Представление о Я-концепции и ее составляющих.
Белорусский институт правоведения
Контролируемая самостоятельная работа
Н.В. Цурко
Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Основы психологии и педагогики
Гродно, 2012 Краткая аннотация. Данная тема рассматривается в одном из разделов курса "Общая психология", посвященном изучению личности. Включает вопросы понимания Я-концепции, основных подходов к ее исследованию, проблемы функций и составляющих Я-концепции.
Тематический план. 1. Представление о Я-концепции и ее составляющих. 2. Основные функции Я-концепции. 3. Модальности Я-концепции. 4. Последствия рассогласования Я-концепции и реального опыта.
Основная часть Представление о Я-концепции и ее составляющих. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Первым из психологов начал разрабатывать теорию Я-концепции Уильям Джемс. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как объект). Я-концепция состоит из трех основных компонентов: когнитивного, оценочного, поведенческого.
Когнитивная составляющая Я-концепции (образ-Я) содержит в себе представления индивида о самом себе, которые, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Оценочная составляющая Я-концепции включает качества, которые мы приписываем собственной личности. Эти качества далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой Я-концепции. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. К оценочной составляющей Я-концепции относят самооценку. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается к установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку Розенберг: самооценка для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношении к своей личности. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Важную роль в ее формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это соотношение часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции У. Джемса представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяет математическое отношение реальных достижении индивида к его притязаниям. Кто достигнет и реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Еще один важный фактор формирования самооценки - интериоризация социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальны идеалы или культурно заданны, самооценка всегда носит субъективный характер. Поведенческая составляющая Я-концепции связана с конкретными действиями, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой. Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|