Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение технических средств в учебном процессе




Рассмотрим этот вопрос на примере использования технических средств в пожарно-тактической подготовке.

Тактическая подготовка является главным звеном в организации боевых действии подразделений по тушению пожаров, поэтому ей уделяют особое внимание.

Одним из видов тактической подготовки является разбор пожаров, который проводят в сроки, указанные "Программой подготовки личного состава ГПС МВД России".

Для разбора пожаров готовят наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы), характеризующие процесс развития и тушения пожара. Эти пособия можно экспонировать с помощью различ­ных технических средств обучения (ТСО).

Подготовка к проведению разбора пожаров начинается с изготов­ления необходимых чертежей, схем, графиков, таблиц на обычных стан­дартных ватманских листах, которые в дальнейшем фотографируются на

Рис. 6. Размещение кодограмм со схемами наращивания:

а — генеральный план объекта, на котором произошел пожар; б — обстановка к

моменту прибытия первого пожарного подразделения; в — расстановка сил и

средств, прибывших по повышенному номеру вызова; г — расстановка сил и

 

средств на момент локализации


цветную слайдовую пленку для изготовления позитивов. Перед началом разбора пожара определяется порядок показа диапозитивов. Важно, чтобы обучаемые получили возможность детально рассмотреть показываемый ма­териал, установить взаимосвязь между показываемыми фрагментами. По­каз должен сопровождаться кратким пояснением каждого кадра. Необхо­димо выдерживать принцип перехода от первоначальной обстановки к конечной, воспроизводя ее в определенной последовательности. Диапо­зитивы надо располагать в порядке нарастающей сложности обстановки. Это означает, что текст и изобразительный кадр каждого последующего диапозитива должны включать в себя новые элементы обстановки. Компо­зиционно показ диапозитивов строится так, чтобы обучаемые могли видеть обстановку на пожаре и размышлять над ее изменениями. При этом надо выделить главное, чтобы просмотр помог формированию единых понятий и выработке соответствующих решений и предложений по улучшению тактики тушения пожаров. Для более эффективного воздействия на обу­чаемых показ натурных изображений (место возникновения пожара, дей­ствия личного состава, установка пожарных автомобилей на водоисточ­ники, прокладка рукавных линий, спасание людей, эвакуация материа­льных ценностей и т. д.) рекомендуется сочетать с поясняющими схемами, графиками, таблицами, что способствует более глубокому осмыслению, усвоению и анализу материала.

Если события, происходящие на экране, представляют интерес, они захватывают внимание обучаемых, а непосредственным участникам этих событий представляется возможность проанализировать свои действия и сделать соответствующие выводы.

Во время демонстрации могут быть заданы вопросы, направленные главным образом па уточнение деталей обстановки с целью ее анализа в тот или иной момент, предшествующий или идущий за показанным.

Экспонируя на экране кадр диапозитива, выступающий па разборе обращает внимание обучаемых на главные элементы обстановки на пожаре и действия должностных лиц при выполнении отдельных распоряжений.

Таким образом, просмотр диапозитивов — это не пассивное созер­цание и запоминание, а напряженная умственная деятельность по осмыс­лению, анализу и синтезу всего показанного и рассказанного.

Большими возможностями в последовательном и четком отобра­жении изменения обстановки на пожаре и оценки действий пожарных подразделений имеет способ графического проектирования с помощью графопроектора. Накладывая одну кодограмму на другую, руководитель постепенно усложняет или раскрывает обстановку и действия, происхо­дящие на пожаре, начиная с момента обнаружения пожара до его ликви­дации. Кодограммы, на которых составляют схемы, изготавливают на про­зрачных пленках размером 200x200 мм. Для удобства пользования кодо­граммы со схемами одного пожара подклеивают одну к другой (рис. 6) и показывают в определенном порядке, например: генеральный план объ­екта, на котором произошел пожар, далее на него накладывают кодограмму


с обстановкой к моменту прибытия первых сил и средств, следующая кодограмма — момент действия первых прибывших подразделений, затем кодограмма с обстановкой на момент прибытия сил и средств по повышен­ному номеру вызова и т. д. до кодограммы с конечной обстановкой на момент ликвидации пожара.

Такой способ позволяет в динамике показать развитие пожара, поло­жительные и отрицательные стороны в действиях подразделений пожарной охраны и многое другое.

