Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Развитие внутреннего туризма в России.

 

7 декабря 2005 года в Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации было отмечено заседанием Круглого стола, посвященного развитию внутреннего туризма. Мероприятие было организовано Торгово-Промышленной Палатой РФ, Московской Ассоциацией Предпринимателей и компанией «Финансовый и организационный консалтинг».

Открыл заседание Заместитель председателя Комитета корпоративного развития МАП Сергей Марков. Он, прежде всего, отметил актуальность обсуждаемой тематики как для МАП, так и для ТПП, имеющей комитет по туристической деятельности, и для страны в целом, что обусловлено отставанием отрасли туризма по сравнению с мировыми показателями. Направление развития внутреннего туризма, по мнению Маркова, имеет высокий потенциал. В настоящее время выделяются пять лидеров – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Именно они и стали основными обсуждаемыми регионами на встрече.

Заместитель начальника Управления развития внутреннего туризма Федерального агентства по туризму Геннадий Пилипенко осветил вопрос государственной политики в области развития внутреннего туризма. Докладчик привел статистические данные, согласно которым доля туризма в ВВП составляет около 2%, что значительно ниже показателей других стран. По его мнению, данную ситуацию сформировал ряд причин, среди которых неразвитость инфраструктуры, слабая информационная обеспеченность и пр.

Выступающий познакомил собравшихся с двумя перспективными ведомственными целевыми программами по развитию внутреннего туризма – «Туристические центры России 2006-2008 гг.» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса Южного региона России». В настоящее время программы разработаны и отправлены на согласование. В случае, если они будут приняты, реализация начнется в середине 2006 года. Обе программы преследуют цели увеличения доходов от туристической деятельности в 2 раза, потока туристов в определенные районы России более чем в 2 раза, повышения занятости населения, увеличения налоговых выплат. Предполагается, что по окончании реализации программ появятся новые центры познавательные и активного отдыха, будут решены проблемы подачи воды, реконструированы, а также созданы дополнительные объекты санаторно-курортного комплекса и т.д.

Выступление Виталия Михайленко – Первого заместителя Председателя Правительства Ставропольского края, Руководителя Администрации Кавказских Минеральных Вод – было посвящено перспективам лечебно-оздоровительного отдыха. В настоящий момент этот вид туризма наиболее развит в регионе. Докладчик подчеркнул, что Россия – своего рода курортная Мекка, однако ее уникальные ресурсы используются недостаточно эффективно. Меры по поддержке программ развития должны носить системный и долговременный характер и согласованно осуществляться на трех уровнях власти – федеральном, региональной и местном. В то же время государственная политика часто бывает очень непоследовательной. Кроме того, само туристское сообщество разобщено, проводится мало серьезных профессиональных дискуссий.

Выступающий особо отметил перспективность и важность развития детского и подросткового туризма, поделился тем, что на курортах КМВ прогрессирует экстремальный и спортивный туризм – дельтапланеризм, конные прогулки и пр. Также докладчик высказал идею об открытии на Кавказских Минеральных Водах санаториев от каждого крупного субъекта РФ. Это особенно актуально, т.к. в санаториях края нет проблем с загрузкой, однако возникают сложности со строительством новых здравниц. Сейчас различные объекты санаторно-курортного комплекса принадлежат 43 владельцам, 73% из них – федеральные, причем не все они являются эффективными собственниками. Имеется тенденция продажи санаториев профсоюзами (в основном, по причине нехватки средств на содержание). Докладчик подчеркнул, что является сторонником инициации процесса акционирования и приватизации объектов санаторно-курортного комплекса.

Начальник отдела Кавказских Минеральных Вод туристической компании «Раена» Валерий Осипов поддержал предыдущего докладчика и добавил, что коммерческий сегмент сильно ограничен существованием льготных путевок. Профсоюзы и другие ведомства в настоящее время становятся неэффективными собственниками. Также он подчеркнул особую важность для санаторно-курортных учреждений работы с туроператорами, которые занимаются их активным продвижением – публикуют рекламу, участвуют в выставках, выпускают каталоги и пр.

