Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии применяемые в высшей школе России




Два подхода к определению информационных технологий обучения (ИТО)

В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С.Гершунского, А.Л.Денисовой, С.Р.Домановой, А.Н.Тихонова, Г.А.Козловой, И.В.Марусевой, И.В.Роберт, Ю.М.Цевенкова, Е.Ю.Семеновой и др.), часто встречаются такие однопорядковые синонимические выражения как "новые информационные технологии", "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

Приход в вузы новые аппаратных и программных средств, наращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);

предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Следуя данной терминологии, некоторые исследователи предлагают рассматривать ИТО как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их применения, которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

Существуют и другие подходы к оценке сущности и места ИТО в образовательном процессе. Так, в справочной литературе информационная технология обучения (computerized teaching technology) определена как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении. Л.В.Луцевич определяет ИТО как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

Более широкая трактовка этого термина приведена М.И.Жалдаковым. Он предлагает понимать под ИТО совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.

Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО.

В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраеваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых.

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет о информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).

 

 

Информационные технологии применяемые в высшей школе России

 

В современном мире информационные технологии активно используются в профессиональной деятельности специалистов в самых различных предметных областях человеческой деятельности. В тоже время, преподавание информационных технологий, в рамках высшей школы, находится не в самом лучшем состоянии. До сих пор нет четких границ, отделяющих друг о друга такие учебные дисциплины как математика, информатика и информационные технологии. Получаемые студентами знания ограничиваются узкими рамками конкретных программных продуктов, или еще удивительнее, дублируют учебный материал школьной программы по математике и информатике. По ряду специальностей преподавание информационных технологий ведется в виде дисциплин, включающих в себя одновременно нескольких предметов. Поэтому логически оправдано будет включение в учебные планы вузов, наряду с информатикой, также и дисциплины «Информационные технологии», как общеобразовательной, а не узкоспециализированной дисциплины, которая впоследствии должна быть положена в основу формирования интеллектуального потенциала будущих специалистов с учетом текущих и перспективных потребностей российской экономики.

Как и перед любой дисциплиной, особенно такой "молодой", обязательно встает вопрос: чему и как учить. Способы совершенствования методики преподавания в высшей школе дисциплины «Информационные технологии» на данный момент являются недостаточно определенными и четко классифицированными. Видимо, для начала нужно выработать общие подходы, позволяющие определить возможные направления в процессе обучения информационным технологиям в рамках непрофильных специальностей.

Для подготовки специалистов, способных эффективно применять вычислительную технику, уже сейчас необходимо выработать логически целостную систему компьютерного образования. Для этого требуется включить в состав преподаваемых дисциплин ряд практикумов и спецкурсов, учебный материал которых будет отвечать за повышение уровня знаний студентов в области ИТ-подготовки специалистов непрофильных специальностей. Анализ учебной литературы показывает, что на настоящий момент отсутствует единый подход к преподаванию информационных технологий. Подавляющее большинство пособий написано в виде справочников, что приводит к отрывистости сведений с недостаточно подробными объяснениями языковых конструкций. Кроме того, несмотря на явный уклон в математический формализм, как теоретического материала, так и приведенных заданий, в большинстве учебных пособий отсутствует описание понятий, положенных в основу соответствующей дисциплины. Необходимо также отметить, что основной упор в содержании пособий делается на изучение какого-либо языка программирования, в то же время стандартное программное обеспечение и телекоммуникационные сети либо вообще не рассматриваются, либо представлены в описательной форме.

Разнобой в изучаемых темах связан не только с отсутствием единого подхода, но и с недостатком специально подготовленных кадров, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Введение в учебные планы вузов дисциплины "Информатика", в середине 80-х годов, привело в вузы большое число людей далеких от педагогики. Многие из них со временем стали неплохими преподавателями, но только в области преподавания основ программирования. Это было в основном связано с существовавшей в то время материальной базой, с тем парком ЭВМ, который до сих пор использовался для обучения студентов. Сейчас же положение коренным образом меняется. В школы и вузы стали поступать персональные компьютеры с более широкими аппаратными и программными возможностями, которые позволяют вести преподавание на качественно ином уровне. Поэтому возникает необходимость привести в соответствие также и профессиональную подготовку преподавателей с теми задачами, которые предстоит им решать.

 

В рамках данного направления параллельно решается целый ряд общих и частных задач. С теоретической точки зрения это систематизация основных сведений по информационным технологиям и развитие алгоритмического стиля мышления. Сюда же входит формирование навыков структурного анализа и формализации предметных задач, а также их реализации на ЭВМ. В настоящее время для эффективной работы на персональном компьютере необходимо иметь практические навыки использования существующего программного обеспечения. Имеющееся программное обеспечение позволяет решать большое число задач, не прибегая к средствам программирования. Причем обработанная информация может быть представлена в самых различных формах, удобных для ее использования в дальнейшем. Умение студентов правильно ориентироваться в море программных продуктов, легко адаптироваться к использованию новых разработок, а также четко понимать границы их возможного применения и будет составлять вторую, по значимости, цель обучения студентов. Другими словами, второй целью стоящей перед нами является обучение студентов практической работе с различными видами программного обеспечения. Разработанный учебно-методический комплекс (УМК) должен сопровождаться лабораторными работами, большинство из которых могут быть дополнительно поддержаны контрольно-обучающими программами по соответствующим темам. Но главная и наиболее важная особенность УМК заключается не только в его целях и содержании, но и в его методической стороне. Основными методическими принципами курса должны стать:

самостоятельная работа студентов

проблемный подход в подаче практических заданий

Согласно первому принципу, методика построения курса основана на независимости обучения от сетевых возможностей аппаратуры и полностью описана в листинге лабораторной работы. Это сделано для того, чтобы студенты самостоятельно, прибегая к помощи преподавателя только в крайних случаях, могли получать необходимые знания. Руководство самостоятельной работой студентов должно стать одним из основных видов учебной деятельности преподавателя по данной дисциплине. Второй принцип, в основном, относится к практической работе студентов. Задания даются в виде исследовательских задач или проектов по разработке моделей явлений и процессов. Только через творческое преобразование информации возможно получение твердых знаний с дальнейшим самостоятельным пополнением своего интеллектуального багажа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...