Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу




Миркин Б.М., Наумова Л.Г.

 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

 

 

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

 

 

Устойчивый мир

2003

 

Рассмотрены история и современное состояние концепции устойчивого развития мирового сообщества. Обсуждаются различные прогнозы роста народонаселения, развития энергетики, обеспечения минеральными ресурсами и водой, продовольственной безопасности, снижения уровня загрязнения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия. Подчеркивается роль международного сотрудничества для преодоления негативных последствий глобализации. Показано, что, несмотря на главенствующую роль силовых факторов (экономических, правовых), при переходе к устойчивому развитию важную роль будет играть воспитание экологической культуры населения.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

 

 


Оглавление

 

Оглавление. 3

Введение. 6

Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу. 7

1.1. Общая характеристика техносферы.. 7

1.2. Разрушение литосферы.. 10

1.3. Загрязнение атмосферы.. 12

1.3.1. Общая характеристика. 12

1.3.2. Усиление парникового эффекта. 14

1.3.3. Разрушение озонового слоя. 18

1.3.4. Кислотные дожди. 19

1.4. Влияние на гидросферу. 21

1.4.1. Загрязнение мирового океана. 21

1.4.2. Нарушение континентальных водоемов. 24

1.4.3. Влияние на подземные воды.. 26

1.5. Разрушение экосистем. 27

1.5.1. Снижение биоразнообразия. 28

1.5.2. Уничтожение лесов. 29

1.5.3. Разрушение пахотных почв. 30

1.5.4. Опустынивание. 31

Регион. 31

1.5.5. Биологическое загрязнение наземных экосистем. 32

1.5.6. Биологическое загрязнение пресноводных и морских экосистем. 35

1.6. Заключение. 37

Глава 2. Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию 38

2.1. К истории формирования концепции УР. 38

2.2. Сценарии перехода к УР. 45

2.2.1. Сценарий 1: сциентистский. 46

2.2.2. Сценарий 2: консервационистский. 51

2.2.3. Сценарий 3: центристский. 53

2.3. Особенности перехода РФ к УР. 54

2.4. Заключение. 57

Глава 3. Демографическая проблема. 57

3.1. От Мальтуса к неомальтузианству. 58

3.2. Демографические реалии прошлого и настоящего. 59

3.3. Возможности управления демографическим процессом. 64

3.4. Демографическая ситуация в России. 67

3.5. Заключение. 70

Глава 4. Энергетическая проблема. 71

4.1. Характеристика современной энергетики. 71

4.2. Прогноз энергетики будущего. 74

4.3. Перспективы нетрадиционной энергетики. 77

4.3.1. Гелиоэнергетика. 78

4.3.2. Ветроэнергетика. 81

4.3.3. Другие виды нетрадиционной энергетики. 82

4.4. Перспективы развития атомной энергетики. 84

4.5. Энергосбережение. 87

4.6. Заключение. 90

Глава 5. Продовольственная безопасность. 91

5.1. Современное состояние. 92

5.2. Зеленая революция и ее альтернатива. 97

5.3. Сложности обеспечения продовольственной безопасности. 99

5.4. Генетически модифицированные растения. 102

5.5. Продовольственные ресурсы мирового океана. 104

5.6. Продовольственная безопасность России. 106

5.7. Заключение. 110

Глава 6. Ресурсы и отходы.. 111

6.1. Проблемы обеспечения ресурсами. 112

6.1.1. Масштабы глобального потребления минеральных ресурсов. 112

6.1.2. Исчерпаемость ресурсов. 114

6.1.3. Пути решения проблемы экономии минеральных ресурсов. 115

6.1.4. Экономия ресурсов воды.. 120

6.1.5. Ресурсы древесины.. 121

6.2. Проблема уменьшения количества отходов. 124

6.2.1. Общая характеристика загрязнения биосферы отходами. 125

6.2.2. Переработка промышленных отходов. 125

6.2.3. Очистные сооружения. 127

6.2.4. Программы спасения континентальных водоемов. 128

6.2.5. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение. 130

6.3. Ограничения «материальной революции». 134

6.4. Заключение. 135

Глава 7. Урбанизация. 136

7.1. Роль урбанизации и перспективы развития городов. 136

7.2. Проблемы городского транспорта. 138

7.3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков. 142

7.4. Обеспечение энергией. 143

7.5. Переработка бытовых отходов. 144

7.6. Озеленение. 146

7.7. Каким быть городу будущего?. 147

7.8. Заключение. 150

Глава 8. Сохранение биологического разнообразия. 151

8.1. Уровни сохранения биоразнообразия. 151

8.2. История охраны биоразнообразия в мире. 153

8.3. Современное состояние охраны биоразнообразия. 153

8.3. Состояние охраны биоразнообразия в России. 155

8.4. Заключение. 158

Глава 9. Роль экономических и правовых механизмов. 159

9.1. Экономические механизмы рационального природопользования. 159

9.2. Развитие экологического менеджмента. 165

9.3. Роль экологических законов. 167

9.4. Заключение. 168

Глава 10. Нравственно-этические проблемы.. 169

10.1. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности 170

10.2. Преодоление потребительства. 171

10.3. Роль общественных экологических движений. 172

10.4. Роль религии. 173

10.5. Заключение. 174

Глава 11. Роль международного сотрудничества. 175

11.1. Глобализация мирового сообщества. 175

11.2. От «Рио-92» к «Рио-92+10»: «несбывшиеся надежды». 178

11.3. Основные направления международного сотрудничества. 183

11.3.1. Охрана атмосферы.. 184

11.3.2. Охрана мирового океана. 187

11.3.3. Охрана биоразнообразия. 188

11.4. Правительственные и неправительственные природоохранные организации 190

11.5. Заключение. 193

Заключение. 194

Литература. 196

 


