Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По поводу корреспонденции из Гдовского уезда.




(№ 2 «Дух. Вестн.»)

 

По поводу описанного в № 2 одного из современных религиозных течений в деревне, нам пишет лицо, близко знакомое с этим явлением. По словам этого корреспондента, «он сам принимал участие в собраниях крестьян на беседах упомянутых в корреспонденции приходов, пел с ними, читал им душеполезные книги и знаком почти с каждым из приходивших на беседы».

Действительно, пишет он, в Ст – ском и Д – м приходах весьма многие (число определить трудно) «одушевлены живым стремлением устроить свою жизнь по заповедям Божиим». Но люди эти не составляют какой то особенной замкнутой общины, союза. Это – лица, заботящиеся более других о своем спасении, для чего оставившие бесшабашный деревенский разгул, заменившие пение отвратительных безобразных песней славословием Господа и главное – не посещающие деревенских супряток, где чувственной разнузданности дается полнейший простор. В своем стремлении к достижению чистой, богоугодной спасительной жизни люди эта встречают противодействие не только со стороны чуждых им лиц, но даже и своих домашних, которые, как мне известно, сами посылают девиц на гулянья и на супрятки. Непосещение супряток считается отсталостью и такой человек презирается: «Мне за него не фамильно идти, говорила мне одна девица, он в супрятки не ходит»! Поэтому не удивительно, что люди, желающие свободы от грехов, не идущиe путями Mиpa сего, терпят насмешки со стороны врагов своих, которые не иначе их зовут, как «богомолы», «богомолки». Но П.Я., употребляя слово «богомолки» и ставя его в кавычки, придает ему официальное значение и возводить его, так сказать, на степень особого направления. Между тем, не направление это какое-нибудь, а самое обыкновенное явление, замечаемое во всех приходах, где только ведутся внебогослужебные беседы.

В заботах о спасении своей души эти лучшие прихожане (конечно, большею частью женщины) содержать строгое воздержание, но (идти в замужество не считают великим грехом, падением в прелесть мирскую», как говорит П.Я. (П.Я. Яновский – В.Б.). Семейная жизнь служит для них основанием всякого общественного и нравственного преуспеяния. Правда, некоторые из вдов и девиц ушли в монастырь (человек 8, 10), но весьма многие вышли и замуж. И замечательно вот какое явление: деревенские парни, относившееся прежде с презрением к девицам, не посещавшими супряток, теперь oxотнее стали их брать в замужество, и семейная жизнь их счастлива. П.Я. надо бы спросить самих «богомолок» – верно ли то, что они не выходят замуж, и тогда он не написал бы, что С–кие и Д – кие «богомолки» брак считают падением в прелесть Мирскую. Непосещение деревенских «бесед», «посиделок» весьма благотворно влияет на девиц, ибо в С – ском приходе, очень сильно развит сифилис и поэтому, изолирование женского пола от мужского весьма желательно, и я с радостью отмечаю следующий факт: в деревне Корине С – ского прихода около 19, 20 (а не 25, как пишет П.Я.) девушек стали собираться на посиделки отдельно от парней, и здесь грамотные читали душеполезные книжки и Троицкиe листки, сопровождая чтение пением молитв. В деревне Чудской горе, того же прихода, подобного рода чтения велись местным писарем И. Ф – вым, ушедшим теперь в Валаамский монастырь на послушание. Я сам вел религиозно-нравственные чтения в обществе девиц на «посиделках», которые прерывались пением молитв и духовных песней и нахожу подобного рода чтения предохраняющим средством от вредно пагубного влияния общих «посиделок». Святость брака, благословляемого церковью, ясно понимается и уважается «богомолками», как называет П.Я. лучших из прихожан, и посему тяжелых семейных разногласий, неурядиц и раздоров», как совершенно неосновательно утверждает П.Я., не бывает вовсе среди них.

Желая, по-видимому, признать нескольких благочестивых прихожан С – ского и Д – цкого приходов какой то религиозной общиной, П.Я. навязывает этим добрым людям, заботящимся о своем спасении, какую то чарочную организацию; так, у них якобы есть «матушка», «старшая» и «сестры». Это совершенный вымысел: никаких матушек, старших и сестер там нет. И я очень удивлен был, когда прочитал, что крестьянская девица Анна из деревни Борков Д – ского прихода, лично мне известная, попала в матушки. Что касается нехождения «богомолок», по приглашению Д–го батюшки, на клиросе для участия в церковном пении, то их удержали от этого не приказы мнимой «матушки», а беспорядки на клиросах, производимые певчими[19].

