Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпидемиология, патогенез, клиника




Лекция 8.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Отсутствие вредных привычек

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Сергей Иванович Ожегов в своем «Словаре русского языка» истолковывает привычку как «поведение, образ действий, склонность, ставшие для какого-либо человека обычным или постоянным».

У каждого человека есть свой набор тех или иных привычек. Их можно разделить на полезные, бесполезные и вредные (прежде всего для здоровья человека). Все привычки мы приобретаем в те­чение жизни.

Вредные привычки опасные для здоровья от­дельного человека и общества (наркомания, алкоголизм и табакокурение) есть результат на­следственности, воспитания, образования и культуры человека.

Стихийность возникновения той или иной привычки только кажущаяся. В жизни нет ничего случайного. По наследству передается не сама склонность, как таковая, а только предрасположенность к ней, которая может проявиться, а может и не проявиться. Все за­висит от условий жизни, в которых растет, развивается и живет ребенок, подросток или уже взрослый человек.

Другим важным обстоятельством формирования привычек яв­ляется целенаправленное воспитание. В процессе воспитания у че­ловека формируются навыки поведения, принятые в семье, школе или в среде, в которой протекает жизнь человека. Воспитание - это освоение культуры, ценностных ориентации, норм и потреб­ностей общества, его духовности и морали. Под влиянием целого ряда внешних обстоятельств у че­ловека воспитываются дурные наклонности и привычки.

Воспитание тесно связано с образованием. В процессе образова­ния человек познает мир во всем его многообразии в прошлом и настоящем, у него формируются мировоззрение, мироощущение, мировосприятие и всеобщая картина мира. От того, какие знания в детстве, в подростковом возрасте получит человек, будет зависеть его мировоззрение. Складывается известная триада: знания форми­руют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Вот почему очень важно с самого раннего детства через привитие соответствующих знаний формировать гигиеническую культуру, культуру здоровья. Кстати, бесполезных знаний не быва­ет.

Психоактивные вещества

За последнее десятилетие проблема наркомании в России превра­тилась в одну из острейших и болезненных социальных проблем. На заседании Совета Безопасности России в июне 1999г. она рассматрива­лась как одна из реальных угроз национальной безопасности здоровью населения. Под наблюдением в дис­пансерах к концу первой половины 2000г. находилось 350 тыс. больных наркоманией, или рост их числа за 90-е гг. - в 12 раз. По оценкам экспертов, реальное число в 7-10 раз превышает эту цифру, т.е. факти­чески достигает 2,5-3 млн. человек.

Разработанная в 1998г. Федеральная целевая программа «Комплек­сные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их неза­конному обороту на 1999-2001 годы» предусматривает использование самых разнообразных мер, причем основной упор сделан на усилия превентивного, профилактического характера.

Алкоголизм, наркомании, токсикомании — это про­грессирующие психические расстройства, возникающие в результате систематического злоупотребления алкого­лем, наркотическими средствами или другими психоак­тивными средствами (ПАВ) и характеризующиеся формирова­нием большого наркоманического синдрома, абсти­нентными нарушениями и специфическими изменениями личности.

Психоактивным (психотропным) веществом считается такое вещество, прием ко­торого приводит иногда к нарушению сознания или психики. Все психоактивные вещества могут стать источника­ми злоупотребления, неправильного употребления и развития психо­логической и физической зависимости. В соответствии с МКБ-10 к ним относятся: алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, другие стимуляторы, в том числе кофеин, галлюциногены, табак, лету­чие растворители, вследствие сочетанного употребления наркотиков и употребления других психоактивных веществ(10).

Десять классов психоактивных можно подразделить по их действию на ЦНС на три категории:

• вещества, оказывающие седативное воздействие на активность ЦНС (алкоголь, опиаты и седативные средства);

• наркотики, стимулирующие активность ЦНС (кофеин, кокаин, амфетамин, летучие pacтворители и никотин);

галлюциногены, как ЛСД, мессалин, псилоцибин, ММДА (3-метокси-4,5-мегален-диоксифенил-изопропил-амин, «экстази»), ДОМ (диметоксибромамфетамин), ДМТ (диметилтриптамин) и РСР (фенциклидин/пенсилидин, «пыль ангела»).

