Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон достаточного основания




Четвёртый закон правильного мышления – закон достаточного основания. Он выражает то качество логического мышления, которое называется доказательностью. Согласно этому закону, для того, чтобы признать суждение о предмете истинным, должно быть указано достаточное основание. Напротив, не удовлетворяющим закону достаточного основания будет всякое суждение, в котором утверждение выставляется без указания достаточного основания, в силу которого утверждаемое утверждается. Как и остальные логические законы, закон достаточного основания может быть выражен общей формулой, а именно: «если есть В, то есть как его основание А».

Формула эта означает, что закон достаточного основания выражает не только обусловленность наших истинных мыслей, но и обусловленность действительных фактов и событий. Ни один факт не может иметь место, ни одно событие не может наступить, если они не обусловлены другими фактами и другими событиями. Ни одна мысль не может быть признана истинной, если нет достаточного основания для её истинности в других истинных мыслях. При этом истинной может быть только та мысль, которая правильно отражает действительные факты.

 

Контрольные вопросы к лекции 1:

1) Каковы два основных этапа научного познания?

2) К какому виду наук относится логика?

3) Назовите два основных вида познавательной деятельности человека и опишите их структуру.

4) Каковы три свойства правильного мышления?

5) Какое свойство правильного мышления отражает закон тождества?

6) Какое свойство правильного мышления отражает закон противоречия?

7) Дайте определения двух основных видов противоположных суждений? Каково их важное отличие и связь с законом исключенного третьего?

8) Какое свойство правильного мышления отражает закон достаточного основания?

Лекция 2

Всякая мысль всегда есть мысль о каком-либо предмете, или, как говорят в логике, о каком-нибудь объекте. Объектом нашей мысли могут быть вещи, их свойства, их действия, отношения между ними и т. д. Эти вещи и их свойства могут действительно существовать и могут быть несуществующими, мнимыми, воображаемыми. Мысль, посредством которой:

1) выделяется известный предмет,

2) раскрывается часть содержания этого предмета и

3) утверждается, отношение между предметом и выделенной частью его содержания, называется в логике суждением.

Мысль, выделяющая предмет суждения, называется в логике субъектом суждения (от латинского слова «subjectum», «подлежащее»). Мысль, раскрывающая в суждении часть содержания, принадлежащего предмету, называется предикатом суждения (от латинского слова «praedicatum», «сказуемое»). Мысль, раскрывающая рассматриваемую в суждении связь между его субъектом и его предикатом, называется отношением.

Всякое рассуждение состоит из суждений. В науке всякий закон выражается в форме суждения. В каждой мысли необходимо отличать логический состав мысли от его грамматического выражения. Грамматически мысль о предмете, его содержании и отношении между ними выражается в форме предложения. Предложение – форма выражения мысли в языке, или словесное выражение суждения. Однако грамматическое предложение – далеко не то же самое, что логическое суждение. Предложение есть лишь словесное выражение мысли. Но каждая мысль может быть выражена в слове не только одним единственным способом. Существует, вообще говоря, множество способов грамматического, словесного выражения одной и той же мысли. При этом логический состав мысли – предмет, содержание, отношение между предметом и содержанием – может остаться одним и тем же. Мысли, посредством которых выражаются субъект, предикат и отношение, называются в логике понятиями.

В каждом суждении наша мысль может выделить понятия, при помощи которых мыслятся субъект, предикат и отношение. Для задач практической жизни и для научного познания достаточно, если из всего огромного множества свойств предмета мысль наша выделит только некоторые свойства, однако выделит; наиболее важные и выделит таким образом, что каждый из признаков, отмечающих эти свойства, отдельно взятый, окажется совершенно необходимым, а все признаки, вместе взятые, окажутся совершенно достаточными для того, чтобы при помощи них отличить данный предмет от всех других, познать данный предмет по какой-то стороне его содержания.

Такая группа признаков называется группой существенные признаков предмета, а мысль о предмете, выделяющая в нём существенные признаки, называется понятием. При помощи существенных признаков предмет легко может быть отличен не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь. Каждая группа существенных признаков, которая может быть выделена в мысли о предмете, образует особое понятие об этом предмете. Каждая группа или система существенных признаков представляет только часть всех, в том числе и существенных, признаков данного предмета. В действительном предмете все принадлежащие ему признаки находятся вместе, в связи между собой. Но понятие выбирает или выделяет из всей огромной массы принадлежащих предмету признаков только ту группу, которая характеризует предмет с той именно точки зрения, с какой мы его изучаем или рассматриваем.

