Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Торжество нового курса. К. П. Победоносцев и М. Н. Катков. Реформы Н. X. Бунге




Теория «народного самодержавия». Программа самобытного разви­тия России 1880—J890 гг. Н. X. Бунге. — Экономический курс И. А. Вы-шне г рабского. Начало нового царствования.

К 15 мая 1883 г., когда, наконец, после длительной отсрочки состоялась коронация Александра III, правительственный курс принял уже достаточно четкие очертания. Теория «народного само­державия» как самобытная, присущая именно России форма госу­дарственного управления, окончательно получила официальное признание. В основе этой теории лежала мысль о единении царя с народом, а не с «землей» или земством, как учили братья Аксаковы, считавшие высшим проявлением такого единения Земский собор. Российское дворянство должно было стать «живым звеном между царем и народом». 21 апреля 1885 г., в связи со столетием со дня издания Екатериной II Жалованной грамоты дворянству, был напечатан подготовленный Победоносцевым рескрипт, обещавший дворянству новые экономические привилегии, в том числе создание Дворянского земельного банка для поддержки помещичьих хо­зяйств. В «Московских ведомостях» 22 апреля Катков приветство­вал появление рескрипта как «праздник» и «начало новой эпохи». «Из долгих блужданий, — писал он, — мы наконец возвращаемся в нашу родную, православную, самодержавную Русь. Призраки блед­неют и исчезают. Мы чувствуем пробуждение».1 Тема представи­тельного учреждения в любой его форме на многие годы исчезла со страниц российских газет. Она появится вновь только в условиях революционного кризиса в канун 1905 г. Пока же, в начале 1880-х годов, Катков, почти как Н. М. Карамзин в начале столетия, писал, что «русскому царю дано особое отличие от других властителей ми­ра» и «он не только государь своей страны и вождь своего народа», но и «богом поставленный блюстителем и охранителем православной церкви... он преемник кесарей». Либерал и англоман на рубеже 1850-х— 1860-х годов, Катков в своих публицистических выступлениях в 1880-е годы вторил Победоносцеву и восхвалял самодержавие как са­мую совершенную и передовую форму государственного управле-

1 Цит. по: Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л., 1973. С. 179.


ния, заявлял, что Россия стала «западней самой западной страны в

Европе».2

Влияние Каткова на Александра III и правительственную по­литику 1880-х годов было столь значительным, что в бюрократи­ческих кругах не без основания рассматривали Каткова, Победо-носцева и их единомышленников как второе правительство, суще­ствовавшее рядом с законным.3 Выступая с критикой программы либеральных реформ минувшего царствования, партия Каткова— Победоносцева опиралась на определенные идеологические прин­ципы, разработала реальную политическую программу самобыт­ного развития России,в частности укрепление самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности. Эко­номическая программа Каткова—Победоносцева предусматривала различные меры поощрения тех отраслей промышленности, в ко­торых было заинтересовано правительство: протекционизм, сохра­нение бумажноденежного обращения, строгий контроль над бир­жевыми операциями и частным предпринимательством, исполь­зование государственной монополии (винная, табачная) как средства налогообложения, экономическую поддержку помещичь­его хозяйства (с помощью Дворянского и Крестьянского банков). Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне. Взгляды Кат­кова претерпели изменения после русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. В 1860-е годы Катков еще печатал в «Русском вестнике» статьи Бунге в поддержку металлического денежного обращения и в защиту принципа свободной торговли, однако в конце 1870-х годов уже прочно связал себя с публицистами и экономистами сла­вянофильского направления Н. Я. Данилевским, Н. X. Весселем, Н. А. Новосельским, а также со сторонниками бумажноденежного обращения А. Антоновичем, Н. Мецем и др.4 Идеология нового царствования оказала влияние и на внешнеполитическую доктри­ну. Ее основу составляли укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, панславизм и поддержка освобо­дительного движения славян, сближение с Францией.

Эта программа находила свое отражение как в записках, пода­вавшихся непосредственно императору, так и на страницах «Мо­сковских ведомостей» и других изданий Каткова, в сочинениях проводника его экономических и внешнеполитических идей И. ф. Циона, в полемических выступлениях товарища обер-про­курора Синода Н. П. Смирнова против Н. X. Бунге, провоцируе­мых Победоносцевым. Так, например, в сентябре 1885 г. была опубликована в количестве 48 экземпляров и роздана видным го­сударственным деятелям брошюра Смирнова «Современное состо-

2 Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия: (М. Н. Катков и его издания). М., 1978. С. 225, 230, 235.

