Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура корпуса, одно двух и трехостровные корпусы.




Архитектурно-конструктивный тип судов определяется его внешней формой, а также числом палуб основного корпуса. Внешняя форма судна зависит от формы основного корпуса, числа, расположения и формы надстроек и рубок, местоположением главных механизмов и формы дымовых труб, типа и расположения грузового устройства, мачт и т.п.

По числу расположения надстроек различают следующие архитектурные типы судов:

- трехостровное - имеющее три надстройки: бак, ют и среднюю надстройку;

- двухостровное - имеющее бак и ют. Эти суда также могут иметь удлинённый бак или ют;

- одноостровное - с одной надстройкой.

1-18. Судовые помещения и их расположение. Судновые помещения размещают в основном корпусе, надстройках, рубках. Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса. Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса.

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают
на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблок, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения, отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза, для специального технологического оборудования, для обработки рыбы, для лабораторий и т.п.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нор­мальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят: помещения главных и вспомогательных механизмов, помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем, рубки, навига­ционные помещения и посты, мастерские, административные помещения.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров.

К общественным помещениям экипажаотносят кают-компанию, салоны, столовые, спортзал, бассейн, комнату для занятий, библиотеку и т.п.

Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских­, экспедиционных судах, крупных промысловых базах, к ним относят: ателье
бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны и т.п.

Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды.

Санитарные помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые белья) и санитарно-гигиенические(умываль­ные, душевые туалеты и пр.).

Помещения медицинскогоназначения включают комплекс помещений медицинского обслуживания.

Помещения судовых запасов и снабженияслужат для хране­ния запасов провизии, шкиперского, навигационного и продето судового снабжения.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образо­ванных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших рас­ходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вкладныецистерны).

1-19. Расположение и наименование надстроек судна. Надстройки простираются по ширине судна или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения
мореходных качеств судна.

Носовая надстройкабак — уменьшает заливаемость палубы; кормовая надстройкают — увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму, средняя надстройка увеличивает запас плавучести.

Есть суда с носовым расположением надстройки, это, как правило, паромы и суда типа «ро-ро», суда для перевозки длинномеров. Имеются суда со средней надстройкой. Такие суда себя мало оправдывают, т.к. при среднем расположении МКО валопровод проходит через 2 или 3 трюма, что уменьшает объём грузовых помещений, и на волнении валопровод подвержен изгибам и перегибам, что приводит к обрыву опорных подшипников. Наиболее распространенные в настоящее время надстройки, которые расположены на корме судна.

 

 

Рис. 8. Схема судовых помещении на сухогрузном судне:

/ — форпик; 2 — цепной ящик; 3 диптанк; 4 — грузовой трюм; 5 — грузовой твиндек; 6 — междудонное пространство (двойное дно); 7 - коф­фердам; 8 — диптанк; 9 — машинное отделение; 10 — коридор гребного вала; 11 — ахтерпик; 12 - ют (кормовая надстройка); 13 - средняя над­стройка; 14 — бак (носовая надстройка); 15 — рубки.

 

1-20. Судовые отсеки их расположение и наименование. Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, — отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и платформами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят:

форпик — крайний носовой отсек; ахтерпик — крайний кормовой отсек; междудонное пространство — пространство между наружной обшивкой и вторым дном; трюм — пространство между вторым дном и ближайшей палубой; твиндеки — пространства между соседними палубами основного корпуса; диптанки — глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; коффердамы — узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; отсеки главных и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала.

См. рис. 9.

Рис. 9. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судне.

1 — форштевень; 2 — форпик; 3 — цепной ящик; 4 — таранная (форпиковая) переборка; 5 — трюмы; 6 — днище; 7 — на­стил второго дна; 8 - междудонные цистерны; 9 — поперечные переборки; 10— коффердамы; 11— горловины лазов; 12 — фундамент под котел; 13 — главный паровой котел; 14 — платформы, 15— главная судовая силовая установка; 16— главный турбозубчатый агрегат; 17 — упорный подшипник; 18 - клинкетная дверь; 19 — туннель гребного вала; 20 - линия греб­ного вала; 21 - рецесс; 22 - ахтерпиковая переборка; 23 — дейдвудная труба; 24— ахтерпик; 25 — ахтерштевень; 26 — ле­довый шпор; 27— гельмпортовая: труба; 28 — ют; 29 — флаг-штою, 30 — леерное ограждение; 31 — твиндеки; 32 — лючины (крышки) грузовых люков; 33 — нижняя (вторая) палуба; 34 — комингсы грузовых люков; 35 — фалы; 36 — гафель; 37 — ванты; 38 — грот-мачта; 39 — фальшборт; 40 — планширь; 41 — верхняя палуба; 42 — наружные трапы; 43 — светлый люк; 44 — шахта светлого люка; 45 — кожух дымовой трубы; 46 — шлюпочная палуба; 47 — палуба надстройки; 48 — верхний мостик; 49 - нактоуз магнитного компаса; 50 — ходовой мостик; 51 — ходовая рубка; 52 — капитанская рубка; 53 — сред­няя надстройка; 54— дымовая труба; 55 - штаг-карнак; 56 — клотик; 57 — фок-мачта; 58 - фока-штаг; 59 — козырек; 60 — шкиперская кладовая; 61 — бак.