 

Введение

 

ХХ век был трагическим для биосферы: вследствие бурного роста народонаселения и повышения уровня энерговооруженности человека резко усилилось его влияние на природу. Если до начала научно-технической революции (НТР) природа была в состоянии контролировать формирование этносов (в понимании Л.Н.Гумилева), составляя с ними единое целое, то после НТР саморегуляция в системах «этнос – природа» практически сведена на нет. Обозначились кризисные явления, способные при дальнейшем развитии привести биосферу к экологическому апокалипсису: возрастает уровень загрязнения окружающей среды, истощаются ресурсы – энергетические, минеральные, биологические.

Сложившаяся ситуация вызвала озабоченность мирового сообщества и как ее следствие – появление представлений об устойчивом развитии (УР), под которым понимается экологически ориентированный уклад жизни, обеспечивающий благоприятные условия жизни как для нынешнего поколения, так и для потомков. При УР должна быть обеспечена экологическая безопасность на глобальном, региональном и локальном уровнях (Данилов-Данильян и др., 2001).

Четкая по постановке задачи, концепция УР на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. Разные ученые видят «наше общее будущее» по-разному, что в целом соответствует представлениям выдающегося философа ХХ столетия Карла Поппера о невозможности достоверного прогноза судьбы человечества. По существу, сегодня идея УР – это скорее идеология, чем теоретико-концептуальная система, что сближает ее такими понятиями прошлого, как «философский камень» и «вечный двигатель». Впрочем, в истории научной мысли поиск философского камня и вечного двигателя был стимулом научно-технического прогресса (Дрейер, Лось, 1997).

Философский камень не был найден, но в процессе его поисков алхимия переросла в химию, а несостоявшееся изобретение вечного двигателя способствовало развитию механики. Можно полагать, что при разработке концепции УР человечество научится экологическому укладу жизни, альтернативой которому является экологический апокалипсис.

В этом «научении» экологическому укладу жизни важную роль должно сыграть экологическое образование. Во многих странах мира в учебных заведениях преподается предмет «Устойчивое развитие». В 1995 г. в Париже был издан учебник «Sustainable development» объемом 365 страниц. В России были изданы учебные пособия О.К.Дрейера и В.А.Лося (1997) и С.А.Дятлова (1998). Авторы рассматривают свою книгу как вклад в становление предмета «Устойчивое развитие» в вузах России. Этот предмет как специальный курс может читаться для студентов практически всех специальностей – гуманитарных, технических, медицинских, биологических, сельскохозяйственных и т.д.

Содержание пособия пронизано «центристским» пониманием будущего и путей его достижения. Эти представления лежат между полюсами консервационизма («назад в природу») с требованием депопуляции населения планеты до 0,5 млрд. человек и технократической верой в безграничные возможности решения любых проблем за счет достижений науки (вплоть до создания «мира без природы» с превращением биосферы в техносферу с антропогенным регулированием протекающих в ней процессов).

Авторы придерживаются тех положений, которые были наиболее полно сформулированы в документах Международной конференции по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Концепции УР опирается на четыре «краеугольных камня»: вопросы регулирования роста народонаселения, обеспечения энергией, ресурсами и продовольственная безопасность. Именно этим вопросам в пособии уделено основное внимание.

Разумеется, описанное в пособии видение общества УР не является единственно возможным, но представляется авторам наиболее реалистическим.

Многочисленные таблицы, характеризующие различные параметры состояния хозяйства, общества и природы, даны по тексту, а не в приложении. Авторы сделали это умышленно, чтобы стимулировать у читателя аналитический подход к изучению различных проблем, т.к. далеко не все приведенные цифры обсуждаются в тексте, и вызвать рефлексию – размышление над прочитанным. Все разделы завершаются контрольными вопросами, а главы – вопросами для обсуждения на семинарских занятиях. Таким образом, читатель может проконтролировать усвоение материала и подготовиться к его активному обсуждению.

 

Глава 1. Глобальные последствия влияния человека на биосферу

 

Представления об УР, сформулированные в конце ХХ столетия, были следствием озабоченности мирового сообщества последствиями влияния человечества на биосферу. Поэтому прежде чем рассматривать влияние человека на основные составляющие биосферы – литосферу, атмосферу, гидросферу, приведем наиболее общие глобальные характеристики развития производства, которое стало причиной нарушения биосферы и превратило ее в техносферу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...