В повседневной практике мышления люди пользуются не строго установившимися понятиями, но лишь представлениями о предмете. Представление, так же как и понятие, есть мысль, выделяющая в предмете известные признаки этого предмета. Но в представлении, во-первых, не выделяются непременно существенные признаки. Во-вторых, в представлении признаки устанавливаются не одинаково и зависят от лица. представляющего предмет, от психологических обстоятельств в каждом отдельном случае. Так, если два человека представляют себе, например, квадрат, то их представления будут, конечно, отличаться друг от друга. Один представит себе большой квадрат, начерченный на листе бумаги, другой – квадрат, нарисованный на доске, и т. д. и т. п.

Напротив, в понятиях, устанавливаемых наукой, признаки берутся только существенные и берутся таким образом, что всякий раз, когда данное понятие мыслится, состав его существенных признаков не подвергается случайным изменениям, не зависит от того, какое лицо и в каком психологическом состоянии мыслит данное понятие. Так, если два человека знакомы с геометрией, то понятие о квадрате у них будет одно и тоже: и тот и другой будут разуметь под квадратом прямоугольник, у которого все стороны равны. Именно эти свойства – определённость и точность, с какой в содержании понятия устанавливаются его существенные признаки – делают понятие формой научного мышления.

 

Содержание и объём понятия

Совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия. Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объёмом этого понятия. Понятия делятся на классы: 1) с точки зрения реального существования предметов понятий, 2) с точки зрения количества предметов, мыслимого посредством понятий, и 3)с точки зрения отношений между понятиями по содержанию и по объёму.

С точки зрения реального существования предметов понятий все понятия делятся на: 1) конкретные и 2) абстрактные, иначе отвлечённые.

Конкретными называются понятия, предметы которых реально существуют в качестве вещей материального мира. Таковы, например, понятия: «книга», «дерево», «самолёт».

Абстрактными, или отвлечёнными, называются понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо один из признаков предмета, отдельно взятый от самого предмета. Таковы, например, понятия: «белизна», «доблесть», «разумность». Предметы этих понятий существуют не так, как самостоятельные вещи: существуют белые снега, доблестные люди, разумные мысли и поступки и т. д. и т. п., но не «белизна» как отдельный предмет, не «доблесть» как отдельный предмет и не «разумность» как отдельный предмет. «Отвлечёнными» эти понятия называются потому, что предметы их образованы мышлением путём абстракции, или отвлечения.

С точки зрения количества предметов, мыслимых посредством понятий, все понятия делятся на 1) общие, 2) единичные и 3) собирательные.

Общими называются понятия, посредством которых мыслится не отдельный предмет, а целый класс однородных предметов, носящих одно и то же наименование. Общими будут, например, понятия: «круг», «человек», «суждение».

Единичными называются понятия, посредством которых мыслится один единственный предмет, например понятия: «Пётр», «Сириус», «Киев».

Собирательными называются понятия, посредством которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится эта группа в качестве единого предмета. Таковы, например, понятия: «созвездие», «батальон», «роща».

По содержанию понятия могут быть либо сравнимыми между собой, либо несравнимыми, или иначе диспартными. Сравнимыми называются понятия, в содержании которых, несмотря на различие известных, иногда весьма многих признаков, имеются также и некоторые общие им и потому допускающие сравнение признаки. Сравнимые понятия могут быть по содержанию либо совместимыми между собой, либо несовместимыми или противоположными. Совместимыми называются два таких понятия, в содержании которых нет признаков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объёмов этих понятий. Несовместимыми называются два таких понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность не только полного, но и частичного совпадения объёмов обоих понятий. Таковы, например, понятия «больной» и «здоровый». Невозможно найти такой предмет, который одновременно принадлежал бы к объему обоих этих понятий. Иными словами, объёмы таких понятий не могут даже частично совпадать между собой.

Совместимые понятия бывают либо равнозначащие, либо подчинённые друг другу, либо перекрещивающиеся.

Равнозначащими понятиями называются такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объёмы таких понятий совпадают, оказываются тождественными. Таковы, например, понятие перпендикуляра, восстановленного в плоскости круга к конечной точке его радиуса, и понятие неограниченной прямой, имеющей то же направление и проходящей через ту же точку окружности круга. Оба эти понятия имеют в своём содержании различные признаки, но один и тот же объём, так как такой перпендикуляр и такая прямая совпадают. Или, например, понятие «основатель науки логики» и «философ – воспитатель Александра Македонского». И здесь признаки, входящие в содержание этих двух понятий, различны, но объемы обоих понятий совпадают, так как основателем науки логики и философом – воспитателем Александра Македонского был один и тот же человек, а именно греческий философ Аристотель.

