Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии.

 

Возможности различных видов спорта в укрепле­нии здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении об­щей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступа­ет как ведущий фактор, который определяет не только гармони­ческое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной дея­тельности.

В экономике труда известен постулат, который коротко и емко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здо­ровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональ­ную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обла­дает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам...

Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, — это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)

Общее физическое состояние человека зависит от многих фак­торов как естественных, гак и социальных, но главное — оно уп­равляемо. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических уп­ражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма.

Именно поэтому физическая культура и спорт широко исполь­зуются для укрепления здоровья, физического развития и подго­товленности человека в современном обществе. Фактически физи­ческая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития. Значит физическая культура и ее со­ставная часть — студенческий спорт — в структуре образователь­ной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специ­алистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дис­циплины, но и как средство направленного развития целостной личности.

Современный труд специалиста, требующий в основном интел­лектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, су­щественно отличается от труда чисто физического. В последнем, мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Ум­ственная же работа — достижение природы на более высоких сту­пенях ее развития, и организм человека, естественно, еще не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от пере­напряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомле­ния в отличие от физического (мышечного) не приводит к автома­тическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбужде­ние, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

Если человек находит­ся в состоянии относительного покоя (скажем, сидит в кресле), то мышцы его не совершают почти никакой работы. В таком состо­янии через мышцы тела протекает совсем немного крови. Лишь 15—20% ее идет к мышцам, а остальная по сосудам направляется к печени, мозгу и т. д. В организме человека почти 160 млрд. ка­пилляров, длина их примерно 100 тыс. км. Когда мышцы находят­ся в покое, то работает лишь 10% капилляров. Как только мышцы включаются в какую-либо работу, сразу же возрастает их запрос на энергетические вещества и кислород. Вступают в силу различные физиологические механизмы, усиливающие деятельность сердца, раскрываются резервные капилляры, улучшается питание мышеч­ной ткани работающей мышцы, исчезает явление атрофии. В то же время повышается тренированность сердечной мышцы, что возможно лишь при работе мышечного аппарата человеческого тела.

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий ор­ганизм с его сложными функциями по существу остается без изме­нений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормаль­ного функционирования требует физической нагрузки. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, в том числе и «болезнь века» — заболевания сердечно-сосудистой системы (а она все больше и больше «молодеет», захватывая и молодых людей), во многом объясняются именно недостатком движений. Так, по данным Всемир­ной организации здравоохранения, смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35—44 лет в 80-е годы возросла на 60%. Эти так называемые «болезни цивилизации» особенно час­ты у представителей профессий, связанных с малоподвижным на­пряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками. А подобных профессий сейчас большинство.

Специальными исследованиями выявлено, что организм физи­чески активных мужчин 50—60 лет обладает более высокими фун­кциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличались повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Поэтому здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки — это сближающиеся в настоящее время понятия. Мышечный «голод» для здоровья че­ловека так же опасен, как недостаток кислорода, питания и вита­минов, что неоднократно подтверждено различными эксперимен­тами.

Не случайно ныне уделяется значительное внимание различным активным мерам профилактики, направленным на преодоление тех от­рицательных последствий, которые связаны в жизнедеятельности человека с отдельными сторонами технического прогресса. В этом процессе не последняя роль отводится физической культуре и спорту, через которые можно укрепить здоровье, значительно под­нять функциональные возможности, использовать резервы повы­шения общей дееспособности в различных условиях производства и быта — ведь адаптационные возможности организма человека чрезвычайно велики. Примером тому может служить высокий уро­вень специальной психофизической подготовленности космонавтов к совершенно необычным условиям жизнедеятельности в космосе. Об этом же говорят и выдающиеся достижения спортсменов в раз­личных вилах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представле­ния о возможностях человеческого организма.

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — все это требует от учащихся и сту­дентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо­физической подготовленности. Изучение многими исследователя­ми бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными усло­виями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уров­нем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе.

В период экзаменов буквально «затворниками» становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегуляр­ный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Что это, слу­чайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, «обычные» заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащи­еся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерываю­щие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти «подводные рифы» студенческой жизни.

Поэтому, в принципе, выбор студентом любой формы двига­тельной активности: разнообразный физический труд, танцы, заня­тия физической культурой, различными видами спорта — уже сам по себе становится благоприятным явлением для организма, пос­кольку снижает дефицит двигательной активности, способствует нормальному функционированию разнообразных систем организма, укрепляет здоровье.

 


Заключение.

