Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация стратегий маркетинга




Наступательные стратегии нацелены на формирование пер­вичного спроса на новый товар, освоение новых рынков или на увели­чение доли рынка. К таким стратегиям можно отнести следующие.

Стратегия интенсивного роста, которая включает такие разно­видности:

■ глубокое внедрение на рынок — увеличение сбыта существующих товаров на освоенных рынках;

■ расширение границ рынка — увеличение сбыта существующих товаров на новых рынках;

■ совершенствование товара — увеличение сбыта усовершенство­ванных или новых товаров на освоенных рынках.

Стратегия диверсификационного роста, которая предполагает следующие разновидности:

■ концентрическая диверсификация — расширение номенклату­ры за счет схожих изделий;

■ горизонтальная диверсификация — расширение номенклатуры и счет новых изделий, предназначенных для существующих покупателей;

■конгломератная диверсификация — расширение номенклатуры за счет новых товаров, предназначенных для новых рынков (сегментов).

Стратегия глобализации, которая предполагает стандартный подход ко всем рынкам.

Стратегия быстрого получения прибыли, которая сводится к вы­ведению новых товаров на рынок с использованием ценовых страте­гий снятия сливок или целевой прибыли.

Стратегия быстрого проникновения на рынок, которая сводит­ся к ценовой конкуренции.

Стратегия медленного проникновения на рынок, которая пред­полагает широкий охват рынка на основе доступных цен.

Оборонительные стратегии, которые способствуют защите име­ющегося положения на рынке или рационализации рынка. К оборо­нительным стратегиям относят следующие.

Стратегии интеграционного роста в составе таких вариантов:

■ регрессивная интеграция — стремление к контролю над постав­щиками;

■ прогрессивная интеграция — стремление к контролю над систе­мой распределения;

■ горизонтальная интеграция — стремление к контролю над кон­курентами.

Стратегия кооперации производства — взаимовыгодное сотруд­ничество с другими предприятиями.

Стратегия медленного получения прибыли — более глубокое ос­воение имеющихся рынков.

Стратегия дифференциации — обеспечение широкого ассорти­мента товаров.

Стратегии отступления, которые применяют при стагнации рынка, невозможности или нецелесообразности конкурентной борь­бы. Как правило, это следующие стратегии.

Уход с рынка, который связан с отсутствием перспектив разви­тия или совершенствования товара на данном рынке.

Сокращение производства до обоснованного минимума, что тре­бует проведения маркетингового исследования и установления оста­точного спроса на товар.


Маркетинговое планирование

Выделяют два уровня планирования:

1. Стратегический маркетинговый план включает разработку маркетинговых целей и перспективных стратегий, основанных на анализе рыночной ситуации, её прогнозов и корпоративных возможностей. Разрабатывается на 3-5 лет.

2. Тактический маркетинговый план – проводник конкретных мероприятий краткосрочного характера по материальному воплощению выбранной стратегии в рамках маркетинговых направлений по товарной политике, ценообразованию, коммуникациям, качественному обслуживанию клиентов. Составляется обычно на год.

 

Стратегическое мышление фирмы должно быть зафиксировано в письменном документе, описывающем цели и средства выбранной стратегии развития. Функция стратегического маркетингового планирования заключается в создании четкой картины будущего, каким фирма хотела бы его видеть, а также в разработке способов его достижения. Вторая его функция состоит в коммуникации – доведении принятых решений до тех, кто отвечает за их выполнение.

Большинство стратегических планов дополняются теми или иными ситуационными планами, которые охватывают изменения факторов, чрезвычайно важных для выживания компании.