Не находя ничего предосудительного в собраниях женщин-богомолок, на которых они трудятся о Господе, духовно сближаются, проводя остаток праздничного дня в молитве, чтении и пении, можно только сожалеть о том, что Д – ие и С – кие священники холодно к этим благочестивым собраниям относятся, в чем я лично убедился, когда вел у богомолок беседы, и не принимают решительно никакого участия в руководительстве этими собраниями. Присутствие батюшки на многолюдных собраниях, где читаются грамотной, а вовсе не старшей, евангелие, акафисты, жития святых и пр., поются всеми присутствующими молитвы, было бы и желательным и полезным!. «Народ ищет истины», и вот почему, не смотря даже на противодействие со стороны некоторых лиц С – го и Д – го приходов, выразившееся даже в донесении начальству о незаконных собраниях и о еретических чтениях в П – ском приходе, стремление к нравственному усовершенствованию влечет простых людей туда, где раздается спасительное учение, где указывается путь ко спасению, и ничто не в силах удержать их от этого стремления. У «старицы» Марьи Семеновны, о собраниях у которой пишет П.Я., я вел беседу и пел молитвы со всеми присутствовавшими и духовные стихи: «К кому возопию Владычице», «Кому поем печаль мою», «К Тебе, о Мати Пресвятая» и пр. Кельи у нее никакой нет, а просто М.С. не желая стеснять своих семейных детей и во избежание раздоров с невестками, поселилась в небольшой избушке за домом, где и проводит время в молитве и чтении душеполезных книг. Пo праздникам у нее собираются С – ские девушки, из деревень Волово и Заклепье, в числе 10, 15 (избушка небольшая), и она, как грамотная, читает им душеполезные статьи.

Что касается черного костюма членов описываемого П.Я. религиозного кружка, напоминающего монашеское одеяние, то это чистейший вымысел. Две, три пожилых девицы, действительно, носят черное одеяние, но прочие все ходят в обыкновенных деревенских платьях и ничем по покрою от других крестьянок не отличаются.

В изображении умеренности богомолок в пище П.Я. впадает в гиперболизм; «почти все богомолки не вкушают мяса никогда и многие питаются преимущественно только чаем и хлебом», говорить он. Это совсем не так: все почти богомолки, за исключением немногих, питаются мясом и отказываются от употребления его только в дни приготовления ко св. Причащению, и я никого не знаю и ни от кого не слыхал, чтобы некоторые питались бы чаем и хлебом; утверждаю так потому, что почти наперечёт знаю всех «богомолок».

Затем, П.Я. совершенно голословно утверждает, что П – кой священник беспрепятственно приобщает богомолок. П.Я. ни разу не был в П – ском погосте[20] и на месте, значит, не наблюдал констатируемого им факта беспрепятственного приобщения богомолок в П– лях, а писал это только по слухам, которые, особливо в деревнях, доходят до других мест с большими наслоениями и извращениями. Словом, П.Я. в П – лях не был и бросать тень на П – ского священника, не проверив факта и не убедившись достаточно в его достоверности, ему не следовало бы.

Что же такое это за общество, смущающее П.Я.? Это – люди, следующие советам пастырей проводить праздничные дни в богомыслии, в пении и душеспасительном чтении. Такие собрания только укрепляют приход в Bере и, при заботливом руководстве со стороны пастырей, нечего бояться, что они представляют собою такую почву, на которой могут появиться и плевелы, как думает П.Я.

 

Н. К – в.[21]

 

 

Воспоминания о Никольщине,

Погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии,

по поводу освящения храма

9-го мая 1898 года.

С.-Петербург. 1898.

Обложка.

 

Воспоминания о Никольщине.

Титульный лист.

 

 

Воспоминания о Никольщине.

1-й лист книги.

 


Воспоминания о Никольщине

погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии,

по поводу освящения храма 9-го Мая 1898 года [22]

 

В 30-ти верстах от города Нарвы по Гдовско-Нарвскому шоссе находится погост Поля, или Никольщина.

По преданию на месте погоста Полей существовал Польской Никольский мужской монастырь, построенный Псковским степенным посадником Николаем Павловым, около 1424 года. Шведы и огонь привели его в запустение, а лишение штата в 1764 году уничтожило его существование. До разорения обители, шведами, в ней управляли 20 игуменов и 2 архимандрита. Первым ее настоятелем был архимандрит Пахомий, а последним строитель обители иеродиакон Варлаам[23].

