Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На выполнение, замены клапанов головки блока цилиндров на автомобиле Fordfocus2 , оснащенном 1.6-литровым двигателем Duratec 16V Sigma

Введение

 

Автомобильный транспорт в России имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по городским, пригородным, междугородным и международным маршрутам. Непрерывно возрастает дальность перевозок грузов и пассажиров, благодаря повышению эксплуатационных качеств автомобилей, улучшению дорог и построению новых.

Предприятия автомобильного транспорта призваны осуществлять перевозки пассажиров и груза, а также поддерживать работоспособность автомобилей на должном уровне и заниматься восстановлением утраченной в процессе эксплуатации работоспособности подвижного состава, поэтому все предприятия автомобильного транспорта по своим производственным функциям подразделяются на эксплуатирующие автотранспорт, автообслуживающиеи авторемонтные.

СТО (станции технического обслуживания) относятся к автообслуживающим предприятиям автомобильного транспорта. Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТО – это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТО подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТО. Дорожные СТО являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные и специализированные по видам работ. Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля.

Исправным считается автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Работоспособный автомобиль в отличии от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения.

При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда затраты средств и труда, связанные с поддержанием их в работоспособном состоянии и условиях автотранспортных предприятий, становится больше прибыли, которую они приносят в эксплуатации. Такое техническое состояние автомобилей считается предельным и они направляются в капитальный ремонт на авторемонтные предприятии.

Задача капитального ремонта состоит в том, чтобы с наименьшими затратами восстановить утраченную автомобилями работоспособность.

КР автомобилей имеет большое экономическое и, следовательно, народнохозяйственное значение. Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 75% деталей автомобилей, прошедших срок службы до первого КР, имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия. При капитальном ремонте большая часть деталей автомобиля восстанавливается.

При сборке автомобилей и агрегатов в процессе капитального ремонта используют детали трех групп: годные (после разборки), восстановленные и новые (запасные части). Количественное соотношение деталей указанных групп оказывает значительное влияние на себестоимость капитального ремонта автомобилей и агрегатов, так как стоимость деталей каждой группы различна. По опытным данным количество деталей составляет: годных от 30 до 40%, восстановленных от 20 до 40% и новых от 20 до 50%.

Относительная стоимость восстановленных деталей значительно ниже новых. Себестоимость восстановления деталей на специализированных предприятиях составляет от 20 до 30% от стоимости новых деталей. Это связано с тем, что при восстановлении деталей отсутствуют расходы на получение заготовок и значительно сокращается расход легированных сталей, так как исходным материалом служит сама деталь, имеющая лишь некоторые дефекты. Кроме того, для выпуска новых деталей (запасных частей) расходуют ежегодно значительное количество металла и других материальных ресурсов, а также отвлекают производственные мощности автомобильной промышленности, которые бы могли быть использованы для изготовления автомобилей.

Многочисленные исследования и опыт работы ремонтных предприятий показывают, что многие автомобильные детали, восстановленные современными способами, по долговечности и надежности не только не уступают соответствующим новым деталям, но и превосходят их в полтора-два раза.

Восстановление деталей машин является одним из перспективных направлений в повышении качества ремонтируемой техники и удешевлении процесса ремонта, особенно при большой программе. Важным резервом в повышении качества этого процесса является внедрение на ремонтных предприятиях передовых и перспективных технологий восстановления изношенных деталей, обеспечивающих их высокую долговечность.

Применение для восстановления изношенных деталей современных методов нанесения покрытий и, в первую очередь, с использованием порошковых твердых сплавов способствует значительному повышению их долговечности.

Исследованиями последних лет и производственной практикой установлено, что большинство деталей ремонтируемых машин выбраковывается вследствие незначительного износа рабочих поверхностей, составляющего не более 1% исходной массы деталей. Если учесть, что к моменту списания тракторов, автомобилей для повторного использования путем восстановления пригодно от 65% до 75% деталей, то организация восстановления изношенных деталей является не только важным резервом удовлетворения потребности народного хозяйства запасными частями, но и существенным резервом повышения качества ремонта, а также снижения расходов материальных и трудовых ресурсов.