3 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте— кор­респонденты «Московских ведомостей» // Проблемы общественной мысли и эко­номическая политика России XIX—XX веков. Л., 1972. С. 12.

4 Канда Акинори. Экономическая программа дворянской реакции и политика И. А. Вышнеградского // The Journal of Asahikawa University. March 1977. № 5. P. 198.


яние наших финансов, причины упадка их и средства к улучше­нию нашего государственного хозяйства». Бунге ответил на этот выпад5 и вызвал тем самым появление второй брошюры Смирнова, изданной уже в количестве 300—400 экземпляров.6 Смирнов ут­верждал, что банковская реформа 1860-х годов лишила дворян­ское сословие дешевого государственного кредита, способствовала разорению населения, обогащению новой денежной аристократии, и настаивал на выдаче из Государственного банка дешевых ссуд дворянам, на отказе от иностранных займов, введении винной мо­нополии, передаче железных дорог в казну.7

Программа самобытного развития России 1880—1890-х годов вовсе не исключала признания теорий западных политиков и фи­лософов. Победоносцев охотно опирался на сочинения Т. Карлей-ля и М. Нордау, критикуя западноевропейскую систему парла­ментаризма,8 а Катков следовал примеру Бисмарка в борьбе с ра­бочим и социалистическим движением.9

В начале 1880-х годов партия Каткова—Победоносцева при поддержке скандально известного редактора газеты «Гражданин» кн. Мещерского начала кампанию против еще остававшихся в пра­вительстве сторонников либеральных реформ: министра народного просвещения А. П. Николаи, министра юстиции Д. Н. Набокова и министра финансов Н. X. Бунге. В марте 1882 г. был уволен ми­нистр просвещения А. П. Николаи, а на его место назначен И. Д. Делянов. Это открыло возможность правительству заняться пересмотром университетского устава 1863 г. По новому уставу, принятому в августе 1884 г., была упразднена университетская ав­тономия. Значительно сократились права Ученых советов. Назна­чение ректоров и замещение профессорских вакансий осуществ­лялось отныне министром просвещения, а деканов — попечителя­ми учебных округов. Возросла роль инспекторов студентов, был ликвидирован университетский суд.10 В ноябре 1885 г. министр юстиции Д. Н. Набоков был заменен Н. А. Манасеиным. Нача­лась атака на судебные уставы. В ней приняли участие Мещер­ский, Катков и Победоносцев. Последний подготовил в 1885 г. проект новой судебной реформы. Противники судебных уставов

5 Бунге Н. X. Замечания министра финансов на записку тайного советника Смирнова. СПб., 1886.

6 Смирнов Н. П. Объяснения тайного советника Смирнова на замечания гос­подина министра финансов, сделанные по поводу записки «Современное состояние наших финансов, причины упадка их и средства к улучшению нашего государст­венного хозяйства». СПб., 1886.

7 О полемике между Бунге и Смирновым см.: Канда Акинори. Экономи­ческая программа дворянской реакции и политика И. А. Вышнеградского. С. 199—201.

8 Ведерников В. В. Кризис консервативной идеологии и его отражение в пе­чати (1895—1902 гг.) // Вестник ЛГУ. 1981. № 8. Вып. 2. С. 104.

9 Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия... С. 231.

10 ПС31П. Т. 4. № 2404; Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия: (Политическая реакция 80-х—начала 90-х годов). М., 1970. С. 328—330. См. также: Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 го­да. М., 1976. С. 150—153.


1864 г. выступали против суда присяжных, гласности судопроиз­водства, адвокатуры, несменяемости судей.11

Осенью 1885 г. Победоносцев и Катков открыли в печати кам­панию против Бунге. Они причисляли его к партии, потерпевшей поражение в день 29 апреля 1881 г.12 Парадокс состоял в том, что Н. X. Бунге стал министром финансов именно в результате изда­ния манифеста 29 апреля 1881 г. и выхода в связи с этим в отстав­ку А. А. Абазы. Бунге был назначен товарищем Абазы в августе 1880 г. и, конечно, разделял взгляды сторонников реформ 1860-х годов. В то же время он показал себя человеком, склонным к ком­промиссам, и, став министром, поддержал программу Фадеева и Воронцова-Дашкова, а когда она была провалена Победоносцевым и Катковым, сумел сохранить за собой министерский пост. Воз­можно, этому способствовало то, что программа Победоносцева— Каткова предусматривала развитие национальной промышленно­сти.