Весь приход Никольщины теперь состоит из 10 деревень: Карповщины, Свиридово, Полей Больших, Полей Малых, Вязового, Подкино, Тухтово, Гостицы, Уткино и Лучек. Прихожан около 600-т душ м.п. Крестьяне Никольщины занимаются обжигом известки. Старая каменная (из плиты) церковь, построенная в 1806 году, вследствие своей крайней малопоместительности: 5 саженей длины, 3 сажени ширины и 4 аршина вышины не в состоянии была, после умножения прихожан, вмещать в себя всех молящихся, так что по необходимости многие богомольцы должны были оставаться во время Богослужения за вратами храма, лишаясь утешения слышать службу Божию и поучения церковные[24].

В 1891 году из села Верховин, Новоладожского уезда был переведен сюда священник Николай Кузнецов, происходивший из крестьян Тверской губернии, Бежецкого уезда, села Еська. Обратив внимание на непоместительность церкви, отец Николай предложил в том же году прихожанам строить новую большую церковь. Не обременяя своих прихожан никаким денежным взносом, налогом на постройку церкви, отец Николай принял на себя весь труд построения нового храма, будучи сам сборщиком на храм.

В 1893 году 13 июня состоялась торжественная закладка нового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая и в память чудесного избавления Государя Императора от угрожавшей опасности 17-го Октября 1888 года. Закладку совершал Преосвященный Никандр, епископ Нарвский (ныне Симбирский) в присутствии г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода т.с. В.К. Саблера и при участии протодиакона Петербургского Исаакиевского собора В.Н. Малинина. За всенощным бдением, которое было совершено на открытом воздухе, на месте нового храма, между кафизмами, строителем Церкви, священником Николаем Кузнецовым была произнесена следующая проповедь[25].

 

«Сей день его же сотвори Господь,

Возрадуемся и возвеселимся он»

(Псал. 117, ст. 24).

 

Как не радоваться, как не ликовать нам, братие, в настоящий, знаменитый для нас день! 69 лет тому назад в здешнем храме Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, при обозрении Петербургской епархии, в качестве викария, совершил в нашем храме литургию; по истине тогда день тот был радостным для здешних жителей, но настоящий день более радостный: тогда Владыка посетил этот храм при обозрении епархии, а ныне Владыка прибыл сюда не для обозрения, а для совершения, или лучше сказать, освящения начала того святого дела, о котором мы давно мечтали. Владыка прибыл в нашу скромную весь (село) совершить закладку новой церкви. Это-ли не радость для нас! Это-ли не милость Божия к нам! Возрадуемся же и возвеселимся, братие, в этот великий и торжественный день праздника нашего и в умилении сердечном возблагодарим Господа Бога за Его к нам грешным милости. Уповаем, что Господь не оставит нас: поможет окончить святое здание. Он, милосердный, не оставлял не безызвестной, в историческом отношении, местности во время нашествия иноплеменников, дивно сохранял свою церковь от совершенного опустошения врагами нашего отечества; неужели он оставит нас теперь и не услышит наших молитв к нему. Боже упаси нас так думать, братие. Милосердие Божие бесконечно, любовь его к людям безмерна. Он посреди скорби живит людей. Доказательством тому служит нынешнее торжество.

340 лет (с 1424 г. по 1764 год) существовал здесь мужской монастырь; в цветущее время обители, в ней спасались схимники, и весь край благоговел к обители, но «многи скорби праведным». (Псал. 33, ст. 20). Шведы и огонь привели ее в запустение, а лишение штата в 1764 году уничтожило ее существование. В 1766 году после упразднения монастыря была построена деревянная церковь; пожар уничтожил ее, а приход приписан к Сиженской соседней церкви. В 1806 году построена настоящая церковь, которая по своей мало-вместительности, не в состоянии удовлетворять религиозным потребностям молящихся, большая часть которых принуждена стоять под открытом небом и лишена утешения слышать слово Божие и службу церковную. Такие-то скорби приходилось испытывать жителям здешней местности, и вот Господь Бог оживляет нас среди скорбей. Святитель Христов является для нас как-бы Ангелом Божиим возвестить нам милость Божию. Слава Тебе, Боже, благодетелю нашему!.. Забудем-же теперь, братие, все наши скорби и по апостолу возрадуемся: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушенья впадаете различна» (Иак. 1, ст. 2). А если и встретятся какие-либо на пути предстоящего святого дела скорби, то будем помнить, что скорби ведут нас на небо, что скорби есть дар Божий, – дар великий, так как мы за временное терпение сподобляемся наследия неизреченных и вечных благ. В скорби ничто так не полезно, как благодарение: оно ходатайствует пред Богом о помощи человеку, утоляет скорбь, умножает награду за терпение; а кто ропщет за скорби на Бога, тот не только лишается награды за терпение, но подвергается осуждению Божию, а скорбь чрез то еще более увеличивается. А кого скорбь не постигает, тот Богом забыт: «его же любит Господь наказует, биет-же всякого сына, его-же приемлет».