Второй вид совместимых понятий составляют подчинённые понятия. Отношение подчинения понятий – одно из самых важных в логике. Рассмотрим пример такого отношения. Пусть имеются два понятия: понятие «треугольник» и понятие «прямоугольный треугольник». Очевидно, оба они – понятия совместимые, так как в содержании обоих нет признаков, исключающих совпадение объёмов этих понятий: некоторые треугольники являются прямоугольными треугольниками. Рассмотрим теперь ближе отношение между этими понятиями. Всё, что мыслится в содержании понятия «треугольник», очевидно, полностью входит и в содержание понятия «прямоугольный треугольник» и есть часть этого последнего. В самом деле: в содержание понятия «прямоугольный треугольник» входят, во-первых, все без исключения признаки, образующие содержание понятия «треугольник», и, во-вторых, кроме них ещё некоторые другие, которые свойственны только одним прямоугольным треугольникам и которыми прямоугольные треугольники отличаются от всех остальных треугольников. Так обстоит дело с содержанием этих двух понятий.

Рассмотрим теперь отношение между их объёмами. В то время как содержание понятия «треугольник» составляет только часть содержания понятия «прямоугольный треугольник», с объёмами этих понятий дело обстоит наоборот, объём понятия «прямоугольный треугольник» мыслится как полностью содержащийся в объёме понятия «треугольник», образуя только часть этого последнего, так как кроме прямоугольных треугольников к треугольникам принадлежат ещё и другие треугольники.

Такое отношение совместимости, как отношение между понятиями «прямоугольный треугольник» и «треугольник»» называется подчинением понятий. Отношение подчинения есть отношение частного понятия к понятию более общему, и обратно: отношение понятия более общего к понятию более частному. При этом более частное понятие «прямоугольный треугольник» называется подчинённым, а более общее – «треугольник» – подчиняющим.

Некоторые случаи подчинения понятий заслуживают особенного внимания. Таков случай, когда подчиняющее и подчинённое понятия оба суть понятия общие. В этом последнем случае подчиняющее понятие называется родом, или родовым понятием, а подчинённое понятие – видом, или видовым понятием. В нашем примере – «треугольник», «прямоугольный треугольник» – понятие «треугольник» – родовое, понятие «прямоугольный треугольник» – видовое. Родовое понятие, будучи более широким, чем видовое, по объёму, заключает в своём содержании, меньшее сравнительно с видовым понятием количество признаков.

Третий вид совместимости понятий – перекрещивание. Так называется отношение понятий, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие возможность частичного совпадения объёмов понятий. Таковы понятия «живописец» и «скульптор». Содержания обоих этих понятий состоят из признаков, не имеющих между собой необходимой связи. Живописец не должен быть непременно в то же время и скульптором, а скульптор–живописцем. Но могут существовать лица, удовлетворяющие одновременно признакам каждого из этих понятий. Следовательно, объёмы этих двух понятий в какой-то части своей могут совпадать.

Равнозначимость, подчинение и перекрещивание – разновидности совместимых понятий. В свою очередь и несовместимые понятия также бывают различных видов: 1) противоречащие, 2) противоположные и 3) соподчиненные.

Противоречащими называются два таких понятия, из которых одно имеет в своём содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своём содержании ничего, кроме отрицания этих признаков. Таковы понятия «четное число» и «нечетное число». Мысля противоречащее понятие, мы не просто противопоставляем отрицаемому содержанию А какое угодно не-А, но в том, что отрицаемому содержанию мы противополагаем какое-то другое, также положительное содержание, относящееся к общему для А и для не-А роду. Но каким именно будет это другое содержание того же рода, остаётся неопределённым.

Противоположными, иначе контрарными, называются два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими – несовместимыми с ним признаками. Таковы понятия «хороший» и «плохой». В содержании «плохой» не только имеются признаки, отрицающие содержание понятия «хороший», но, кроме того, отрицаемые признаки замещаются другими – несовместимыми, однако вполне положительными признаками, относящимися к общему с отрицаемым понятием роду качества.

Различие противоречащих и противоположных понятий в некоторых случаях становится трудноуловимым. Так, в русском языке многие слова с отрицанием «не», могут означать не только простое отрицание положительных признаков, но также и некоторое противоположное качество, характеризуемое своими особыми положительными признаками.

Несовместимые понятия могут быть разделены по степени общности. Два или несколько понятий называются соподчиненными, когда, будучи одинаково общими, они подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...