Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3. Сочинение – рассуждение (С2.1 и С2.2).




Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1)

В сочинениях С2.1 задание требует описать содержание языковых явлений: лексических и грамматических, доказать необходимость, значимость названного языкового явления. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждению и поэтому должен строиться по определённым логическим и композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему оценивает умение дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, умение привести примеры-аргументы, сохранить смысловую цельность, речевую связность, последовательность и композиционную стройность работы.

При написании сочинения необходим обоснованный ответ на поставленный вопрос. Рассуждения требуется давать на теоретическом уровне. Недопустимы фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса.

Важно привести 2 примера-аргумента, один из которых иллюстрирует лексическое явление, второй - грамматическое. Примеры-аргументы должны соответствовать названным лексическим и грамматическим явлениям.

Если в сочинении названо только одно языковое явление, которое иллюстрируется двумя примерами из текста, то оценка снижается как по первому, так и по второму критерию.

Примеры из прочитанного текста не учитываются при подсчёте количества слов. Также примеры не учитываются, если не названо языковое явление, которое они иллюстрируют.

Объем сочинения-рассуждения должен быть не менее 70 слов.

Как же описать языковые явления: лексические и грамматические? Следуйте следующему алгоритму:

1. Запишите высказывание, которое даётся в задании.

2. Назовите одно лексическое явление и раскройте его типовое значение.

3. Приведите пример из текста с вашим лексическим явлением и прокомментируйте его.

4. Назовите одно грамматическое явление и раскройте его типовое значение.

5. Приведите пример из текста с вашим грамматическим явлением и прокомментируйте его.

6. Сделайте вывод всему сказанному выше, перефразировав высказывание, данное в задании (образец выполнения смотрите в Приложении 4).

Схема текста сочинения-рассуждения (С2.1).

 

Тезис


Лексическое явление Грамматическое явление


Пример-аргумент Пример-аргумент


Вывод

Лексические явления

Лексические явления Типовые значения лексических явлений (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении)
  Морфемы (корень, приставка, суффикс) Корень несёт основное лексическое значение слова. Приставка и суффикс уточняют это основное значение.
  Однозначные слова Называют отдельное явление действительности.
  Многозначные слова Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными.
  Синонимы (в синонимическом ряду) Уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность.
  Антонимы Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте.
  Изобразительно-выразительные средства Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, передают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора к предмету речи, передают состояние героя.
  Омонимы Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком.
  Паронимы Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком.
  Фразеологизмы Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной.
  Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы) Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и теста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое разнообразие в текст.

 

Грамматические явления

 

Грамматические явления Типовые значения грамматических явлений (вспомогательные слова для оформления доводов в сочинении)
  Морфемы (окончания) Оформляют подчинительные связи между словами в словосочетании.
  Словосочетание Существует на основе подчинительных связей: согласования, управления, примыкания. Согласование происходит по роду, числу и падежу. Управление «навязывает» падеж зависимому слову. При примыкании зависимое слово «примыкает» к главному только по смыслу.
  Служебные части речи (союз, предлог) Предлог используется в словосочетании для оформления подчинительной связи. Союз используется для оформления связей подчинительных и сочинительных при однородных членах и в сложных предложениях.
  Простое предложение В нём существуют различные синтаксические связи: двунаправленные между подлежащим и сказуемым и подчинительные между главными и второстепенными членами предложения.
  Простое осложнённое предложение При наличии однородных членов можно говорить о равноправных, или сочинительных, отношениях между ними. При наличии обособленных членов предложения можно говорить об отношениях обособления, уточнения. При наличии вводных и вставных конструкций можно говорить о том, что с их помощью автор выражает своё отношение к информации.
  Сложное предложение Устанавливает сочинительные отношения (перечисление), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка)

 

При написании сочинения на лингвистическую тему можно воспользоваться подсказками, которые содержатся в заданиях А и В.

Пример-аргумент можно объяснить (прокомментировать) двумя способами:

1. Описать, какой смысл придаёт предложению (тексту, информации) использование этого лексического явления, какие отношения устанавливает названное грамматическое явление. (Например, окончание прилагательного в словосочетании «долгого дня» (предложение 15) говорит о его согласовании в роде, числе и падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному).

2. Объяснить роль явления в предложении. Для этого провести небольшой эксперимент. Попробовать изменить языковое явление и представить, что произойдёт, если будет допущена ошибка в его использовании. (Например, если в предложении 23 опустить эпитет «драгоценные», то смысл предложения изменится, исчезнет ощущение, что в этих словах есть ценность. Это же произойдёт, если мы попробуем заменить этот эпитет другим словом, например, словом «важные» или «дорогие». Каждое слово несёт свою смысловую нагрузку).

Очень важно при написании сочинения сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. В работе не должно быть нарушения абзацного членения и логических ошибок.

Также очень важно сохранять логические связки между абзацами и предложениями.

В качестве средств связи предложений и абзацев обычно используются союзы, союзные слова, частицы, местоимения, местоимённые наречия, видовременные формы глагола, вводные слова и конструкции, лексические повторы, синонимы, антонимы.

 

Логические связки:

Я считаю, что… Во-первых… Так… В предложении… Во вторых… Вот и в тексте… Высказывание показалось мне интересным… Автор утверждает… Надеюсь, что теперь… Следовательно… Итак… Поэтому… Некоторые считают, что… Я не согласен с тем, что…Например,… Попробуем разобраться… Таким образом… С помощью… Лексические явления передают… Следует отметить, что… Необходимо признать, что… Грамматические же явления… Надеюсь, что мне удалось доказать (убедить, заставить задуматься)… Мне кажется, что… Считается, что… Многие утверждают, что… С одной стороны… С другой стороны… Напротив… Однако… Прежде всего… Нельзя не согласиться… Безусловно… Видимо… Как известно… Поясняя сказанное… Всё сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Допустим (предположим), что… Из этого следует, что…Если… Доказательством служит… Попытаемся разобраться… И это действительно так… Действительно… А такое грамматическое явление, как…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...