Итак, други мои, если случатся впереди предстоящего дела нам скорби, возблагодарим Бога и отложим ропот. А теперь с Божиею помощью и с благословения Святителя приступим к сооружению нового храма, приложим усердную заботу и труд к постройке – церкви, помня, что доброе намерение наше не пропадет: Бог воздаст каждому по усердию его к церкви. Для примера и поучения приведу вам, слушатели, весьма поучительный разсказ: в Киево-Печерском монастыре жил инок Еразм. Он все свое богатство употребил на украшение святых храмов. Диавол, «злохитрый прелестник», вложил в его сердце сожаление об истраченном богатстве. Еразм стал скорбеть и тужить о том, зачем он не роздал свое имение бедным и впал в отчаяние. Но Господь Бог спас его от погибели за его усердие к церкви: Еразма постигла лютая болезнь, 7 дней лежал он без чувств, и вот, однажды он видит в видении Пречистую Госпожу Богородицу; Матерь Божия говорить ему: «Еразм, ты любил украшать церковь Мою и Я тебя украшу славою в царствие Сына Моего; нищие имеете с собою на всяком месте, церкви-же Моей не имеете. Встав, покайся и прими великий Ангельский образ, т.е. схиму, а в третий день Я «поиму тя чиста к Себе», возлюбившего благолепие дому Моего!» (Печерск. Патер. 228 лист). Вот, братие, сколь дорого и полезно украшать святой храм. Поэтому, теперь повергнемся пред Престолом Вседержителя и в умилении воскликнем Ему: Господи, помози нам совершить построение святого жилища Твоего. Господи, не остави нас. Аминь.

 

На другой день, после литургии, Преосвященный Никандр обратился к народу с словом, в котором, указав на значение храма, вообще, и для здешней исторической местности, в особенности, пожелал успеха святому делу построения церкви. Затем, в заключение, благословив строителя священника Кузнецова иконою Богоматери Донская, привезенною с товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода В.К. Саблером, торжественным крестным ходом вышел из старой церкви для совершения закладки. Множество деревенского народа в разнообразных праздничных костюмах, развевающиеся хоругви, священнослужители в светлых облачениях и во главе их Архиерей, стройное пение деревенских певчих, – все это трогало до глубины души и производило сильное впечатление на молящихся, большая часть которых впервые видела такое торжество.

После закладки храма работа быстро закипела и в 1897 году новый обширный храм[26], по смете стоивший 35000 рублей, был готов совершенно к освящению, но ввиду выступавшей местами сырости, освящение храма в 1897 году не состоялось, а было отложено до 9-го Мая 1898 года. С благословения Высокопреосвященного Митрополита Палладия, 9-го Мая, в день храмового праздника погоста Полей, Преосвященным Иоанном, Епископом Нарвским, Ректором С.-Петербургской Духовной Академии при многочисленном стечении народа совершено торжественное освящение нового храма. Пели местные деревенские певчие. Прибыв в село накануне, Преосвященный Иоанн обратился, в старой церкви, к народу с краткой речью: «Я прибыл к вам, братие, – говорил Владыка, – помолиться вместе с вами великому Угоднику Божиему Святителю Христову Николаю; он велик и на суше и на море, он всем помогает, и все, даже и неверные, к нему обращаются с молитвой. Затем, Владыка выразил свою радость по поводу скорого построения нового храма. При пении певчими некоторых молитвословий Владыка благословлял народ. В 7 часов вечера началось всенощное бдение, за которым была предназначена к произнесению проповедь строителя священника Николая Кузнецова[27].

 

«На камени созижду церковь Мою

и врата адова не одолеют ей».

(Мф. ХVI – 18).

«Се Аз с вами сем во вся дни

до скончания века», (XXVIII – 20)

сказал Христос Спаситель.

