Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка и интерпретация результатов




Поскольку тест Х.Хекхаузена создан по модели ТАТ – теста тематической апперцепции (Murrаy, 1943), но четкие нормы, рассчитанные на широкую популяцию, по тесту Хекхаузена отсутствуют, а применяемый контент-анализ малонадежен, интерпретация в данном случае проводится по схеме ТАТ.

Прежде всего, устанавливается наличие идентификации автора рассказов с героем или одним из них, из-за того, что в вербальной продукции обычно много безличного.

Признаки идентификации:

1. изложение идет от лица одного персонажа, в котором автор заинтересован и чья точка зрения принята. Это лицо играет ведущую роль в рассказе;

2. повествование эмоционально окрашено, как и поведение в целом;

3. привлекаются детали, отсутствующие в карте;

4. используются знания, которые можно отнести к личному опыту испытуемого, его анамнезу, автобиографическим данным;

5. дается тщательная разработка сюжета;

6. используются прямая речь и обороты типа «мой герой».

Суть обработки – выделить героя и основной вектор его мотивации: достижение или избегание.

Как известно, Г.Мэррей выделил 20 потребностей человека, среди которых имеется потребность достижения, признаками которой служат:

1. работа над чем-то важным с энергией и постоянством;

2. стремление совершить что-то значительное;

3. достижение высшего уровня в каком-либо деле;

4.интенция быть первым в деле;

5. убеждение или ведение за собой других;

6. творчество;

7. проявление уверенности в деятельности.

 

Понятно, что тенденции, противоположные перечисленным, свидетельствуют о боязни неуспеха и преобладании мотивации его избегания, в чем диагностически наиболее убедительным является всяческое уклонение человека от деятельности, чреватой, в его представлении, неудачей. К этому же типу мотивации надо отнести: отсутствие у субъекта инициативы, его чрезмерную осторожность, стремление не вступать в борьбу.

Полученные в рассказах данные разносятся по следующей схеме (табл.3)

 


Таблица 3

По таблице в качестве примера разнесены данные приведенных выше рассказов

 

Мо-мент Прош-лое Будущее Эмоции Мысли Идентифи-кация Конфликт Сфера   Позиция Детали Общий фон настроения Комментарий Приме-чание
  + +   + + Пережи-вание счастья и победы + О работе над книгой + С писателем, опублико-вавшим новую книгу. Производ-ственная, творчес-кая Дейст-венная + Персона-жи, отсут-ствующие в карте: репортер Приподнятый Оценочно-справочный: шумный успех и большой ти-раж книги МД
  + + (Корот-кое: преды-дущие дни) + (Корот-кое: ближай-ший день, долго-срочной перспек-тивы нет) + Эмоция страха   ┴ С клерком в единичных поведенческих актах.[1]   + Между необходи-мостью действия и его блоки-ровкой из-за сверх-сильной эмоции страха Производ-ственная Страда-тельная + Персона-жи, отсут-ствующие в карте: директор и др. Презрительно-сочувствен- ный Справочный: место работы и род занятий, оценочный: заурядный клерк и зауряд-ный человек МИ

 

 

.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание рассказа по карте №2 позволяет говорить о присутствии у испытуемого мотивации достижения и ее абсолютном преобладании в наличной вербальной продукции. На это указывают множественные признаки соответствующей мотивации, а также тот факт, что мотив избегания в рассказе не затрагивается вообще.

Перед нами – писатель, опубликовавший длительно готовившийся труд «по истории нашего Отечества». Книга имеет «шумный успех» и «расходится огромным тиражом». Писатель испытывает чувства счастья и победы. Обследуемый, несомненно, идентифицирует себя с героем, о чем свидетельствует присутствие практически всех критериев этого рода и что подтверждается анамнестическими данными респондента, прямо совпадающими с характеристиками героя. Испытуемый – ученый, автор многих книг, получивших признание и успех. Последняя фраза в рассказе очень точно отражает смысл существования обследуемого: «его книги и работа – это его жизнь».

Столь яркий и определенный вербальный материал редок в диагностике мотивации достижения. Если подобные данные получены по четырем картам из шести в тесте Хекхаузена, можно делать вывод о преобладании достиженческой мотивации.

Иная ситуация с рассказом по карте № 6. В нем, с одной стороны, налицо мотивация избегания, с другой – признаки идентификации. Вопрос в том, с кем отождествляет себя испытуемый. При некотором сочувствии к герою-неудачнику обследуемый не только не идентифицируется с ним, но, напротив, полностью отвергает чрезмерную робость, точнее, трусость персонажа, не позволяющую ему, выполнив работу, представить ее директору фирмы из-за страха перед ним. Для респондента герой – «несчастный человек», который всю жизнь проведет «в излишнем трепете», и эта «техника жизни», недостойная человека вообще, абсолютно неприемлема для автора рассказа и вряд ли полностью применима к нему – анамнестически обладателю сильного характера. Весь рассказ изложен в тоне презрительной насмешки, а в некоторых местах – даже издевки.

Известно, что любой индивид имеет оба варианта мотивации: достижения и избегания, все дело в пропорции между ними, что и дает искомое преобладание. Чтобы понять, является ли полученный в рассказе материал безличным или отражает какие-то стороны обследуемого, которые он категорически не приемлет в себе, необходимо проследить тенденции достижения и избегания по всем шести картам техникиХекхаузена, сравнив это далее с баллом хронической тревожности и результатами теста фрустрации. Если материал не является совершенно безличным, это может отразиться на повышении тревожности, а также на специфике направления и типа реакций по тесту Розенцвейга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...