 

 

Таблица 1

Примерное содержание плана маркетинга по основным разделам

Раздел плана Содержание
Преамбула Краткое содержание маркетинговой программы и основные выводы
Ситуация на рынке Обзор и прогноз развития целевого рынка
Анализ возможностей и проблем Существующие проблемы и трудности в работе предприятия, ее конкурентные преимущества и недостатки
Цели и задачи Определяются финансовые и маркетинговые задачи плана, выраженные в показателях объема сбыта, доли рынка и рентабельности
Маркетинговая стратегия Представляет основные направления маркетинговой программы, используемые для достижения целей плана
Товарная политика Политика в отношении разработки и продаж нового товара, широты ассортимента продаваемых товаров и т.д.
Ценовая политика Определение уровня и системы движения цен по каждой модификации товара на целевом рынке, в том числе в зависимости от фаз жизненного цикла товара
Политика формирования и развития каналов товародвижения Организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, сети посредников по сбыту выпускаемой продукции, складской сети и др.
Политика формирования спроса и стимулирования сбыта План проведения рекламных мероприятий, участия в выставках и ярмарках, рассылки образцов и др.
Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль Объем и структура расходов на разработку программы и выполнение поставленных в ней задач, предварительная оценка эффективности ее реализации, порядок и система организации контроля за ходом выполнения маркетинговой программы и др.

Преамбула представляет собой краткое изложение сути предла­гаемой к рассмотрению высшему руководству предприятия маркетин­говой программы. В преамбуле суммируются основные цели деятель­ности предприятия, рекомендации, содержащиеся в маркетинговой программе, основные выводы.

В разделе «Ситуация на рынке» даются:

■ показатели объема и динамики платежеспособного спроса ипред­ложения;

■ показатели экспорта и импорта;

■ уровень и динамика цен;

■ объем производства данного товара на данном целевом рынке;

■ степень и интенсивность конкуренции;

■ цели и мотивы покупок данного товара;

■ требования к качеству и техническому уровню товара;

■ объем и характер услуг, которые желают получить потребители товара;

■ ориентировочная цена, складывающаяся на рынке;

■ объем потребления;

■ объем ожидаемых продаж;

■ расчетная рыночная доля предприятия;

■ принятая на целевом рынке система реализации;

■ ожидаемое число покупателей, клиентов;

■ принятые на рынке формы и методы продаж;

■ средний размер одной покупки;

■ основные тенденции развития данного сегмента рынка.

Иногда в этой части программы приводят только данные о текущей ситуации на рынке и краткий обзор рынка.

В разделе «Анализ возможностей и проблем» дается анализ су­ществующих проблем и трудностей в работе предприятия, его конку­рентных преимуществ и недостатков, а также угроз внешней среды и возможностей. В результате анализа:

■ формулируются преимущества и недостатки работы предпри­ятия на целевом рынке;

■ выявляются основные проблемы, требующие своевременного разрешения;

■ дается оценка престижности и авторитета предприятия;

■ приводятся конкурентные преимущества производимого товара (по качественным характеристикам, уровню цен, развитию каналов сбыта, обслуживанию, особенностям коммерческой работы);

■ определяется степень обеспеченности ресурсами (научно-тех­ническими, производственными, коммерческими, маркетинговыми, финансовыми, квалификационными и др.);

■ определяются предполагаемые объем и рост операций;

■ определяются предполагаемые объем и динамика капитальных вложений;

■ выявляются источники финансирования;

■ рассчитывается средняя рентабельность продаж и средняя нор­ма прибыли;

■ оцениваются возможности и способность руководства предпри­ятия управлять деятельностью предприятия в условиях работы на дан­ном целевом рынке;

■ определяются перспективы достижения не единичного, а пер­манентного успеха в работе на целевом рынке;

■ оценивается приверженность потребителей к данному товару и предприятию;

■ определяется чувствительность конъюнктуры целевого рынка к колебаниям общехозяйственной конъюнктуры;

■ проводится оценка вероятных рисков (политических, коммер­ческих, производственных, научно-технических и др.);

■ вырабатывается серия мер и методов защиты от возможных рис­ков (страхование, диверсификация рынков и отраслей деятельности и др.);

■ выявляются слабые и сильные стороны работы предприятия.

В разделе «Цели и задачи» определяются глобальные цели и задачи, стоящие перед предприятием, а также вспомогательные подцели, достижение которых обеспечивает решение основных задач. Цели формулируются как в количественном, так и в качественном выраже­нии.