1-21. Дельные вещи. Иллюминаторы, двери, крышки, горловины, трапы их классификация. Дельные вещи - это металлические или пластмассовые части корпуса, а также отдельные конструкции, не входящие в состав набора корпуса, но прочно связанные с ним.

Иллюминаторы бывают глухие и створчатые т.е. открывающиеся, обеспечивающие доступ воздуха. Иллюминаторы устанавливают по бортам и на надстройке, их снабжают штормовыми крышками (глухарями), при повреждении стекла ими закрывают иллюминатор. Диаметр иллюминаторов 350-400 мм, с толщиной стекла от 10 до 20 мм. Выше главной палубы устанавливают квадратные иллюминаторы 400 х 560 мм 15 мм. Рис. 10.

Рис. 10. Иллюминатор бортовой: а — створчатый; 6 — глухой.

1 — щиток затемнения; 2 — корпус; 3 — стопор; 4 — стекло; 5 — штормовая крышка; 6 — откидной болт с барашковой гайкой; 7 — ручка стопора; 8 — створка; 9 — герметик

Конструкция дверей зависит от их назначения: лёгкие, водогазонепроницаемые, клинкетные, противопожарные и лацпорты. Лёгкие двери устанавливают в жилых, служебных, санитарно- бытовых помещениях, сделанных из лёгких сплавов, стали или дерева. Водогазонепроницаемые двери устанавливают на всех входах с открытых палуб в помещения основного корпуса надстроек. Такие двери обеспечиваются быстродействующими приспособлениями для задраивания, которыми можно оперировать с обеих сторон. Непроницаемость достигается уплотнением с помощью резинового жгута по периметру двери. Клинкетные двери ставят в водонепроницаемых переборках ниже палубы переборок. Противопожарные (огнестойкие) предназначены для перекрытия проходов в противопожарных переборках, которые делят корпус и надстройки судна на вертикальные противопожарные отсеки (зоны). Рис. 11.

Рис. 11. Клинкетная дверь (горизонтальная).

1 — щит двери; 2 — ребра жесткости; 3 — вал привода; 4 — зуб­чатая шестерня; 5 — зубчатая рейка; б — рама двери; 7 — элек­тромотор; 8 — редуктор; 9 — вал дистанционного привода; 10 —. привод ручного открывания; 11— пускатель; 12 — водонепрони­цаемая переборка.

Горловины устанавливают в особенно редко посещаемых помещениях (цистерны, бункеры, коффердамы, танки двойного дна). Вместо люков делают горловины из сплошного листа металла, крепят при помощи шпилек

с гайками. Горловина имеет овальный вид размером 450 х 600 мм. Рис 12а.

Трапы – подразделяют на внутренние, наружные и забортные. Внутренние бывают вестибюльными, наклонными и вертикальными. Каждый трап состоит из тетевы, ступенек и поручней. Забортные трапы (парадные) находятся с двух бортов, их спускают при помощи трапбалок, наклон ступенек изменяется в зависимости от угла наклона трапа.Вертикальные трапы шириной 300-400 мм предназначены для подъёма на мачты, краны в цистерны, танки. Рис 12.

Рис.12.Забортный трап. 1 — трап-балка; 2 — верхняя площадка; 3 — тетива; 4 — траверза; 5 - поручень; 6 — нижняя площадка.

1-22. Конструкция судна без рулей с поворотными винтами. К таким относятся современные пассажирские суда, паромы и контейнеровозы. При этом судно очень маневренное, имеет меньше сопротивления струи от винта, и при этом очень маневренное может разворачиваться на малой акватории без использования буксиров, самостоятельно подходить или отходить от причала без буксиров, но очень уязвимо в небольшом битом льду. Такая система рулей установлена на пассажирских судах “Freedom of seas” и «Oasis of seas».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...