Проекционными аппаратами можно проецировать на экран непро­зрачные объекты: фотографии, рисунки, схемы, тексты, таблицы, которые помогаю г представить обстановку на пожаре. При показе фотографий, схем и т. п. необходимо затемнение помещений. Эпипроекция передает цвет плоских и непрозрачных объектов сравнительно небольших размеров (110x140 мм), что следует учитывать при изготовлении схем, графиков, таблиц, подлежащих проецированию на экран. Эпипроекция привлекает простотой получения цветного изображения. При разборе пожаров заслу­живает внимания изготовление и применение серии специально подготов­ленных схем, фотоснимков и других иллюстраций, наклеенных на бумаж­ную или другую ленту. Ее называют эпифильмом или просто эпилентой. Чтобы все изображения поместились в кадровом окне эпидиапроектора, фотографии или схемы следует кадрировать, т. е. вырезать или вычерчивать по шаблону. Его размеры: внешний 160x160 мм и внутренний 110x140 мм. Источником иллюстрированного материала служат фотографии, снятые во время тушения пожара, и предварительно составленные схемы по развитию и тушению пожаров, аналогично примеру при использовании кодоскопа.

В процессе специального первоначального обучения и последующей боевой подготовки в пожарных частях могут применяться два вида програм­мированного обучения: безмашинное и машинное. Технология их приме­нения определяется дидактическими задачами, которые предстоит решать, и наличием в пожарных частях технических устройств (машин).

Безмашинное программированное обучение использует: учебные программированные пособия (программированные учебники, технологи­ческие карты и контрольные карты).

Машинное программированное обучение базируется на использо­вании различных технических устройств, которыми могут быть: обучаю­щие, информационные и контролирующие устройства, а также компью­теры. Они существенно улучшают процесс обучения, позволяют индивиду­ализировать его, осуществлять текущий и рубежный контроль, чем повы­шается его качество и объективность.

Целостно система компьютерного обучения представлена на рисунке 7.

Составляющими инструментами подсистемы являются:

- автоматизированный учебник (АУ);

- автоматизированная обучающая система (АОС);

- автоматизированная обучающая система контроля качества обу­
чения (АСККО);


Рис. 7. Система компьютерного обучения

- автоматизированнная учетная программа (АУП);

- автоматизированная контрольная программа (АКП).
Особенностью системы компьютерного обучения является то, что

в ней изучение содержания каждого предмета, а также выявление связей, отношений между предметами и явлениями зависит от самого обучающе­гося. Оно определяется в первую очередь способностями пожарного, а также его отношением к обучению, умением самостоятельно добывать знания, гибкостью и быстротой мышления, трудоспособностью и куль­турой работы.

Эффективность обучения с помощью компьютера в значительной степени зависит и от качества обучающих программ. Когда обучающая программа составлена грамотно, то работа с дисплеем невольно увлекает обучающихся, усиливает их активность, позволяет осуществлять само­контроль и повышает чувство ответственности. При этом единство усвоения учебного материала и его контроля обеспечивается самим процессом рабо­ты, что приводит к получению достаточно глубоких знаний.

Одновременно у бойцов вырабатывается и воспитывается систем­ность в работе, так как без этого просто невозможно усвоить программу или правильно решить задачу и получить необходимый результат. Здесь каждый обучающийся быстро убеждается в том, что даже незначительная ошибка, вызванная недостаточным вниманием или неорганизованностью, сведет на нет всю работу.

Внедряемые сегодня компьютерные технологии существенно опти­мизируют труд разных подразделений всего гарнизона (пожарной части), в первую очередь преподавателя, интенсифицирует учебно-воспитательный процесс, индивидуализирует обучение пожарных.


Наряду с внедрением компьютерного обучения можно предполо­жить, что в скором времени в учебно-воспитательном процессе найдут применение такие новые технологии, как использование программных средств для создания мультимедиа, использование видеоресурсов, исполь­зование телекоммуникаций с образовательной сетью регионов (ведомств). Последнее обеспечивает организацию дистанционного обучения специа­листов пожарной охраны.

Рассмотренные выше способы применения технических средств обу­чения при разборе пожаров показывают их преимущество перед тради­ционными способами, когда вывешивают таблицы, схемы. Высокая мане­вренность экранных средств обучения — одно из существенных преиму­ществ. Они иллюстрируют слово выступающего, способствуют осознанию и запоминанию слушателями материала. С помощью экранных средств имеется возможность получить увеличенное изображение, безупречно чет­кое и точное по исполнению. При этом обеспечивается отчетливая види­мость не только общих контуров, но и деталей схемы, в том числе различ­ных чисел и обозначений. Эпиленты, кодограммы, диапозитивы можно использовать многократно, они удобны для хранения.


ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ

ДОКУМЕНТАЦИЯ В ДЕЖУРНОМ

КАРАУЛЕ

Оперативно-служебная документация дежурного караула, имеющая своей целью упорядочение организации несения службы, порядка высылки сил и средств на пожар, организации боевой подготовки, газодымоза-щитной службы, в конечном итоге должна оказывать помощь начальнику дежурного караула. Частичный перечень оперативно-служебных документов представлен ниже и включает:

 

№ п/п Наименование документа Периодичность разработки, корректировки Место хранения Срок хранения
         
/ Расписание занятий по бое­вой подготовке Ежемесячно У заместителя руководителя подразделения 1 год по исте­чении учебно­го года
  Приказ (выписка из приказа), объявляющий решение главы администрации «Об утвер­ждении расписания выезда подразделений гарнизона (Плана привлечения сил и средств)» 1 раз в год и по мере надобно­сти Пункт связи части (специализиро­ванного подраз­деления) До отмены или замены новым
  Планы и карточки тушения пожаров По мере надобности —»— До замены новым
  Инструкции о взаимодейст­вии подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения —»— —»— До отмены или замены новым
  Журнал пункта связи В течение де­журных суток —»— 3 года после заполнения
  Журнал учета людей, нахо­дящихся в детских и лечеб­ных учреждениях в ночное время суток Ежедневно 21.00,22.00 —»— До замены новым
  Перечень адресов сотрудни­ков подразделений пожарной охраны По мере надобности —»— —»—
  Инструкция по работе дис­петчера пункта связи части —»— —»— До отмены или замены новым
  Путевка для выезда дежурно­го караула на пожар —»— —»— До окончания исследования боевых дейст­вий
  Позывные радиостанций ЦУС (ЦППС) и подразделе­ния 1 раз в год ПСЧ (специали­зированного под­разделения), каж­дый пожарный автомобиль До замены новыми

Продолжение табл.

 

         
  План-карта района выезда с нанесенными водоисточни­ками, пожароопасными объ­ектами. Карта (схема) насе­ленных пунктов (для ПЧ, дислоцированных в сельской местности) 1 раз в год и по мере надобности Пункт связи части До замены новыми
  План-карта зоны обслужива­ния специализированного подразделения ГПС 1 раз в год Пункт связи специализиро­ванного подраз­деления —»—
  План передислокации спе­циализированного подразде­ления ГПС По мере надоб­ности У руководителя подразделения (пункт связи специализиро­ванного подраз­деления) —»—
  Документы по гражданской обороне (перечень определя­ется в установленном поряд­ке) 1 раз в год и по мере надобности Пункт связи части (специали­зированного подразделения) —»—
  План ликвидации аварийных ситуаций и аварий на пред­приятиях, охраняемых по договорам (для объектовых подразделений ГПС) Ежегодно Пункт связи объектового подразделения —»—
  Журналы регистрации про­верок № 1, № 2 СИЗОД После работы в СИЗОД Контрольный пост ГДЗС 1 год после замены новы­ми
  Журнал учета работающих звеньев ГДЗС См. Наставление по ГДЗС Контрольный пост ГДЗС, каж­дый пожарный автомобиль До отмены или утраты практическо­го значения
  Уставы, наставления, указа­ния, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации служ­бы, подготовки и пожароту­шения По мере поступ­ления В папке началь­ника караула До отмены или замены новыми
  Выписки из приказов о до­пуске личного состава карау­ла к самостоятельному де­журству По мере надобности —»— До замены новыми
  Табели боевого расчета на пожарные автомобили, со­стоящие на вооружении (ава­рийно-спасательного обору­дования) —»— —»— —»—
  Табели положенности по-жарно-технического воору­жения (аварийно-спасатель­ного оборудования) —»— —»— —»—

Продолжение табл.