В маркетинговой деятельности определение целей основано на следующих принципах:

■ цели не должны противоречить друг другу;

■ цели должны давать основу и стимул для дальнейшей деятель­ности, обеспечивать сосредоточение сил и средств предприятия на приоритетных участках его деятельности;

■ цели должны быть избирательными и направленными.

При определении целей достаточно часто пользуются методом построения дерева целей, суть которого заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формулируются основ­ные цели второго уровня, затем промежуточные цели третьего уровня, подцели четвертого уровня и т.д.

Раздел «Маркетинговая стратегия» посвящен рыночной страте­гии предприятия и включает в себя:

■ глобальные направления маркетинговой стратегии (диверсифи­кация, интернационализация или сегментация предпринимательской деятельности, ритм и темпы расширения деловой активности, работа с новым или существующим товаром, на новом или существующем рынке);

■ стратегия относительно рыночной доли предприятия (наступ­ление, оборона или отступление по каждому виду и модификации то­вара и по каждому сегменту целевого рынка);

■ стратегия в зависимости от рыночного спроса (конверсионная, стимулирующая, развивающая, ремаркетинговая, синхромаркетинговая, поддерживающая, демаркетинговая, противодействующая).

Раздел «Товарная политика» включает в себя определение основ­ной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, верти­кальная интеграция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики производимых предприятием товаров, для чего при­водятся следующие данные:

■ ассортимент выпускаемой продукции;

■ степень новизны товара;

■ фаза жизненного цикла товара на данном рынке;

■ наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка;

■ степень соответствия товара требованиям конкретных покупателей и потребителей данного сегмента рынка;

■ качество товара;

■ требования региона и сбытовой сети к упаковке;

■ технологическая сложность;

■ уровень требований по послепродажному обслуживанию, непосредственным долгосрочным контактам с конечным потребителем и по адаптации продукта к требованиям конкретного сегмента рынка;

■ наличие инфраструктуры для осуществления поставок;

■ патентная и юридическая защита и чистота товара;

■ соответствие нового производства сложившейся организационной структуре предприятия;

■ размер расходов на создание нового товара;

■ рентабельность производства и продаж товара на данном сегменте рынка;

■ сроки окупаемости инвестиций в разработку и производство товара;

■ издержки на единицу продукции;

■ обеспеченность предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и сырьем, квалифицированным персоналом;

■ сроки освоения нового ассортимента;

■ известность торговой марки предприятия на данном сегменте
рынка и т.д.

В разделе «Политика формирования и развития каналов това­родвижения» учитываются:

■ требования к сбытовой сети на данном сегменте рынка;

■ организационная структура системы сбыта;

■ уровень квалификации коммерческого персонала;

■ опыт сбытовой работы предприятия на данном или аналогич­ном сегменте рынка;

■ целесообразность использования услуг посредников;

■ принятые на рынке виды и число используемых посредников;

■ возможность увеличения объема продаж при помощи посред­ников;

■ политика посредников по отношению к предприятию;

■ возможности финансовых ресурсов предприятия для создания системы сбыта;

■ степень эффективности собственной системы сбыта по сравне­нию с альтернативными возможностями;

■ соответствие нового производства организационной существу­ющей структуре сбыта;

■ существующие на рынке практика и обычаи осуществления поставок; число потенциальных потребителей;

■ географическая концентрация продаж;

■ привычки и предпочтения конечных потребителей;

■ размер единичных заказов;

■ характер распределения заказов;

■ делимость товара;

■ изменчивость и неустойчивость товара (с позиции возможно­стей его хранения);

■ объем сервиса и услуг, предоставляемых предприятием покупа­телю;

■ степень стремления руководства к контролю за каналами сбыта;

■ прогноз решения транспортных вопросов;

■ планирование логистики движения потоков товаров и материа­лов;

■ работа с поставщиками;

■ разработка системы снабжения и т.д.

