстрее, т.к. условия и этапы решения тоже можно приготовить заранее, а значит, можно обсудить больше задач. К тому же сохранённая информация позволяет учащимся не раз обратиться к материалу урока в удобное для них время.

В интерактивной доске соединяются специфические свойства обычной чёрной доски и мела, белой доски и цветных маркеров, а также доски, маркера, проектора и компьютера. На интерактивной доске можно воспроизводить с компьютера любой текст, анимации, видеоматериал, можно запомнить любую запись и вести записи, даже если на доску уже спроектирован плакат, анимация или интерактивная модель, решение задачи. Можно вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, изменять последовательность кадров, сохранить кадры для последующей работы. Фактически, интерактивная доска это сенсорный экран с возможностью ввода данных непосредственно с его рабочей поверхности в компьютер. Учитель может сохранить все записи, сделанные в течение урока.

Интерактивная доска позволяет затенять изображения и делать их видимыми в нужный момент. Этот очень важный эффект (шторка) входит в программное обеспечение ко всем доскам. (Вспомните, как удобно на обычной доске написать заранее текст контрольной работы и открыть его только в нужный момент.) Как видно из представленного ниже перечня, интерактивная доска предоставляет не просто количественно больше технических возможностей, но и позволяет принципиально изменить уровень этих возможностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...