Еще в сентябре 1880 г. Бунге в записке, поданной Александ­ру II, высказался за принятие мер общего характера для поднятия народного хозяйства России. «Для содействия обрабатывающей промышленности заводским и торговым предприятиям, — писал Бунге, —от правительства требуется... не столько материальная поддержка, сколько установление лучшего порядка посредством издания законов, примененных к современному развитию хозяй­ства. Россия отстала от всей Западной Европы в этом отношении на полстолетия». Промышленное развитие России «сдерживалось» из-за «отсутствия в стране современного фабрично-заводского за­конодательства».13

В начале 1880-х годов Бунге выступил с программой фабрич­но-заводского законодательства. 1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних на фабриках.14 Для подростков от 12 до 15 лет должен был быть установлен 8-часовой рабочий день. В 1882 г. была образована при Министерстве финансов фабричная инспекция как орган надзора за исполнением фабричного законо­дательства. По закону 12 июня 1884 г. губернии, находившиеся под надзором фабричной инспекции, были разделены на 9 окру­гов — Петербургский, Московский, Владимирский, Казанский, Воронежский, Харьковский, Киевский, Виленский и Варшав­ский.15 Соответственно штат фабричной инспекции состоял из од­ного главного инспектора, 9 окружных и 10 помощников. 3 июня 1886 г. был опубликован подготовленный комиссией под предсе­дательством товарища министра внутренних дел В. К. Плеве за-

11 Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. С- 234-236.

12 Катков М. Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» за 1886 год. М., 1989. С. 117.

13 Записка Н. X. Бунге Александру II была опубликована; см.: Погребин-с*ий А. П. финансовая политика царизма в 70—80-х годах XIX в. // ИА. 1960. ^? 2. С. 135—136. См. также: Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй по­ловине XIX века. Л., 1986. С. 138—139.

14 ПС31Н. Т. 2. № 931.

15 ПС31И. Т. 4. № 2316.


 


кон, регулировавший отношения между фабрикантами и рабочи­ми. Контроль за соблюдением этого закона возлагался на фабрич­ную инспекцию. При обсуждении проекта закона в Государ­ственном совете были высказаны предложения о передаче фабрич­ной инспекции по примеру Англии в ведение Министерства внут­ренних дел. Однако Государственный совет отклонил это предло­жение.16

Закон 3 июня 1886 г. устанавливал правила найма и увольне­ния рабочих, условия оплаты труда, запрещал натуральную фор­му расчетов, вычеты из жалованья на медицинское обслуживание, устанавливал контроль над штрафами. В то же время закон пре­дусматривал целый ряд карательных мер за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы.17 В подготовленных Бунге законах «московская консер­вативная печать» увидела «едва ли не социализм», Бунге за них «подвергся обвинениям в непонимании условий русской жизни, доктринерстве, увлечении тлетворными западноевропейскими те­ориями».18 Казалось бы, фабричное законодательство 80-х годов было выдержано в духе «попечительства», положенного в основу рабочей политики Каткова и Победоносцева, однако оно было со­чтено ими слишком радикальным. Действительно, Бунге считал необходимым создать условия для развития крестьянского земле­владения на основе частной собственности в сельском хозяйстве, а в промышленности ввести современное фабричное законодатель­ство для обеспечения «более тесной связи между интересами ра­бочих и фабрикантов».19

Бунге исходил из того, что «сила и влияние господствующих классов могут быть прочно основаны лишь на благосостоянии ра­бочего сословия». Он считал необходимым, чтобы фабриканты, об­щества или земства, или государство взяли на себя устройство жи­лищ для рабочих и улучшение их быта. С его точки зрения, сле­довало подумать и о привлечении рабочих к участию в прибылях. «Доля участия в прибылях, — писал Н. X. Бунге в середине 90-х годов, — составляет один из лучших способов если не упразднения социального вопроса, то по крайней мере для устранения из него всякой жгучести».20 Обосновывая свои взгляды на рабочий вопрос, Бунге ссылался на западные образцы: политику швейцарского правительства, организовавшего в Берне постройку специальных помещений для рабочих с учетом их требований, приводил в ка­честве примера красильные заведения Лекларка в Англии.21


Эти взгляды не могли вызвать сочувствия у Каткова и его еди­номышленников. Они не признавали существования рабочего со­словия в России и видели в фабричном рабочем мужика, отпра­вившегося на заработки.22