Коллегу дополнил Директор компании «Союзкурорт» Юрий Отришко, подчеркнув необходимость объединения рекламных бюджетов санаториев, администраций, турфирм для более эффективного продвижения курортного региона на рынок. Он высказал мнение, что при должной организации внутренний туризм в России может быть гораздо привлекательнее для потребителей, чем отдых за границей.

О критериях SPA-объектов в России рассказала Марина Кучуркина – Директор Национальной гильдии специалистов SPA-индустрии в России. Она отметила, что это направление очень перспективно для России, рынок индустрии неуклонно развивается, хотя и не так стремительно, как хотелось бы. По мнению специалиста, хорошие перспективы SPA имеются в Подмосковье, Кавказских Минеральных Водах и на Кубани. Объекты SPA хорошо сочетаются с лечебно-оздоровительным отдыхом, а многообразие вариантов концепция их организации предоставляет возможности выбора оптимального.

Выступление Исполнительного директора компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисея Фурщика было посвящено теме повышения эффективности курортного комплекса. Значительная часть деятельности компании непосредственно связана с отраслью туризма (в частности, проекты реконструкции нескольких пансионатов в Подмосковье). Но более подробно докладчик остановился на проблемах курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод, разработкой мер по повышению эффективности которого «Финансовый и организационный консалтинг» занимается по заказу Ростуризма. Говоря о возможных путях развития КМВ, докладчик в качестве наиболее приоритетного выделил диверсификацию лечебно-оздоровительного курорта. Важной вехой в новой истории курортов призвана стать модернизация объектов инфраструктуры.

Также выступающий подчеркнул неоднородность развития различных направлений курортной системы, необходимость оптимизации предложений для отдыхающих (разработка менее длительных лечебно-оздоровительных программ, возможность выбора их интенсивности и стоимости, применение сезонных скидок и пр.). Проанализировав статьи расходов учреждений санаторно-курортного комплекса, докладчик заметил, что ресурсы используются неэффективно, работы по их оптимизации практически не проводятся. Это объясняется как низкой мотивацией руководства государственных и профсоюзных санаториев, так его спецификой – часто директорские функции выполняют главные врачи, а не менеджеры. Решение этих проблем Моисей Фурщик видит в разработке и внедрении программ сокращения издержек, а также привлечении к работе профессиональных управляющих компаний. В целом же необходима серьезная комплексная государственная программа развития Кавказских Минеральных Вод, которая позволит создать условия для масштабного привлечения инвесторов в этот уникальный регион.

Отвечая на высказанную критику, представитель ФНПР Ирина Самойленко отметила значительную роль профсоюзов в предоставлении возможности отдыха малообеспеченным категориям граждан.

Участники встречи сошлись во мнении, что необходимо чаще проводить профессиональные дискуссии и объединить усилия для достижения значительных результатов в области развития внутреннего туризма России.

Заключение.

 

1. Туристская отрасль одна из самых динамичных в современном мире. Темпы ее роста опережают темпы развития всех иных отраслей мирового хозяйства. За относительно короткий срок (5-7 лет) число путешествующих в мире стало практически сопоставимо с числом жителей планеты: почти 5 миллиардов человек. Из этого числа без малого миллиард странствуют с пересечением границ и около 4 миллиардов (оценка) в границах своих государств.

Такое соотношение не случайно, в нем отражена объективная закономерность. Зарубежные поездки, как правило, осуществляются в период отпуска, в уикенд мало кто позволяет себе дальние вояжи. Отпуск - раз в году, а уикендов 52. В субботние и воскресные дни города пустеют, жители «каменных джунглей» стараются вырваться на природу. Этим в значительной мере и объясняется соотношение 1:4. В перспективе оно будет меняться в сторону увеличения числа отдыхающих неподалеку от дома, поскольку и дней для отдыха больше (102), и отдых «дома» обходится дешевле. Эта закономерность имеет математическое выражение: величина туристского потока прямо пропорциональна числу жителей населенного пункта и обратно пропорциональна квадрату расстояния до места отдыха. Проще говоря, чем ближе место отдыха, тем больше в нем отдыхающих.

2. Однако выявленные учеными закономерности не распространяются на российскую практику. Где-нибудь в Египте число отдыхающих россиян больше, чем где-либо в Подмосковье. Сдается, что у нас кроме закона земного притяжения никакие иные не имеют силы. Даже Закон Ома бездействует – срезают десятки километров провода под защитой в тысячу и более киловатт напряжением, и ничего. Ну, а беззащитный закон распределения туристского потока, тому подавно, в России бессилен. Он терпит поражение и от демпинговых цен зарубежных конкурентов, и от непомерного груза налогов, транспортных и энергетических тарифов.