В настоящее время для восстановления изношенных деталей порошковыми сплавами наиболее эффективны методы: плазменное, газопламенное и детонационное напыление, плазменная наплавка. Эти методы имеют ряд преимуществ: ограниченное тепловое воздействие на обрабатываемую деталь и уменьшение деформаций последней; минимальная глубина проплавления обеспечивает незначительное перемешивание основного металла с металлом покрытия и позволяет получать физико-механические свойства покрытий, близкие к свойствам наплавочного порошкового материала; возможность нанесения на изношенную поверхность порошков различных составов и получения покрытий с заданными физико-механическими свойствами; экономия материальных и энергетических средств за счет получения покрытий с минимальными припусками на последующую механическую обработку.

Целями курсовой работы являются:

- организация нового моторного участка на СТО «Крафт сервис ВН»;

- разработка технологического процесса восстановления ведущей шестерни заднего моста автомобиля КамАЗ;

- выбор наиболее рационального и экономически выгодного способа ее восстановления, при обеспечении всех норм и требований, предъявляемых к данной детали.

 


1 Технико-экономическое обоснование

1.1 Характеристика предприятия

 

Станция технического обслуживания ООО «Крафт сервис ВН» является городской универсальной, обслуживает парк автомобилей малого и среднего класса как иностранного, так и отечественного производства. Располагается по адресу: 173014, город Великий Новгород, улица Студенческая, дом 31.

На предприятии выполняются следующие виды работ:

- регламентные работы(по всем видам технического обслуживания);

-контрольно- диагностические работы;

-ремонт двигателей;

- ремонт рулевого управления и подвески;

- ремонт сцепления;

- установка дополнительного оборудования (противотуманные фары, радио-, видеоаппаратура,предпусковые подогреватели, прицепные устройства, и т. п.);

- регулировка углов установки управляемых колес;

- электротехнические работы на автомобиле;

- замена агрегатов.

Весь спектр, представленных выше работ, выполняется на девяти универсальных рабочих поста инженерами-механиками, также имеются два специализированных поста.

Это:

- пост электродиагностики двигателей;

- пост по регулировке углов установки колес (развал-схождение).

Каждое рабочее место механика оборудовано одним двустоечным подъемником, верстаком, передвижной тележкой с инструментом, пневмогайковертом, противоударной переносной лампой и мусорным контейнером, что обеспечивает максимальное удобство для работы, а как следствие и высокое качество обслуживания.

1.2 Выявление проблемы

При прохождении практики было выяснено, что 30% заездов на СТО связаны с потерей работоспособности двигателя. Проведя анализ процесса ремонта, была выявлена следующая проблема: из-за нехватки оборудования на станции, приходится прерывать тех. Процесс. Например, при износе или повреждении шеек коленчатого вала, их отправляют для ремонта на другие предприятия, что экономически не выгодно, так как появляются дополнительные расходы на транспортировку детали.

Для сохранения единства и непрерывности технологического процесса восстановления работоспособности автомобиля крайне необходимо иметь в наличии наиболее полный список оборудования для производства максимально возможной номенклатуры работ по ремонту двигателя.

 

1.3 Предложения по решению выявленной проблемы

 

Для решения выявленных проблем предлагается организовать моторный участок на базе имеющегося на балансе предприятия помещения, которое практически не используется.

Для чего предлагается закупить следующее оборудование:

- универсальный стенд Р-500Е для разборки и сборки двигателей;

- моечная установка для мойки блоков цилиндров двигателей;

- вибромоечная установка для мойки деталей;

- верстак слесарный с подводом сжатого воздуха;

- инструментальная тумбочка;

- стеллаж для хранения двигателей;

- подвесная кран-балка;

- станок для расточки цилиндров двигателя;

- станок для шлифования клапанов;

- стеллаж для хранения двигателей;

- приспособление для снятия и постановки поршневых колец;

- съёмник для выпрессовки гильз цилиндров двигателей;

- приспособление для выпрессовки и установки втулок верхней головки шатуна;

- универсальный рассухариватель клапанов;

- большой набор инструмента;

- средний набор инструмента.