Поданная Бунге в сентябре 1880 г. Александру II всеподдан­нейшая записка предусматривала также преобразование налого­вой системы России с целью ликвидации бюджетного дефицита. В первую очередь намечались отмена соляного налога и понижение выкупных платежей. Одной из самых важных налоговых реформ Бунге стала отмена подушной подати. Решение об этом Бунге ус­пел провести через Государственный совет в мае 1882 г. вопреки сопротивлению Победоносцева и некоторых его единомышленни­ков. Однако большинство членов Государственного, совета поддер­жало реформу, а 18 мая 1882 г. Александр III утвердил мнение большинства.23 Отмена подушной подати затянулась до 1886 г. «Можно ожидать, что с отменой подушной подати, — писал Бунге в 1884 г., —с одной стороны, прекратится накопление крупных недоимок, а с другой возвысится благосостояние всего земледель­ческого населения, и оно уплатит свободно, по своим средствам, в виде косвенных налогов, акцизов с вина, пива, сахара, табака, та­моженных пошлин с чая и других предметов значительную долю того, что взыскивается принудительно в виде подушной подати».24 Отмена подушной подати была важным шагом на пути замены со­словного налогообложения налогами по имущественному призна­ку. В начале 1885 г. Бунге ввел дополнительные сборы к промыс­ловому налогу: 3%-й с доходов обязанных публичной ответствен­ностью акционерных предприятий и раскладочный с предприятий гильдейских. В конце 1885 г. был введен 5%-и сбор с доходов от денежных капиталов.25 12 июня 1886 г. императором был утвер­жден закон о переводе государственных крестьян с оброка на вы­купные платежи. Перед ними открывалась перспектива превраще­ния в полных земельных собственников.26 Бунге выступал реши­тельным противником как существовавшей круговой поруки, так и паспортной системы, так как они затрудняли свободное передви­жение крестьян.27 В январе 1886 г. он обратился к министру внут­ренних дел Д. А. Толстому с предложением «рассмотреть особо» изменения в уставе о паспортах. В феврале 1886 г. при Министер­стве финансов была образована подготовительная паспортная ко­миссия под председательством директора Общей канцелярии ми­нистра Г. М. Раевского. Комиссии было поручено подготовить для внесения в законы о паспортах такого рода изменения, которые


16 Лаверычев В. Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861 —1917 гг.). М., 1972. С. 70.

17 Там же. С. 71; ПС31П. Т. 6. № 3769.

18 Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. СПб., 1907. С. 416.

19 Шепелев Л. Е. Копартнершип и русская буржуазия // Рабочий класс и ра­бочее движение в России: 1861 — 1917. М., 1966. С. 288—289.

20 Там же; Записка, найденная в бумагах Н. X. Бунге. 1881 —1894 гг. (РГИА. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 721. Л. 58 об.-59).

21 Там же.


22 О взглядах Каткова на рабочий вопрос см.: Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. С. 91 —102.

25 Ананьин. Н. И. К истории отмены подушной подати в России // ИЗ. 1974. т- 94. С. 193.

24 Там же. С. 197.

25 ПС31И. Т. 5. № 2961.

26 Ананьич. Н. И. К истории отмены подушной подати в России... С. 201.

О связи этих двух явлений в правительственной политике 80—90-х го-Дов XIX в. см.: Симонова М. С. Отмена круговой поруки//ИЗ. 1969. Т. 83. С. 159-195.

13 Власть и реформы 385


облегчили бы «передвижение населения», но в то же время не от­разились бы на интересах полицейского сыска и размере годового «паспортного дохода», достигавшего 3,5 млн. руб.28 Комиссия Ра­евского признала существовавшую паспортную систему «безус­ловно вредной» для народного благосостояния, препятствовавшей «не только правильному распределению труда», но и «развитию платежных сил населения» и особенно «стеснительной» для мещан и крестьян.29

Комиссия закончила свою работу в августе 1886 г., после чего подготовленный ею проект был передан на рассмотрение учреж­денной при Министерстве финансов общей паспортной комиссии под председательством товарища министра финансов П. Н. Нико­лаева. Однако в связи с отставкой Бунге 31 декабря 1886 г. работа затянулась, члены комиссии не могли прийти к единому мнению. Спор разгорелся вокруг основного вопроса об отношении к общине и круговой поруке. Паспортная реформа застряла в бюрократиче­ских путах до начала 1890-х годов.30

В отличие от Каткова и Победоносцева, сторонников бумажного денежного обращения и даже выступавших за увеличение денеж­ной массы, Н. X. Бунге, вслед за М. X. Рейтерном, настаивал на не­обходимости извлечения из обращения избыточного количества бу­мажных денег, укрепления рубля и внедрения звонкой монеты. Политика Бунге в этой области была направлена на подготовку вве­дения золотого стандарта. 26 июня 1881 г. была возобновлена пре­кращенная в 1876 г. чеканка серебряной монеты, в сентябре 1882 г. Бунге представил Александру III специальную записку по поводу необходимости упрочения курса рубля, а в декабре 1882 г. внес это предложение в Комитет финансов. Однако политика Бунге в обла­сти денежного обращения была встречена в штыки на страницах «Московских ведомостей» и «Гражданина».31