Вывод из этого может быть только один: при таких соотношениях «цена-качество» внутренний туризм в России будет деградировать и впредь, а поток в зарубежье расти. В минувшем году даже по официальным данным отрицательное сальдо в туризме составило 8,5 млрд. долл. США. А в действительности ощутимо больше. Сейчас по разным оценкам из страны каждый год туристами вывозится от 10 до 20 млрд. долл. Этими деньгами в России можно было бы оплатить от 330 млн. до 660 млн. человеко-дней по цене 900 рублей за день отдыха, что эквивалентно отдыху от 16 млн. до 32 млн. человек. В промышленности стремятся внедрить импортозамещающие технологии. Ведь при покупке зарубежных товаров инвестируется зарубежный производитель. Точно также при покупке услуг зарубежных туроператоров сокращаются инвестиционные возможности отечественной туриндустрии.

Если принять среднеотраслевую рентабельность равную 20 %, и поло-вину от нее инвестировать в строительство средств размещения, то возможно было бы возводить ежегодно от 500 до 1000 отелей на 300 номеров каждый. Таковы наши оценки потерь туриндустрии оттого, что граждане России предпочитают отдыхать в зарубежье.

3. Неразвитость внутреннего туризма автоматически ведет к ограничению возможности приема зарубежных гостей. Ведь средства размещения, туристская инфраструктура и для отечественных путешественников и для зарубежных - едина. Это в прошлые годы существовала специальная организация для приема иностранцев, их принимали в гостиницах повышенной комфортности, куда отечественных туристов редко когда пускали. Теперь же, если негде отдыхать нашим гражданам, то и зарубежных гостей принять негде.

Взаимосвязь въездного и внутреннего туризма очевидна. Власти, наконец, должны уяснить эту простую истину, что иностранные гости идут вслед за отечественными. И все в той же пропорции: за четырьмя отечественными следует один зарубежный гость.

Задача изменения сальдо в туристском обмене из отрицательного в положительное потребует принятия целого ряда мер на всех уровнях -федеральном, региональном, муниципальном.

4. На федеральном уровне необходимо отказаться от чисто фискального подхода к индустрии туризма. Государство сейчас себя ведет как неразумный рыбак, который живца принимает за улов. Иначе чем можно объяснить непомерные - запретительные - пошлины на импортные туристские автобусы. Налоги на доходы туристских средств размещения, на основные фонды, землю. Еще в 17 веке французский экономист Пьер Буагильбер предупреждал о том, что «целесообразны только те налоги, которые способствуют развитию хозяйства и не противоречат его природе». Этот один из основополагающих постулатов классической политэкономии известен студентам 2 курса экономических факультетов, но он всё еще остается для капитанов нашего хозяйства «за семью печатями».

Видимо, власти не знают, что туризм обладает высокой мультипликативной способностью. Поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов во все соучаствующие в обслуживании отрасли хозяйства – магистральный и городской транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность. Наша отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

Таким образом, отказ от слепой фискальной политики в туризме более чем оправдан, он просто необходим.

Государство должно быть заинтересовано в создании особого инвестиционного климата для туристской индустрии не только из чисто финансовых соображений.

Список литературы.

1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001

2. Буклан С. "Солвекс" зовет в Россию // Туризм: практика, проблемы,     перспективы. - 2001.

3. Борейко Т. Россия гостеприимная: Обзор рынка въездного туризма //     Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2004

4. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”       

Ростов-на-Дону, 1988

5. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие для    студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц.-культур. деятельность" / Ю.Д. Дмитревский. - Смоленск: СГУ, 2000

6. Рыбальченко И. Самый пресный отдых // Коммерсант Ъ. Деньги. - 2003

7. Скрыбыкин А. Политика развития туризма в республике //   Международная жизнь. - 2002

8. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г

9. «Основы туристской деятельности» сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.

10. www.consult.ru.

11. www.prazdnikinfo.ru

12. www.hotelnews.mail.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...