В разделе «Ценовая политика» разрабатываются следующие на­правления:

■ уровень цены за единицу товара;

■ динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;

■ соотношение цен по производимым предприятием товарам, раз­личным по степени новизны и ассортименту;

■ цены конкурентов;

■ соотношение уровня цен с уровнем цен конкурирующих орга­низаций на данном сегменте рынка;

■ степень ценовой и неценовой конкуренции;

■ степень функциональной и фирменной конкуренции;

■ зависимость спроса от цены товара (эластичность спроса);

■ соответствие оптимальному соотношению между ценой и по­требительной стоимостью товара;

■ степень новизны товара;

■ выбранная тактика ценовой политики;

■ наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка;

■ соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной поли­тике и обслуживанию, престижу торговой марки предприятия, длине канала реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условиям поставки, кредитно-финансо­вым условиям, системе скидок и надбавок, принципу ценообразова­ния и т.д.

Раздел «Политика формирования спроса и стимулирования сбыта»

Данный раздел программы включает следующие составляющие:

■ особенности рекламной политики;

■ план рекламных мероприятий;

■ подбор побудительных мотивов для организации рекламной кампании на данном сегменте рынка (качество, цена, удобство, экономичность и т.д.):

■ предпочтительные и эффективные средства рекламы на данном
сегменте рынка;

■ размер расходов на рекламу;

■ распределение расходов по средствам (каналам) рекламы;

■ расходы на товарную и престижную и другие виды рекламы;

■ оценку рентабельности и эффективности рекламной кампании;

■ связь рекламных мероприятий с жизненным циклом товара;

■ соответствие рекламы характеру товара, образу и фирменному стилю предприятия, обычаям целевого рынка;

■ определение основных видов ярмарок и выставок для участия
в их работе;

■ оценку возможной эффективности этого участия;

■определение средств стимулирования сбыта;

■стимулирование посредников по сбыту;

■ определение метода выделения финансовых средств на стиму­лирование сбыта (метод фиксированного процента, метод установления процента от суммы прибыли, от объема продаж прошлого периода или предполагаемого в будущем) и т.д.

В разделе «Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль» рассматривается решение сле­дующих вопросов:

■ об общем объеме расходов на реализацию всех маркетинговых мероприятий, планируемых данной программой;

■ о расходах на маркетинговые исследования;

■ о расходах на составление прогноза развития рынка;

■ о расходах на изучение производственно-сбытовых возможно­стей предприятия;

■ о расходах на составление маркетинговой программы;

■ о расходах на заработную плату сотрудников маркетинговых служб предприятия;

■ о расходах на оплату услуг специализированных маркетинго­вых и рекламных организаций;

■ о расходах на оплату услуг посредников;

■ о расходах на предварительную и окончательную оценку эффек­тивности данной маркетинговой программы;

■ о формах и методах контроля за ходом выполнения маркетинго­вого плана;

■ о расходах на осуществление контроля за реализацией марке­тинговой программы и мониторинга;

■ о расходах на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период ее реализации и т.д.

В практике маркетинга используются различные методы определения бюджета маркетинга. К наиболее распространенным методам можно отнести следующие.

Финансирование «от возможностей» осуществляется по прин­ципу «сколько вы можете выделить». Такой метод применяется пред­приятиями, ориентированными на производство, а не на маркетинг. На долю последнего обычно приходится лишь то, что остается после удовлетворения запросов производства как такового (если что-то оста­ется). Единственное, но весьма сомнительное преимущество метода, — отсутствие каких-либо серьезных конфликтов с производственными под­разделениями из-за их безусловного приоритета. Несовершенство же метода очевидно с первого взгляда. Прежде всего это абсолютная произвольность выделения конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и, как следствие, невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности предприятия.

Метод фиксированного процента основан на отчислении оп­ределенной доли от предыдущего или предполагаемого объема сбыта. Например, принимается величина в 3% от объема продаж прошлого года. Этот метод достаточно прост и часто применяется на практике. Однако он же и наименее логичен, поскольку ставит причину (марке­тинг) в зависимость от следствия (объема сбыта). При ориентации на результаты завершившегося периода развитие маркетинга становится возможным только при условии его предыдущих успехов. Если же налицо рыночная неудача и объем продаж уменьшается, то вслед за этим пропорционально падает и величина отчислений на маркетинг.

