Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение иностранных граждан, бипатридов и апатридов




 

Иностранец – лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательства своей принадлежности гражданству другого государства.

Специфика правового положения иностранца обусловлена тем, что он находится в двойном подчинении (территориальном и личном).

Международной практике известны 3 режима иностранцев, из которых государство выбирает один:

1) Национальный режим: уравнивание в правах иностранцев и граждан.

2) Специальный режим: предоставление иностранцам определенных прав или наложение обязанностей, которые отличаются от тех, которые предоставляются гражданам государства. Он может быть позитивным (предоставление прав) или негативным (возложение обязанностей, ограничение в правах).

3) Режим наибольшего благоприятствования: предоставление иностранцам таких прав, которые предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Обычно предусматривается двусторонними соглашениями.

На практике режимы смешиваются в национальном законодательстве.

В МП выработаны определенные принципы, касающиеся положения иностранцев, что отражено в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны пребывания 1985 года.

Принципы, отраженные в Декларации:

1) Право любого государства самостоятельно устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства

2) Недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства (индивидуальная высылка возможна только на основании судебного решения)

3) Обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение наряду с гражданами данного государства

4) Право иностранца на дипломатическую защиту

5) Право иностранца на свободный доступ в дипломатические, консульские представительства своего государства

Это минимальный международный стандарт обращения с иностранцами. Это важнейшие права, которые обязательно должны быть предоставлены. На практике чаще всего устанавливается национальный режим в отношении иностранцев, по которому они уравниваются в правах с гражданами, но в некоторых сферах различие их положения сохраняется:

1) Сфера политических прав (отсутствие избирательного права, права на государственную/муниципальную службу и т.п.)

2) Отношение к воинской обязанности (отсутствие воинской обязанности перед государством пребывания, возможность служить в армии пребывания – по национальному законодательству)

3) Право въезда-выезда (безвизовый режим, визовый режим – упрощенный или классический). Отказать иностранцу во въезде государство может без объяснения причин, но отказать в выезде можно только по решению суда.

4) Установление пределов ответственности. Иностранцы не могут быть субъектами некоторых правонарушений. Привлекаются обычно наравне с гражданами страны пребывания, однако могут существовать исключения.

Двойное гражданство – правовое состояние ФЛ, когда оно является гражданином двух или более государств одновременно.

Источники возникновения:

1) Рождение ребенка от родителей, проживающих на территории государства, которое применяет принцип почвы и при этом являющихся гражданами государства, применяющего принцип крови

2) Вступление в брак с иностранцем, если законодательство одного из супругов не предусматривает автоматического лишения гражданства при вступлении в брак, а законодательство государства другого супруга автоматически предоставляет гражданство

3) Натурализация (ФЛ приобретает гражданство другого государства, не теряя прежнего)

Специфика статуса: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина, соответственно, лицо, состоящее в гражданстве двух или более государств в полном объеме пользуется правами и несет обязанности гражданина той страны, на территории которой постоянно проживает.

Некоторые государства запрещают двойное гражданство (США). Другие государства позволяют двойное гражданство, но в таком случае государство должно урегулировать возникающие последствия с другим государством. Некоторые соглашения направлены на ликвидацию двойного гражданства. В них предусмотрено право оптации (гражданин в течение определенного срока должен выбрать гражданства, иначе у него сохранится только гражданство страны постоянного проживания).

Отсутствие гражданства – правовое состояние лица, когда оно не имеет гражданства какого-либо государства.

Источники возникновения:

1) Вступление в брак, когда государство автоматически лишает гражданства одного из супругов, а государство другого супруга не предоставляет гражданство автоматически

2) Лишение гражданства

Выделяют относительное и абсолютное безгражданство. Относительное безгражданство является последствием утраты гражданства, а абсолютное безгражданство предполагает отсутствие гражданства с момента рождения.

Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. РФ не участвует в этих конвенциях (только внутренние меры: выход из гражданства – необходимость доказательства перспективы приобретения другого, рождение ребенка у лиц без гражданства – предоставление ему гражданства)

Правовой статус апатридов приближен к иностранцам. Они имеют права и несут обязанности наравне с гражданами РФ за исключениями, предусмотренными законом. Специфика: отличие правового статуса апатрида от иностранца состоит в том, что:

1) Апатрид не имеет права на дипломатическую защиту

2) Апатрид починяется только законам страны пребывания (иностранец – еще и государства, гражданином которого является)

В соответствии с Конвенцией 1961 года предусматривается создание специального международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение положений конвенции ее участниками. Сейчас эти функции возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

 

Право убежища

 

Право убежища было предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Согласно ст.14, каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Данное право не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении не политического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Политическое убежище – предоставление государством лицу возможности укрыться от преследования по политическим мотивам, которому оно подвергалось в стране своего гражданства.

Преследование по политическим мотивам – преследование за политические убеждения, за общественную деятельность, за расовую, религиозную или национальную принадлежность. В международной практике различают дипломатическое и территориальное убежище.

Дипломатическое убежище – это убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз. Современное МП запрещает предоставление дипломатического убежища (т.к. территория дипломатических представительств может использоваться только для их целей, которой предоставление убежища не относится). Большинство государств не признает дипломатическое убежище. Другие государства не допускают дипломатическое убежище на своей территории, но сами его предоставляют (Великобритания, США, Франция). Часть государств и предоставляют, и разрешают предоставлять на своей территории.

Территориальное убежище – предоставление убежища на территории иностранного государства. Декларация о территориальном убежище 1968 года, принятая ГА ООН. В соответствии с Декларацией, право убежища должно уважаться всеми государствами, но на это право не может ссылаться лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило международное преступление. Убежище не предоставляется также лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, и лицам, дезертировавшим из ВС другого государства.

Для получения убежища сначала подается заявление. Однако государство само решает, есть ли основание для предоставления убежища или нет. Нужно учитывать, есть ли угроза для лица, и время, в течение которого угроза сохраняется. Статус политического беженца влечет ряд последствий:

1) Государство, предоставившее политическое убежище, обязано не выдавать лицо, которое это убежище получило

2) Государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание квази-дипломатической защиты в случае нарушения прав политического беженца за рубежом

3) Государство, предоставившее убежище, несет ответственность за всю его деятельность

Статус политического беженца практически равнозначен статусу апатрида с учетом дополнительных последствий. Прекращение действия убежища:

1) Исчезновение обстоятельств, вынудивших лицо искать убежища

2) Отмена решения о предоставлении убежища

3) Натурализация политического беженца в государстве, предоставившем убежище (получение статуса гражданина)

В РФ есть специальное положение, утвержденное Указом Президента РФ. Предоставление убежища осуществляется на основании Указа Президента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...