 

Развитие физической культуры и спорта наиболее важная составная часть государственной социально-экономической политики.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Отмечается, что в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В настоящее время в Самаре существует множество молодежных спортивных организаций, ниже я перечислю некоторые из них:

· Федерация студенческой молодежи авиационного института г. Самары

· Молодежный гандбольный клуб "Рубин"

· Футбольно-хоккейный клуб "Сызрань"

· Молодежное спортивное объединение "Спарта"

· Любительское спортивное молодежное объединение "Спутник"

· Самарский детский баскетбольный спортивный клуб "Олимпия"

· Детско-юношеский гандбольный Клуб "Союз"

· Ассоциация средних педагогических учебных заведений Самарской области

· Детский футбольный клуб "Жигули"

· Подростково-молодежный спортивный клуб "Сокол"

· Студенческий баскетбольный спортивный клуб "Буревестник" г. Самары

· Детско-молодежный спортивный центр "Барс"

· Региональная молодежная общественная организация физкультурно-спортивный клуб "Виктория"

· Молодежная общественная организация Физкультурно-спортивного клуба "Трудовые резервы" г. Самары

· Региональная общественная организация "Детско-молодежный центр ЦСК ВВС"

· Самарская областная организация Российского Коммунистического Союза Молодежи

· Региональная общественная организация "Детско-юношеский спортивный клуб "Отрок"

· Самарская региональная общественная организация "Детско-юношеский баскетбольный клуб "АРИЕС".

· Бассейн "ФОЦ СГАУ/ Физкультурно-оздоровительный центр СГАУ"

· Бассейн "Нефтяник"

Подробно я хочу рассмотреть спортивную деятельность стадиона «Металлург», бассейна «ЦСК ВВС».

В бассейне ЦСК ВВС за последнее время произошли некоторые изменения, связанные с его реконструкцией.

Отныне каждый бассейн будет работать в автономном режиме. Прежде, в период соревнований, ущемленными себя чувствовали те, кто приходили заниматься по абонементам, так как в комплексе находилась лишь одна "раздевалка". С постройкой на месте "лягушатника" второй душевой и раздевалки проблема сошла на "нет". "Лягушатник" как таковой больше не существует, но дети смогут плавать в закрытой ванне. Специальная инженерная конструкция с поднимающимся дном позволит обеспечить необходимую для них глубину. Уместно отметить, что и подогрев воды в бассейнах с недавних пор автоматический, а установка алюминиевых витражей и пластиковых окон привела к существенному энергосбережению.

В комплексе появились и новые залы: для шейпинга, степ-аэробики и настольного тенниса. Что касается режима работы, то открытую ванну большие изменения не затронули. Готовых же решений относительно закрытого бассейна пока нет.

Появилась возможность заниматься в гораздо более вместительном тренажерном зале и не томиться в ожидании, когда освободится тот или иной тренажер.

С открытием обновленного плавательного комплекса никто не собирается взвинчивать цены за предлагаемые услуги. У бассейна огромная пропускная способность, примерно 2,5 – 3 тысячи человек в день. Высокие цены только ограничат число клиентов. Бассейн, вообще, всегда ориентировался на массовость. Ради достижения этих целей рассматривается вопрос и об увеличении вечернего времени для клиентов до 22-23 часов. Но это произойдет лишь в том случае, если данные часы окажутся востребованными. Продажа абонементов и пропускная система будут полностью компьютеризированы.

Стадион «Металлург». Вместимость - 35000 мест, в том числе 11673 кресла на западной трибуне и 3500 (2 сектора по 1750) кресел на восточной трибуне (всего на трибуне 13000 мест). Еще 10000 зрителей вмещает северная трибуна (без кресел). Действует жидкостная система искусственного подогрева. Из 59 лет, что существует самарская футбольная команда "Крылья Советов", 31 год они играют на "Металлурге.

"КС" провели на "Металлурге" на 1 мая 2001 года 555 матчей в чемпионатах страны: одержано 335 побед, 123 матча сыграно вничью, поражений - 97, разница забитых и пропущенных мячей составляет 951 и 461 мяч соответственно. В 555 матчах забито 1412 мячей. Средняя результативность составила 2,55 гола за матч.

В высшем дивизионе "КС" на "Металлурге" провели 187 матчей: 84 победы, 48 ничьих, 55 поражений, забили 239 и пропустили 210 мячей. В 187 матчах было забито 449 мячей. Средняя результативность составила 2,42 гола за матч.

 

Список литературы.

 

1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

2. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологические исследования. № 12, 1998.

3. Психология масс. Хрестоматия. – Самара, 1998.

4. Пульс. Информационно-аналитический сборник. - № 12 (696). – 2002.

5. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи. // Социологические исследования. № 1, 2002.

6. Суслова Л. Диагноз – телемолодежь. // Учительская газета. - № 18. – 30 апреля 2002.

7. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по специальности «Физ. Культура»/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

8. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ, 2000.

9. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. – М.: Российское педагогическое агентство. 1997.

10. Щенникова Л.С. Эстетические и культурные интересы. // Псков, №9, 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...