 

Это обетование Господне непреложно исполняется доселе и будет исполняться до конца этого мира в Христовой церкви, так что никакие ухищрения и сильные противодействия явных и тайных ее врагов, стремящихся ниспровергнуть ненавистную для их раздраженного сердца истину, власть и силу святой церкви Христовой, не в состоянии поколебать твердого основания церкви Христовой. Всемогущий и зиждительный Дух Святой, снисшедший в виде огненных языков на святых Апостолов в день Пятидесятницы, наставил Апостолов на всякую истину и преисполнил их высшею Божественною силою для распространения и утверждения спасительной церкви Христовой во всем мире. И святые Апостолы, облеченные силою свыше, пречудно и доблестно исполняли великое дело своего служения, не взирая ни на какие внешние и внутренние препятствия. Власть своего апостольского служения они передали своим преемникам епископам и священникам, которые, руководимые тоже, как и святые Апостолы, Духом Святым, продолжали апостольское дело, передавая преемственно чрез рукоположение власть дальнейшим продолжателям апостольского служения. Таким образом Церковь Христова, основанная на камени, доселе пребывает и до конца мира пребудет в преемственном рукоположении пастырей неизменной до скончания мира. Так, по словеси Иисуса Христа «врата адова не одолеют» (Мф. XVI – 18) Церкви. Только одно безверие может послужить разорению и опустошению, конечно временному и без совершенного прекращения жертвы Христовой; когда евреи ослабели в вере, Бог наказал их: попустил разорить великолепный храм Соломонов. Тоже самое может быть и теперь. Если мы обратимся к истории здешней местности, то узнаем, что существовавший здесь некогда великолепный мужской монастырь был разрушен шведами до основания и теперь нет никаких признаков монастыря. Не грехи ли наших предков, здешних жителей, уничтожили монастырь? Не безверие ли было причиною его разрушения? Не нерадение ли к церкви уничтожило пожаром деревянный храм? Не пороки ли наши открыли дверь хищнической рукой татей теперешнего каменного старого храма?.. Но оставим сию печальную историю, дабы не омрачить сего великого торжества, а лучше продолжим историю построения нового храма и извлечем из нее себе полезные уроки.

Когда умножилось население, и церковь уже стала маловместимою, тогда явилась надобность в новой обширной церкви; нашлись строители и благотворители воздвигнуть сей храм; сколько было препятствий и противодействий делу построения этой церкви, но ничто не могло остановить постройку ее; когда Господу угодно было утешить верующих созданием сего храма, тогда уже никакие человеческие усилия не в состоянии ослабить дело построения храма; верно слово псалмопевца: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126 –1). Только с упованием на помощь Божию и можно приступать ко всякому делу: «упование не посрамить», говорит Апостол. Где упование, там и вера, а верующему «все возможно», сказал Спаситель.

Научимся же, братие, из истории построения нашего храма, воздвигнутого единственно по вере нашей на милость Божию[28], твердой вере, и во всех делах своих потщимся возлагать упование на Господа Бога, «дающаго нам вся обильно в наслаждение», а теперь, возблагодарив Господа Бога, с Помощию которого мы построили сей храм, за все Его к нам милости, помолимся за благодетелей, отверзших щедрую руку свою святому храму, да подаст им Господь долгоденствие и благоденствие. Аминь.

 

На другой день Владыка со славою прошествовал в новую церковь при пении певчими тропаря Св. Николаю Чудотворцу. После освящения храма началась Божественная литургия, за которой во время причастия воспитанником VI-го класса СПБургской Духовной Семинарии Николаем Кузнецовым была произнесена следующая проповедь[29]:

 

 

«Аще не Господь созиждет дом,

всуе трудишася зиждущи»

(Псал. 126 – 1).

 

В полной мере приложимы приведенные слова Псалмопевца к этому новосозданному храму: можно ли было думать, что через 4 ½ года со времени закладки сего храма возстанет такое величественное здание при недостатке средств, с какими приступили к постройке нового храма. Но милосердный Господь, освятивший некогда это место существовавшею здесь святою обителью, разрушенною до основания врагами нашего отечества шведами, отверзл щедрую руку Свою и в лице благодетелей помог привести к концу начатое дело построения святого храма, а благословением Первоиерарха русской Церкви (Высокопреосвященного Митрополита Палладия[30]) на начало постройки храма, дал знамение своего небесного благословения. И вот теперь, усердие и любовь к святому жилищу Божию собрали во едино души всех, здесь находящихся; если-бы возможно было проникнуть в глубину человеческой души и обвесть всех одним взором, то не смотря на все разнообразие лиц и состояний и не взирая на различие помышлений и расположений, нельзя не заметить одного общего, объемлющего всех, под, сводами сего храма собравшихся, чувства радости и духовного веселия по случаю успешного сооружения храма.

