Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стиль росписи и его духовные основы




Феофан Грек

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году. В нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека, 1378 года.

Церковь Преображения, относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек имеющих форму полукруглого валика, обрамляющих окна. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами.

Западный фасад Юго-Восточный фасад

Фрески Феофана Грека

Фрески купола. 1378 год. Авель. Фреска барабана.

Знатный новгородский боярин В. Д. Машков, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени константинопольского живописца Феофана Грека Росписи храма сохранились далеко не полностью, однако то, что осталось — это единственные монументальные работы Феофана Грека, которые позволяют оценить общий замысел ансамбля и неповторимую манеру письма Феофана Грека.

Полностью сохранилась роспись купола и барабана. В зените купола в медальоне изображён Спас Вседержитель. Христа окружают ангельские силы: четыре архангела, и четыре шестикрылых херувима и серафима держащие в руках жезлы-мерила и зерцала. Под ангелами в барабане изображены праотцы: Адам, Авель, Ной, Сиф, Мелхиседек — царь Салимский, священник Всевышнего, Енох, а также пророк Илия и Иоанн Предтеча.

Святая Троица. Фреска 1378 год. Столпник.

 

Хорошо сохранились фрески в Троицком приделе на хорах в северо-западном углу храма.

На восточной алтарной стене придела изображено явление Троицы Аврааму. Под ним сохранилась фигура одного из святителей, изображённых в момент богослужения с развёрнутыми свитками.

Троица представлена фронтально. Ангелы симметрично сидят за столом. Средний из них заметно выделен масштабом и величественной позой. Внизу были изображены Авраам и Сарра, подносящие Гостям пищу. Сохранилась только фигура Сарры.

Стиль росписи и его духовные основы

Преподобный Макарий Египетский. Даниил столпник.

Фреска Троицкого придела. Фреска Троицкого придела.

Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде. Феофан не был его создателем, но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве.

Данный стиль характеризуется свободной, раскованной манерой рисунка, его особой подвижностью, иногда эскизностью. Художники, прекрасно владея восходящими к античности навыками рисунка, отказываются от классической гармонии и покоя, предпочитая максимальную выразительность композиций, поз, жестов и образов. Правда Феофан Грек любит все же более статичные и очень крупные фигуры. Его образы обладают титанической мощью. Но он так же отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики — движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана.

Световая проработка формы в иконописи Византии всегда имела внутренний смысл. Это был символ Божественного Света, пронизывающего человека и весь мир. Для искусства XIVв. тема света, понимаемого символически, становится одной из главных. Покрывая одежды святых сияющими полосами белил, подчёркивая лики и руки меткими белильными мазками, Феофан изображает мир преображённым и обо́женным. Вся роспись храма в целом, о воздействии которой можно представить теперь только отдалённо, показывала не развитие Евангельской истории, а картину преображения Божественной силой всего мира, к созерцанию которой призывался пришедший в храм зритель. Венчающая всё роспись купола, содержит центральный образ ансамбля — изображение Христа Пантократора, содержащего в Своей деснице мир.

В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя (то, что византийцы называли «внутренним человеком»). Результатом этого погружения, безмолвия является богообщение и просвещение всего человека исходящим от Бога Светом.

Вопрос колорита

Роспись выполнена в сдержанных цветовых оттенках. Некоторые ее части практически монохромны. Вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме является спорным в науке. Сложилось мнение о утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города. Например, фрагменты росписи, открытые в нижних, раскопанных исследователями, частях алтаря отличаются более яркими и разнообразными цветами. Противоположного мнения, что современный цвет фресок близок к авторскому, придерживается реставратор В. Д. Сарабьянов. Хотя фрески и понесли некоторые цветовые утраты, их лаконичный колорит является авторским замыслом. Подобный приём встречается и в некоторых других памятниках византийского искусства, в особенности экспрессивного стиля.

 

Андре́й Рублёв

Андре́й Рублёв наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.

Святая Троица Спас из Звенигородского чина

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.

Апостол Павел. 1410—1420

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

 

Диони́сий

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф). Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенский собор в Москве. Не ранее 1486 года, работает в Иосифо-Волоколамском монастыре где пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Среди дошедших до нашего времени икон известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Спас в силах» и «Распятие», «Сошествие в ад».

Одигитрия Смоленская. 1482 ГТГ Сошествие во ад. 1495—1504 РМ

Димитрий Прилуцкий с житием, икона Богоматерь. Дионисий и изСпасо-Прилуцкого монастыря. мастерская. 1490-е или

Ок. 1503 г. ВГИАХМЗ 1502-1503 год

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства.

Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

Тематику творчества Д. определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...