Метод соответствия конкуренту предполагает учет практики и уровня затрат на маркетинг конкурирующих предприятий с поправкой на соотношение в силах и долю на рынке. Для реализации этого метода необходимо наличие ряда условий. Во-первых, следует подобрать конку­рента, близкого по ресурсам, интересам и рыночной позиции. Во-вторых, требуется хотя бы приблизительно определить размеры его маркетинго­вого бюджета, что весьма трудно. Если усилия конкурента по рекламе и стимулированию сбыта заметны на рынке и могут быть хотя бы при­близительно установлены, то затраты на проведение маркетинговых ис­следований и разработку товаров оценить достаточно сложно. Такой метод разработки бюджета маркетинга дает возможность использования коллективного опыта, однако не отличается устойчи­вой оптимальностью.

Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств. При всей види­мой «прогрессивности» такого подхода, его слабость заключается в пренебрежении способами оптимизации расходов. Более того, с уче­том достаточно значительного временного интервала между осуществ­лением затрат на маркетинг и достижением результатов использование этого метода может слишком быстро привести предприятие к труднопре­одолимым финансовым сложностям и, как следствие, к отходу от мар­кетинговой концепции.

Метод на основе целей и задач требует стройной системы четко сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных маркетин­говых мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей. Поэтому в таких случаях нередко требуется пересмотр поставленных целей.

Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтернатив маркетинговой стратегии.

Определяя бюджет, необходимо не только рассчитать общие рас­ходы, но и распределить их как по основным направлениям маркетин­говой деятельности (маркетинговые исследования, разработка това­ров, реклама, стимулирование сбыта и т.д.), так и внутри них.

Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности

Задачи маркетингового контроля — это оценка и повышение эф­фективности производственно-сбытовой и научно-технической дея­тельности предприятия и учет показателей их работы в реальных ус­ловиях развития рынка. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возмож­ностях предприятия и внести соответствующие коррективы в его мар­кетинговые программы и планы предпринимательской деятельности.

Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предпола­гает:

1) контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;

2) контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;

3) стратегический контроль и ревизию маркетинга.

В зависимости от системы внутрифирменного управления, разме­ров предприятия и его финансового потенциала контроль может вклю­чать один, два или все три указанных вида. Наибольшую эффектив­ность дает одновременное применение именно трех видов контроля.

1. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта предусматривает информацию о нарушении запланированного хода реализации, которая включает указания относительно тех товаров, сег­ментов и рынков, где либо выявились сложности с запланированным ростом продаж, либо открылись не учтенные в планах положительные сбытовые перспективы. В случае снижения объема продаж предлага­ются средства преодоления данной ситуации, при внеплановом росте продаж — меры, направленные на исключение ситуации возможного дефицита продукции на рынке, и т.д.

Контроль сбытовой деятельности предприятия предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланирован­ными показателями по отдельным товарам и их ассортиментным груп­пам, отдельным сбытовым подразделениям и продавцам, регионам, типам потребителей, периодам времени, ценовым линиям, методам и формам сбыта и т.д.

При проведении контроля сбыта пользуются данными легкодо­ступной статистики сбыта, в частности счетами. Счета дают информа­цию о покупателе и продавце, количестве проданного поданному сче­ту товара, цене, условиях покупки и транспортировки, дате покупки, наборе товаров, приобретаемых одновременно и включаемых в один счет. Компьютеризация делопроизводства позволяет ускорить и по­высить эффективность обработки статистики сбыта.

Важным в этой части маркетингового анализа является выбор еди­ницы контроля — категории сбыта (статей статистической отчетно­сти), по которой собираются данные и ведется учет, например по каж­дому виду продукции в штуках и денежном выражении по каждому сегменту рынка и сбытовой территории.

Контроль сбыта выявляет структуру покупок потребителей, по­зволяет ее контролировать и предусматривает изучение отношения покупателей и потребителей к продаваемым товарам, имея целью оп­ределить изменения в этих отношениях до того, как они могут отрица­тельно сказаться на сбыте продукции.

2. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат начинается с определения рентабельности деятельности предприятия по отдельным товарам, их ассортиментным группам, рыночным сег­ментам и территориям, торговым каналам, рекламным средствам, тор­говому персоналу, заказам разного объема. Чаще всего предприятия анализируют рентабельность своих сбытовых действий по товарам и реже — по группам потребителей, продавцам или рыночным регио­нам и пр. Так, для оценки каналов сбыта маркетинговый контроль пред­полагает подсчет полных издержек на производство и сбыт товара и от­дельно — на его сбыт. Затем определяют затраты на продажу товара по отдельным составляющим (сбыт, реклама, упаковка, транспортиров­ка, оформление документов и т.д.) и исчисляют издержки отдельно по каждому сбытовому каналу. В заключение рассчитывают прибыли и убытки по каждому из видов сбытовых каналов, чтобы выявить наи­менее прибыльные и наиболее перспективные каналы товародвиже­ния и скорректировать сбытовую политику предприятия.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом сбыта позволяет определить эффективность маркетинговых мер и затрачиваемых средств и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей.

Обычно анализ маркетинговых затрат осуществляется в три этапа:

1) изучение обычной бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж и валовой прибыли с текущими статьями расходов — заработной платой, арендной платой, затратами на рекламу, транспорт, страхование и др.;

2) пересчет расходов по функциям маркетинга — расходы на мар­кетинговые исследования, маркетинговое планирование и контроль, рекламу и персональные продажи, хранение и транспортировку. Со­ставляется сложная таблица расчетов, подлежащее которой — теку­щие статьи расходов, сказуемое — их разбивка по целям затрат на мар­кетинг. Такой анализ позволяет связать текущие затраты с конкретной маркетинговой деятельностью;

3) разбивка функциональных расходов маркетинга по отдельным товарам, методам и формам реализации, сбытовым территориям и ры­ночным сегментам, каналам сбыта, потребителям и т.д. Составляется таблица, подлежащее которой — функциональные статьи расходов на цели маркетинга, сказуемое — отдельные товары, рынки и пр.

3. Стратегический контроль и ревизия маркетинга предпола­гает оценку основных задач, стратегий, маркетинговых оперативных мероприятий, маркетинговой организации в целях выявления труд­ностей и положительных перспектив для производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятия и разработку реко­мендаций по их совершенствованию.

Ревизия маркетинговой деятельности может быть горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная ревизия, или ревизия структуры маркетинга, по­зволяет контролировать общее функционирование маркетинга, т.е. все функции маркетинга во взаимосвязи, например, работу по изучению рынков сбыта, рекламную и сбытовую работу одновременно.

Вертикальная ревизия предусматривает тщательный контроль всей деятельности предприятия по одной отдельной маркетинговой функции, например, по рекламной работе или по планированию товар­ного ассортимента.

Для проведения ревизии разрабатываются вопросник и бланк ре­визии.

Структура ревизии может быть различной. Например, Ф. Котлер предлагает следующий ее типовой план.

1. Ревизия маркетинговой среды:

а) ревизия макросреды (демографических, экономических, при­родных, научно-технических, политических, правовых факторов и факторов культурного развития);

б) ревизия микросреды (покупателей, конкурентов, сбытовых посредников, поставщиков, рекламных и маркетинговых организации, контактных аудиторий).

2. Ревизия стратегии маркетинга (программы деятельности пред­приятия, задач и целей маркетинга, его стратегических направлений).

3. Ревизия организации службы маркетинга (формальной струк­туры, функциональной эффективности, эффективности взаимодей­ствия).

4. Ревизия систем маркетинга (системы маркетинговой информа­ции, планирования маркетинга, маркетингового контроля, разработ­ки новых товаров).

5. Ревизия результативности маркетинга (прибыльности и эффек­тивности затрат).

6. Ревизия функциональных составляющих маркетинга — ком­плекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики, рекламы и стимулирования сбыта, кадровой политики).

 

 


Методические рекомендации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...