2 Расчет производственной программы СТО

 

Городские станции технического обслуживания предназначены для обслуживания в основном постоянного парка легковых автомобилей населения.

Место для выполнения основных элементов или отдельных операций технологического процесса, оснащенное необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, называется рабочим постом.

На одном посту может быть одно или несколько рабочих мест. Техническое обслуживание на СТО выполняется тупиковым методом на универсальных постах.

При обслуживании автомобилей на универсальных постах время пребывания автомобилей на них может быть различным. Это позволяет обслуживать на одном и том же посту автомобиля разных марок и одновременно выполнять работы по текущему ремонту.

Исходные данные для технологического расчета были взяты на предприятии во время прохождения производственной практики и представлены в форме таблицы 3

 

Таблица 1 - Исходные данные

Марки автомобилей Годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей,Nсто Количество заездов одного автомобиля в год,d Среднегодовой пробег автомобиля,Lг км Число рабочх дней в году, Драб.г Продолжительность смены, Тсм,Ч Число смен, С
Автомобиль малого класса FordFocus           1.5

 

 

2.1 Расчёт годового объёма работ.

Годовой объём работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы,работы по приемки и выдачи автомобилей. Примем трудоёмкость ТО и ТР автомобилей t=2,3 т.к. нам дан малый класс подвижного состава.

Годовой объём работ по ТО и ТР (в чел.-ч)

 

(1)

 

где NСТО – число автомобилей, обслуживаемых за год;

Lг – средний годовой пробег автомобиля, км;

tТО-ТР – нормативная трудоёмкость ТО и ТР, чел-ч/1000км.

 

 

Таблица 2- Трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО

Городская СТО легковых автомобилей Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000 км Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч.
ТО и ТР Мойка и уборка Приемка и выдача Противокоррозионная обработка
Малого класса 2,7 - 0,2 0,2 3,0

 

На рассчитываемой СТО моечные работы выполняются только непосредственно перед ТО и ТР, следовательно число заездов автомобилей на мойку будет равным числу заездов автомобиля в зону обслуживания и ремонта:

, (2)

где NСТО – число автомобилей, обслуживаемых за год;
d–количество заездов одного автомобиля в год.

Годовой объём работ УМР (в чел.-ч):

 

, (3)

 

где - средняя трудоемкость одного заезда на УМР (таблица 2).

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей:

, (4)

где - разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей (таблица 2).

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.

 

Таблица 3- Годовые объемы работ, чел.-ч

Марки автомобилей Вид воздействия
ТО и ТР, УМР, Приемка и выдача автомобилей, Общий годовой объем работ, Тобщ
Ford Focus        

 

Годовой объем вспомогательных работ:

(5)

для расчета принимаем среднее значение 0,12:

 

2.2 Распределение годовых объемов работ по виду и месту их выполнения.

Предварительное число рабочих постов:

П= (6)

где Т-общий годовой объем работ СТО, чел.-ч;

КН – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (КН=1,15);

КП-доля постовых работ в общем объеме;

Драб.г.-число рабочих дней в году;

ТСМ-продолжительность смены;

С-число смен;

-численность одновременно работающих на одном посту, чел.(принимаем );

-коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем = 0,90).

П= .

 

Таблица 4- Распределение годового объема ТО и ТР по видам и месту выполнения работ

Вид работ Распределение объема работ ТО и ТР по видам Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения
На рабочих постах На производственных участках
% Чел.-ч. % Чел.-ч. % Чел.-ч.
             
Диагностические         - -
ТО, смазочные         - -
Регулировочные по УУУК         - -
Ремонт и регулировка тормозов         - -
Окончание таблицы 4
             
Электротехнические            
По приборам системы питания            
Аккумуляторные            
Шиномонтажные            
Ремонт узлов, систем и агрегатов            
Кузовные и арматурные            
Окрасочные         - -
Обойные            
Слесарно-механические     - -    
Итого     -   -  

 

2.3 Расчет численности рабочих.

 

Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих РТ и штатное РШ:

; (7)

, (8)

где Т – годовой объем работ, чел.-ч.

и - соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменно работе и штатного рабочего, ч.

Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды ФТ=1830 часов и ФШ=1610 часов. Для всех других специальностей ФТ=2070 часов и ФШ=1820 часов.

 

Таблица 5 – Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО

Вид работ Годовой объем работ, чел.-ч.
Расчетное Принятое Расчетное Принятое
ТО-ТР   25.5   29.06  
УМР   0.22 }1 0.25 }1
Приемка и выдача   0.22 0.25
Итого   25.94   29.56  

 

Численность вспомогательных рабочих:

РТвсп=

РШвсп=

 

Таблица 6- Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения

Вид работ Объем работ ТО и ТР Численность производственных рабочих
На рабочих постах На производственных участках На рабочих постах На производственных участках
РТ Рш РТ Рш
Чел.-ч. Чел.-ч. Расч. Прин. Расч. Прин. Расч. Прин. Расч. Прин.
Диагностические   - 1,04   1,2   - - - -
ТО, смазочные   - 4,68   5,3   - - - -
Регулировочные по УУУК   - 1,04 }2 1,2 }2 - - - -
Ремонт и регулировка тормозов   - 0,78 0,88 - - - -
Окончание таблицы 6
Электротехнические     0,83 }2 0,94 }2 0,21 }2 0,24 }2
По приборам системы питания     0,72 0,82 0,31 0,35
Аккумуляторные     0,05 0,05 0,47 0,53
Шиномонтажные     0,15 0,17 0,36 0,41
Ремонт узлов, систем и агрегатов     1,04   1,2   1,04   1,2  
Кузовные и арматурные     4,9 }5 5,5 }6 1,6 }2 1,8 }2
Обойные     0,39 0,44 0,39 0,44
Окрасочные   - 4,7   5.3   - - - -
Слесарно-механические -   - - - - 1,8   2,06  
Итого     20,32       6,18   7,02  

 

2.4Расчет числа постов.

 

Количество рабочих постов:

П=

где -годовой объем постовых работ, чел.-ч.;

-коэффициент неравномерности нагрузки постов (1,15);

-число рабочих дней в году;

-продолжительность смены;

С-число смен;

-численность одновременно работающих на одном посту, чел.(принимаем );

-коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем = 0,9)

 

Таблица 7 – Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ

Вид работ Годовой объем чел.-ч. Число рабочих постов
Расчетное Принятое
Диагностические   0,64  
ТО, смазочные   2,88  
Регулировочные по УУУК   0,64 }1
Ремонт и регулировка тормозов   0,48
Электротехнические   0,51 }1
По приборам системы питания   0,44
Аккумуляторные   0,03
Шиномонтажные   0,09 }1
Ремонт узлов, систем и агрегатов   0,64
Кузовные и арматурные     }3
Обойные   0,24
Окрасочные   2,56  
Итого   12,15  

 

Шиномонтажные работы будем проводить на посту по ремонту узлов систем и агрегатов, а аккумуляторные и электротехнические – на посту по приборам системы питания. Также, исходя из расчета и родственности работ, объединяем пост по ремонту и регулировке тормозов с постом по регулировке УУУК.


Таблица 8- Принятый вариант распределения объемов ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности постов.

Виды работ   Распределение объема работ ТО и ТР по видам Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполнения Численность производственных рабочих Число рабочих постов
на рабочих постах на производствен-ных участках на рабочих постах на производственных участках расч. Прин.
Рт. Рш.. Рт. Рш..
% чел-ч % чел-ч % чел-ч расч. Прин. Расч. Прин. Расч. Прин. Расч. Прин.
ТО, смазочные         - - 4,68   5,3   - - - - 2,88  
Регулировочные по установке углов передних колес, диагностические         - - 1,5   1,7   - - - - 0,96  
Ремонт и регулировка тормозов, диагностические         - - 1,3   1,5   - - - - 0,8  
Ремонт узлов, систем и агрегатов             3,9   4,4   1,3   1,5   2,4  
Окончание таблицы 8
Кузовные, обойные и арматурные             5,2   5,9   2,03   2,3   3,23  
Окрасочные         - - 4,7   5,3   - - - - 2,5  
Слесарно-механические     - -     - - - - 1,8   2,06   - -
Итого     -   -   21,28   24,1   5,13   5,86   12,77  

 



Примечание 1:В результате анализа результатов расчета (приведены в таблицах выше) установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ как:

- электротехнические;

-аккумуляторные;

-шиномонтажные.