 

         
  Распорядок дня*   —»— До отмены или замены новыми
  Функциональные обязанно­сти и должностные инструк­ции личного состава караула По мере надобности —»— —»—
  Обязанности лиц внутренне­го наряда караула* —»— —»— —»—
  Инструкция о мерах пожар­ной безопасности в помеще­ниях подразделения —»— —»— —»—
  Книга службы В течение боево­го дежурства В кабинете начальника караула 3 года после заполнения
  Учебный журнал (для каждо­го караула) В течение учеб­ного года —»— 2 года по ис­течении учеб­ного года
  Журнал учета зачетов (инст­руктажей) по технике безо­пасности 1 раз в год по мере надобности —»— 5 лет
  Личные карточки газодымо-защитников После работы в сизод —»— 1 год после замены новы­ми
  Журнал учета участков, пе­рекрытых проездов и неис­правного противопожарного водоснабжения 2 раза в год —»— До замены новым
  Эксплуатационные карточки пожарных автомобилей под­разделения Заполняются водителями в течение года —»— 3 года
  Журнал испытаний пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования В соответствии с требованиями Правил по тех­нике безопасно­сти —»— 3 года после замены новы­ми
  Карточки боевых действий караулов на пожарах По результатам исследования, но не позже 10 су­ток после пожа­ра —»— 1 год после замены новы­ми
  Паспорта напорных и всасы­вающих пожарных рукавов После проведе­ния испытаний —»— До списания рукавов
  Ведомость состояния рукав­ного хозяйства подразделе­ния 2 раза в год —»— 3 года
  Журнал учета ТО пожарного автомобиля Заполняется водителем после проведения ТО и проверяется начальником караула —»— 1 год после замены

Окончание табл.

 

         
  Справочники телефонов АТС населенного пункта (объекта), служб жизнеобеспечения, соот­ветствующих ОВД и подразде­лений гарнизона 1 раз в год Пункт связи части До замены новыми
  Справочники телефонов де­журных частей УГПС (ОГПС) территориальных и региональ­ных центров МЧС России, служб жизнеобеспечения в зоне обслуживания*** По мере на­добности Пункт связи специализиро­ванного подраз­деления —»—
  Справочник улиц, переулков, проездов, тупиков, площадей города с указанием номеров домов 1 раз в год Пункт связи части (специали­зированного подразделения), каждый пожар­ный автомобиль —»—
  Справочник и планшет водо­источников района выезда подразделения (кроме районов сельской местности) 2 раза в год по мере надобно­сти —»— —»—
  Книга входящих телефоно­грамм По мере поступления информации Пункт связи части (специали­зированного подразделения) 1 год
  Техническая и специальная литература и ее опись По мере поступления В библиотеке начальника ка­раула До утраты практическо­го значения

Примечания:

1. Документы, отмеченные знаками:

*) должны быть вывешены на видных местах в помещениях караула и соот­ветствующим образом оформлены;

**) ведутся в специализированных подразделениях ГПС, имеющих закреплен­ный район выезда;

***) составляются только для специализированных подразделений ГПС.

2. Документы, указанные в Перечне, разрабатываются в каждом подразделе­
нии УГПС (ОГПС), к том числе и специализированных подразделениях ГПС.

3. Порядок разработки документов и ответственных за их исполнение (обновле­
ние) устанавливает руководитель подразделения пожарной охраны.

4. В каждом подразделении заводится папка начальника караула, в которой
хранятся документы согласно настоящему Перечню.

5. Документы по ГО хранятся в сейфе (металлическом несгораемом шкафу) в
кабинете начальника караула, ключи от которого должны находиться у начальника
караула. При приеме-сдаче дежурства начальники караулов проверяют и сдают их в
установленном порядке.

6. Другие документы, необходимые для повседневной деятельности подраз­
деления, изложены в соответствующих нормативных правовых актах МВД России.

7. Руководители подразделения должны не реже одного раза в месяц контро­
лировать порядок хранения, ведения, использования всех документов и своевременно
вносить в них коррективы и уточнения.


Всю оперативно-служебную документацию дежурного караула под­бирают по направлениям, из которых комплектуют рабочие папки, один из вариантов которых может быть следующим:

- папка № 1 с документацией по газодымозащитной службе;

- папка № 2 с документацией но производственной санитарии;

- папка № 3 с указаниями, приказами, обзорами по вопросам пожа­
ротушения, службы;

- папка № 4 с документацией по организации боевой и служебной
подготовки;

 

- папка № 5 с документацией по пожарному водоснабжению и
рукавному хозяйству. Для каждой из таких рабочих папок составляют опись
наличия документов;

- папка № 6 с инструкциями о взаимодействии.

Кроме этой документации в дежурном карауле имеется докумен­тация, образцы и описание которой представлены в других главах книги.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...