Наркомания (от греч. nark «оцепенение» и mania «безумие; страсть») -заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависи­мости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психи­ческих функций организма.

Наркотики - вещества, потребление которых в отличие от алкого­ля способно более быстро и сильно приводить к формированию психи­ческой и физической зависимости (наркомании), т.е. состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств.

Классификация наркорас­стройств.

Flx.O Острая интоксикация (опьянение)

.07 патологическое опьянение

Flx.l Употребление с вредными последствиями

Flx.2 Синдром зависимости

Flx.3 Состояние отмены (абстинентный синдром)

Flx.4 Состояние отмены с делирием

Flx.5 Психотическое расстройство

Flx.6 Амнестический синдром

Flx.7 Резидуальное психотическое расстройство и психотическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом

Flx.8 Другие психические и поведенческие расстройства

Flx.9 Неуточненное психическое и поведенческое расстройство.

 

Важнейшими критериями дефиниции этой группы расстройств являются з лоупотребление веществами, непосредственно воздействующими на функции ЦНС, и зависимость от этих веществ.

Злоупотребление психоактивными веществами констатируется в том случае, если в течение последних 12 месяцев обнаруживается один или несколько из следующих признаков:

1) Постоянное употребление веществ препятствует выполнению определенных рабочих, учебных или домашних обязанностей.

2) Постоянный прием веществ в ситуациях, в которых они представляют опасность для здоровья человека.

3) Неоднократное совершение противозаконных действий, обусловленное приемом веществ.

4) Несмотря на то что этими веществами вызываются или усиливаются времен­ные или длительные социальные или межличностные проблемы, их прием не прекращается.

Диагностические критерии зависимости от психоактивных веществ

Для постановки диагноза необходимо, чтобы на протяжении 12 месяцев соблюдались по крайней мере три из перечисленных ниже критериев:

1. Развитие толерантности, констатируемое на основании:

а) потребности в заметном увеличении дозы для достижения желаемого эффекта или определенного уровня интоксикации;

б) явного ослабления действия при последующем приеме той же дозы.

2. Наличие симптомов абстиненции, характеризующихся одним из следующих пунктов:

а) характерным абстинентным синдромом при прекращении приема соответствующего вещества;

б) приемом того же самого (или очень сходного) вещества, чтобы смягчить абстинентные симптомы или избежать их.

3. Вещество принимается дольше и в больших дозах, чем намеревалось.

4. Безуспешные попытки снизить дозировку или проконтролировать прием веществ.

5. Индивид затрачивает много времени и усилий, чтобы достать вещество (например, посещает различных врачей или совершает длительные поездки), употребить его (например, становится заядлым курильщиком) или на то, чтобы прийти в себя после его воздействия.

6. Отказ от важной социальной, профессиональной или досуговой активности или ее ограничение из-за злоупотребления веществом.

7. Постоянное злоупотребление веществом, несмотря на осознание того, что социальные, психологиче­ские или физические проблемы, возникающие или усиливающиеся из-за злоупотребления веществом, продолжают возникать и накапливаться.

Из этой классификации исключена кофеиновая зависимость, так как потребление кофе в общем не вызывает психических расстройств и при переходе на кофе с пони­женным содержанием кофеина или эрзац-кофе не возникает абстиненции.

Изменение стиля употребления вещества также считается характер­ным признаком синдрома зависимости.

Различаются:

• хронический алкоголизм;

• дипсомания (эпизодическое употребление);

• лекарственное пристрастие.

В чем причина употребления наркотических веществ? Это целый комплекс причин.

Прежде всего, с их помощью можно управлять своим психоэмоциональ­ным состоянием, поднять настроение, взбодриться, получить при­ятные ощущения. Большое значение в употреблении наркотиков и токсических веществ имеют биологические, психо­логические, культурные, религиозные, этические, политические, экономические и социальные факторы.

Исследования последних лет и у нас в стране, и за рубежом убедительно показали биологическую природу химической зави­симости. Она связана с врожденными нарушениями некоторых мозговых процессов. По наследству передается не наркомания или токси­комания, а предрасположенность к ней. Проявится она или нет, зависит от складывающихся обстоятельств.

Исследования биохимических процессов головного мозга человека показали, что существуют врожденные различия между людьми, которые становятся или не становятся алкоголи­ками. У первых в клетках мозга обнаружено значительно меньше эндорфинов, чем у вторых. К тому же у них активность фермента - алкогольдегидрогеназы, который расщепляет спирт на простые продукты, крайне низкая.