Пламенные сокрушенные молитвы, возносимые 4 ½ года тому назад к Господу Богу об успешном окончании построения храма, услышаны, так как Господь, с высоты призирающий вообще на все дела людей, призирая и на это благое дело, т.е. сооружение нового храма, благословляет его небесным Своим благословением; благословляет его вместе с Заступницею рода христианского и святитель Христов Николай – покровитель этого святого храма. Видимым знамением такого небесного благословения служит то торжественно-умилительное священнодействие, которые мы сподобились созерцать. Освящение храма, в высшей степени назидательное для души, служит для нас и залогом таинственного в нем присутствия Божия, по которому со времени освящения храма Бог являет в нем особенное благоволение, милость и щедроты с верою и упованием на благость Божию молящимся. Сколько этот торжественный обряд освящения церкви вливает в душу светлых святых чувств! Как назидательны все действия освящения храма! Сколь задушевны молитвы, произносимые с коленопреклонением святителем! Как сильно может трогать нашу душу даже один только святительский возглас: «яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицых почивавши» (требн. 1884 г. ч. II, стр. 24 обор.). Он, как бы, переносит нашу мысль к тем древним временам, когда за одно только слово «христианин» бросали в огонь св. исповедников, отсекали головы, топили в воде, побивали камнями! А умилительные церковный песнопения, а торжественный крестный ход кругом храма с несением св. мощей, как бы телес мученических, а окропление св. водой и помазание самых стен церковных св. миром, а, наконец, торжественное и глубокое по смыслу восклицание у запертых западных врат храма: «возьмите врата князи ваша... и внидет Царь славы» – все это разве не исполнено глубокого знаменования? Этим означается, что сам Царь небесный – Господь сил, на мучениках почивающих, благоволил внити в рукотворенный сей храм, возсех на освященном и уготованном престоле, чтобы внимать отсюда молитвам верных своих, исцеляя и благословляя их.

Восклицание у западных врат храма: «возьмите врата князи ваша», изображает то время, когда Сын Божий с пречистою плотно вознесся на небо. Когда Христос из мертвых воскрес и на небо восходил, тогда повелено поставленным на небесах от Бога князям, т.е. ангелам, отворить врата небесные, чтобы взошел Тот, который есть Царь славы. Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то не зная Его спрашивали: «Кто есть Сей Царь славы». И Дух Святой от лица Отца или Себя Самого отвечал им: «Господь силы, Той есть Царь славы». (Никольск. уст. 1874 г. стр. 779).

Помолимся же братие, Господу, освятившему сей храм «еже положиши имя Свое зде во веки и очи и сердце Свое во вся дни» (3 Царств. IX – 3), чтобы сообщенное теперь этому храму Божие благословение не отступало от него во веки; чтобы невидимо вселившийся в этом святилище Дух Святой обитал здесь всегда, и чтобы все, входящие в него и совершающее в нем свои молитвы, – все – от мала до велика получали благодать, духовное просвещение, мир совести, покой сердечный и всякое благо на пользу душ и телес, а исходя отсюда, приносили в домы свои всякое благочестие и любовь к Богу и ближним. Для того и строятся храмы Божии, чтобы мы, возможно чаще присутствуя при Богослужениях, принятием в себя и на себя благодатных даров Святого Духа, и сами устроялись в храм духовен, в воюю благоуханья, в жертву чисту, в сосуд избран. Для большей ясности раскроем эту мысль несколько подробнее.

Храм Божий есть прекраснейшее и всем доступное училище веры и христианского благочестия.

Истины Божии, т.е. христианское учение о правой вере и добрых делах раскрываются в храме во всей своей широте и полноте в чтении слова Божия – Евангелия, которое предлагается там устами священнослужителя; апостола, уносящего нашу мысль в те отдаленные времена и места, когда и куда эти неученые галилейские простецы-рыбаки пронесли проповедь о Иисусе Христе распятом и просветили весь Мир учениями своими. Сколько возвышенных мыслей могут возбуждать в сердцах каждого христианина все отдельные чтения из апостола и евангелия!.. Сам Христос и Его ученики-апостолы беседуют с нами и поучают нас! А разве умилительные церковные песнопения, поучения пастырей, самое устройство храма, принадлежности его, св. изображения, – все это разве не учит нас? Разве не заставляет задуматься над преподаваемой в храме и храмах премудростью.