Их целесообразно выполнять на рабочих постах ТО и ТР и частично на участке по ремонту узлов систем и агрегатов.

Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке УУУК и по ремонту и регулировке тормозов. Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.

Таким образом, отдельные участки организуются для следующим видов работ:

- кузовных, арматурных и обойных;

- окрасочных, слесарно-механических, ремонта узлов, систем и агрегатов.

Результаты расчета общего количества постов представлены в таблице 9.

Таблица 9- Распределение рабочих постов по видам воздействий

Число постов по видам воздействия
УМР  
ТО и смазочные  
регулировка УУУК, диагностика  
ремонт и регулировка тормозов, диагностика  
ремонт узлов, систем, агрегатов  
кузовные, обойные и арматурные  
окрасочные  
общее количество постов  

Число постов приемки и выдачи:

пост.

Учитывая результаты расчета, приемку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.

Число вспомогательных постов на окрасочном участке принимаем из расчета: два вспомогательных поста на один пост окраски:

, (10)

Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25...0,50.

 

2.5 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения.

 

Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост.

=14*0,5=7автомобиле-мест.

Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей

, (11)

где - суточное число заездов ();

d – количество заездов одного автомобиля в год;

- среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (≈4 ч.);

- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.

=6,4 заезда,

 

Следовательно,

автомобиле-места.

Принимаем, что все триавтомобиле-места будет размещаться в помещении станции

 

2.6 Определение общего количества постов и автомобиле- мест проектируемой СТО.

 

Общее количество постов -30 и автомобиле-мест -10 том числе:

-рабочие посты – 14;

-вспомогательные посты на участке окраски автомобилей -6;

- автомобиле-места ожидания постановки автомобилей на посты –7;

- автомобиле-места хранения готовых к выдаче автомобилей -3

 

2.7 Определение состава и площадей помещений.

 

Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.

Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:

- производственные (зоны постовых работ, производственные участки);

- складские;

- технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);

- административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);

- помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.;

Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения определяется следующим образом:

, , (12)

где - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), ;

П - число постов;

- коэффициент плотности расстановки постов.

Коэффициент представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение , зависит в основном от расположения постов. При одностороннем  расположении постов =6, при двухсторонней расстановке постов =5.

Ориентировочно площадь производственных участков можно определить по формуле:

= + ( -1), , (13)

где - площадь на первого работающего, ;

- то же на каждого последующего работающего, ;

- число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.

Исходя из имеющегося опыта проектирования СТО, площадь технических помещений может быть принята из расчета 8%, а складских 9% от площади производственных помещений.

Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и примерно составляет: для офисных помещений 6...8 , для бытовых - 2...4 .

Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской, продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально, исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).

При прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от количества одновременно находящихся в них клиентов.

Площадь клиентской ориентировочно может быть принята2,5 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей - 30% от площади клиентской.

Исходя из данных по автомобилю FordFocus 2 выбираем наибольшие размеры (длина 4481мм и ширина 2020мм) Площадь в плане автомобиля FordFocus 2:

=4481x2020=9 .

Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем двухстороннюю расстановку постов):

, (14)

=9*14*4=504

Площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов (при =18; =12 и =2

= + ( -1), (15)

=18+12(2-1) =30 .

Общая производственная площадь (рабочих постов и участков):

, (16)

=504+30=534 .

Площадь, занимаемая вспомогательными постами и автомобиле-местами ожидания и хранения (принимаем двухстороннюю расстановку):

, (17)

=9*(6+7)*4=468 .

Площадь технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:

, (18)

=534*0,07=37 .

Складские помещения принимаем из расчета 8% от производственной площади

, (19)

=534 *0,08=43 .

Административные помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве 15% от общей численности производственных рабочих (см. табл. 6) и площади 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...