Хорошо известно, что у родителей-алкоголиков дети практи­чески всегда становятся алкоголиками. И в этом повинна не толь­ко наследственность, но и среда, в которой растет и развивается ребенок. Приемные дети, чьи родители страдали алкоголизмом, повзрослев, в 3 раза чаще становятся ал­коголиками. Если бы ребенок развивался в благоприятной среде, отя­гощенная наследственность могла бы и не проявиться.

Некоторые проблемные ситуации, которые увеличи­вают вероятность приобщения к наркотикам: разлад и скандалы в семье, один из родителей или оба - наркоманы, безучастное или равнодушное отношение родителей к своему ребенку, пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, влияние друзей-наркоманов, доступность наркотиков, чувства тревоги, страха, одиночество, антиобщественное поведение в школе и мно­гое другое.

Неверно утверждать, что все люди в рав­ной степени привержены наркотикам. У каждого человека отно­шение к наркотикам очень индивидуально, от абсолютного неприятия наркотиков (полное воздержание) до невозможности отказаться без соответствующего вмешатель­ства (непреодолимая зависимость).

Т ипичные ситуа­ции, при которых происходит первое знакомство с наркотиками.

1. Любопытство - некий побудительный мотив, в том числе и для будущих наркоманов. Это совершенно неоправданный риск, поскольку никто не знает заранее, как организм отреагирует на наркотик.

2.Потребность поддержать компанию и не показаться старомодным, несовременным. Это очень опасный и в выс­шей степени рискованный эксперимент.

3.Некоторые люди в силу индивидуальных особенностей ис­пытывают необходимость в употреблении наркотического веще­ства не только из-за психической, но и из-за физиологической зависимости, которая приводит к пол­ной деградации личности и неизбежной гибели человека.

Какой ущерб человеку наносит употребление нарко­тиков?

• Систематическое употребление наркотика для подростка не­избежно приводит к развитию непреодолимой зависимости, как психической, так и физиологической. Это происходит практиче­ски сразу.

• Употребление наркотика отрицательно сказывается на становле­нии личности молодого человека, его учебе и карьере. Всегда чре­вато разрушением здоровья в молодом возрасте.

• Употребление наркотиков создает реальные предпосылки для отчуждения от сверстников, отдаления от прежних друзей.

• Наркомания, как правило, сопровождается воровством, об­маном, проституцией и реальным преступлением.

• Любой наркотик оказывает более сильное воздействие на неокрепший организм молодого человека по сравнению со взрос­лым и этим причиняет подростку еще больший вред.

Наиболее характерные признаки, которые свидетель­ствуют о том, что ребенок начал принимать наркотики; даже один-единственный из них не должен остаться без внимания ро­дителей:

· неожиданное снижение успеваемости с пятерок и четверок на тройки и даже двойки;

· частые прогулы занятий, чего раньше не замечалось;

· снижение интереса к учебе и частые конфликты в школе;

· нежелание придерживаться установленных правил поведения
в школе и дома;

· раздражительность, нервозность, замкнутость, скрытность;

· появление новой компании, отрицательное отношение к ста­рой;

· появление ограниченности интересов;

· постоянная потребность в деньгах на карманные расходы;

· частое отсутствие дома;

· появление меток от уколов в области расположения артерий
локтевого сустава или по ходу артерий верхней конечности;

· блеск в глазах.

Лечение наркоманов, избавление от наркоти­ческой зависимости - это не только медицинская проблема в чистом виде. В ее по­ложительном решении должны быть в равной степени заинтере­сованы государственные, общественные, юридические и социаль­ные институты, а литература, искусство и средства массовой ин­формации должны способствовать этому.

Эпидемиология, патогенез, клиника

Эпидемиология

По недавно опубликованным данным (Junge, 1994), в ФРГ насчитывается от 800 000 до 1200 000 страдающих медикаментозной зависимостью, а так­же от 100 000 до 120 000 наркоманов, к этому еще следует доба­вить курильщиков — их количество оценивается как 29% из тех, кому больше 15 лет, причем курят 37% мужчин и 21% женщин, 2 500 000 больных алко­голизмом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...