Вот мы слышим безмолвный глас угодника Божия, изображенного на святой иконе, который как бы так говорит нам: «молю вас, братие, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» (1 Кор. IV – 16) и вы удостоитесь от Него той же участи, какой и я удостоился. Или, вот кроткий лик Спасителя как бы так вещает: посмотри на Меня, последователь Мой и научись от Меня кротости, смиренно, веруй словам Моим и следуй учению в храме Моем преподаваемому. Вот лик Пресвятыя Богородицы, как будто хочет сказать: грешник, избери Меня своею руководительницею, и Я за грехи твои буду молитвенницею. Словом, все священные изображения пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных безмолвно вещают нам о едином на потребу, т.е. о спасении души и истинно являются для нас книгами, написанными, вместо букв, лицами и вещами. (Катих. 1889 г. стр. 135).

В храме и восковая церковная свеча учит нас пламенеть любовно к Богу, а воскуряемый в кадиле фимиам, побуждает нас к горячим молитвам, возносимым подобно дыму кадильному к Богу.

А что сказать о самоважнейшем, о том, что одним только храмам свойственно, чего, кроме Божественных храмов, и видеть нельзя – о литургии? Здесь в трогательнейших молитвословиях и песнопениях литургийных пред нашими глазами проходит вся земная жизнь Искупителя и Спасителя нашего Иисуса Христа. Во время совершения литургии, или обедни, мы присутствуем и в Вифлееме при рождении Спасителя, сопутствуем Ему в путешествии по городам и весям с проповедью, видим Его распятие на Голгофе, оплакиваем Его погребение в Гефсимании, радуемся Его воскресению и зрим славное Его на небо вознесение. Не образы и тени проходят пред нами, а самые вещи и события, когда совершается Божественная литургия: хлеб, который мы видим на св. престоле, по действию святого Духа, бывает самым пречистым телом Господа нашего Иисуса Христа, а вино – самою пречистою Его кровью. В эти священные минуты святой храм исполняется благодати и славы Божией, и нам грешным соприсутствуют в это время тысячи тысяч архангелов и ангелов. Эти божественные минуты переносят мысленно нас в Иерусалим, в Сионскую горницу, где на тайной вечери, Господь, окруженный Своими учениками, установил таинство святого причащения. По истине святые минуты! Ми­нуты, требующие от предстоящих в храме страха, благоговения и полного сосредоточенного внимания к священнодействию...

Таким образом в храме Божием внимательный усвоит спасительные истины о Сыне Божием и обогатится познанием о Боге, Мире и человеке; в храме Божием, – этом небе на земле, все, решительно все, возносит нас к небесному, духовному!

Вот что говорит о храме, как училище, один святитель (архиеп. Иннокентий): «находясь в этом училище не узнаешь, как далеко отстоит земля от солнца и как отводить удары грома; но узнаешь, как далеко находится падший от Бога человек, как спасаться от ударов правосудия небесного, не научишься углубляться в сердца гор и недра морей для извлечения драгоценностей, но научишься углубляться в собственное сердце для отыскания там злата чистой любви к Богу и перлов святых молитв; не будешь в состоянии говорить разными языками, но отучишься от языка лжи и коварства, совершенно поймешь язык совести, сделаешься способным беседовать с Богом». (Свящ. Булгаковский; храм Бож. и его свящ. важн. для христ. 1893 г. стр. 23).

В тоже время храм есть и духовный наш питомник. Лишь только появится человек на свет Божий, святая Церковь принимает его в свои объятия и таинством святого крещения возрождает его к жизни духовной, питает душу и тело небесною пищею в таинстве св. причащения, очищает от грехов покаянием, врачует его немощи елеосвящением, благословляет на семейную и общественную жизнь, провожает его и в жизнь загробную и, наконец, не разрывает своего союза даже и тогда когда умерший на веки сокрыт в могиле: Церковь молиться за него и содействует в силу крестных заслуг Иисуса Христа умершему с верою и покаянием достижения райского блаженства.

Но не достанет ми повествующу о значении храма Божия ни времени, ни сил исчислить все те благодатные дары, которые сподобляемся мы от Него получать. Ничто св. Церковью не забыто; никакая наша нужда этою чадолюбивою матерью нашею не оставлена без внимания: «всякая духовная наша нужда отзывается в храме, – говорит святитель Феофан; – смотрите: печален-ли кто, – идет в храм искать утешения в молитве; получил-ли кто радость или счастие – спешит сюда воздать благодарение благодеющему Богу; дом надо строить – из храма берется благословение; колодезь вырыть, – тоже; дождя нужно, – храм ходит по полям, что-бы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – церковь приходить ходатайствовать о выздоровлении; в путь собирается кто, – напутствуется молитвами в храме и пр. и пр. Вообще, нет ни одного значительного дела, которое-бы совершалось как следует, по христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими мы прикреплены к храму». (Духовн. беседа 1860 г. № 50).

Теперь, братие, и судите, как важно для каждого населенного места иметъ храм. И мы грешные сподобились иметь перед собою и близ себя такое сокровище благодати, в котором сосредоточивается вся наша приходская жизнь.

Отсюда, за таки превеликие благодеяния, от храма Божия получаемые, останемся ли мы неблагодарны к святилищу Божию? Не ограничиваясь одним благоговением пред святынею, мы обязаны вложить свою лепту для благоукрашения своего храма. Это потребность нашего благодарного сердца. «Блажен человек, – рассуждают богомудрые отцы, – который щедротами своими созидает Церковь, попечениями и трудами увеличивает благолепие ея»; жертвы же славословят Бога, а Церковь возносит к Нему непрестанные молитвы о здателях и благотворителях святого храма. Нечего и говорить о том, какую силу имеет молитва святой Церкви: Сам Господь наш Иисус Христос, – Глава Церкви, ходатайствуем пред Отцом небесным за благотворителей и ниспосылает за тленное, которые мы даем в церковь – нетленное, за временное – вечное, за малоценное – неоцененное. Вот сколь дорого и полезно благоукрашать храмы!

Свершилось, возлюбленные, давно желаемое освящение нашего храма. Теперь уже не должно быть места отговоркам: «мы потому в церковь не ходили, что в ней тесно». Новый храм обширен, и если в нас не пропало усердие к церкви, потщимся по звону церковного колокола, как по гласу ангела, призывающего на молитву, собираться в церковь, чтобы учиться вере и благочестие, насыщат душу и тело Божественною небесною пищею и туне пользоваться всеми благодатными дарами, какие изобильно изливаются на верующих в храме.

Но надо знать и помнить, что эти дары даются нам при условии с нашей стороны вести себя в храме с подобающим святыне приличием и при забвении всякого житейского попечения. Послушайте, что говорит святой Иоанн Златоуст о том, как нужно стоят в храме и как следует молиться, чтобы получить милость Божию: «многие хотя и приходят в церковь, произносят здесь тысячи стихов, кладут сотни поклонов, но выходят, не зная, что говорили они, о чем они молились; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты молишься и преклоняешь колена, а ум твой блуждает далеко, далеко; уста произносят молитвы, а ум исчисляет доходы, поверяет договоры, разбирает условия, вращается в обществе друзей, припоминая их речи. Это ли молитва? Это ли благоговейная твоя беседа с Богом? Нет, возлюбленный, это насмешка над святым делом, а не спасение. Будем же приходить сюда с надлежащим благоговением, чтобы вместо отпущения грехов не умножить их и с тем не возвратиться домой. Чего мы желаем и требуем? Того, чтобы, вознося божественные песнопения, мы были проникнуты великим страхом и благоговением и таким образом возносили их. Тебе должно с изумлением и трепетом возносить ангельское славословие, со страхом совершать исповедание пред Создателем и чрез это испрашивать прощение грехов, а ты безобразно машешь рукою, как бы изображая на себе крестное знамение, кривляясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь слушать без внимания божественные слова? Разве ты не знаешь, что здесь невидимо присутствует Сам Господь? Разве ты не знаешь, что ангелы предстоят страшной трапезе и окружают ее со страхом? Как же ты испросишь прощение своих грехов? Как преклонишь на милость Господа, произнося моление столь небрежно? Ты говоришь: помилуй мя, Боже, а сам пришел сюда с враждою на ближнего твоего; ты взываешь: спаси мя, Господи, а сам принимаешь вид, противный спасению. Как ты не стыдишься тех слов, которые сам произносишь или здесь слышишь: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (пс. II – 2). Это ли значит работать со страхом, чтобы действовать, необузданно и самому не знать, о чем говоришь беспорядоч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...