Неурожаи 1883 и 1885 гг. подорвали и без того непрочное фи­нансовое положение в стране. Попытки Бунге избавиться от бюд­жетного дефицита потерпели неудачу. Этим воспользовался Кат­ков, чтобы не только подвергнуть критике бюджетный дефицит и слабые стороны экономической политики Бунге, но еще раз при­дать своим обвинениям политический характер. «Сложилось странное положение, — писал Катков, настаивая на отставке Бун­ге, — оппозиция правительству не вне его, а в нем самом, чего не бывает, по крайней мере не должно быть, ни в каком государстве ни при каком образе правления».32

28 РГИА. Ф. 1405. Оп. 542. Д. 70. Л. 2 об. См. также: Ананьич Б. В. Из ис­тории законодательства о крестьянах (вторая половина XIX в.) // Вопросы исто­рии России XIX—начала XX века. Л., 1983. С. 34—37.

29 Ананьич Б. В. Из истории законодательства о крестьянах... С. 36.

30 Там же. С. 37.

31 См.: Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 135—150; Степа­нов В. Л. От крушения системы Канкрина к новой реформе // Русский рубль: Два века истории. XIX—XX вв. М., 1994. С. 90—100.

32 Московские ведомости. 1886. 26 февраля. См. также: Неведенский С. Кат­ков и его время. СПб., 1888. С. 556—557.


В январе 1887 г. Бунге был уволен с поста министра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Министром финансов стал связанный с Кат­ковым известный ученый, профессор механики, директор Петер­бургского технологического института И. А. Вышнеградский, хо­рошо известный также в предпринимательском мире как один из главных деятелей Петербургского водопроводного общества и ви­це-председатель правления Юго-Западных железных дорог. Кат­ков поставил перед собой цель добиться отставки не только Бунге, но и министра иностранных дел Н. К. Гирса и заменить этих двух «немцев» своими ставленниками, соответственно И. А. Вышне-градским и И. А. Зиновьевым. Однако Каткову не удалось осуще­ствить задуманный им план полностью: летом 1887 г. влиятель­ный редактор «Московских ведомостей» скончался.

И. А. Вышнеградский связал себя с партией «Московских ве­домостей» задолго до своего назначения на министерский пост. По крайней мере в конце 1883—начале 1884 г. он уже выступал как лицо, близкое к Каткову, на страницах его газеты. Вышнеград­ский активно поддерживал нападки Каткова на Бунге. В середине 1885 г. к этой кампании присоединился и С. Ю. Витте —молодой управляющий Юго-Западными железными дорогами.33

Вышнеградский уже в первой своей программной записке, представленной Александру III, заявил, что главной целью его политики будет ликвидация бюджетного дефицита и защита оте­чественной промышленности. Он собирался достичь превышения доходов над расходами прежде всего за счет введения винной и табачной монополий и повышения железнодорожных тарифов.34 Однако проекты введения винной и табачной монополий Вышне-градскому осуществить не удалось. Что же касается табачной мо­нополии, то Вышнеградский довольно скоро пришел к выводу во­обще о нереальности ее введения в российских условиях и в апреле 1889 г. сообщил об этом Государственному совету.35 В 1888 г. Вы­шнеградский продолжал повышать косвенные налоги и установил новые налоги на спички и керосин. Были пересмотрены железно­дорожные тарифы. В марте 1889 г. был образован Департамент железнодорожных дел. Его возглавил С. Ю. Витте.

В результате проведенных Вышнеградским реформ начался вы­куп в казну частных железных дорог, повысилась доходность го­сударственных и сократились расходы на их содержание.36 Однако

33 См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте — корреспонденты «Московских ведомостей» // Проблемы общественной мысли и экономическая политика России XIX—XX веков. Л., 1972. С. 13—14, 19.

34 Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861 — 1892 годы). М., 1960. С. 62.

35 Канда Акинори. Экономическая программа дворянской реакции и политика И. А. Вышнефадского. С. 207.

36 Мигулин П. П. Наша новейшая железнодорожная политика и железнодо­рожные займы (1893—1902). Харьков, 1903. С. 17.


Вышнеградский считал полезным также развитие крупных и при­быльных частных железных дорог.37

В 1889 и 1890 гг. были повышены пошлины на ввозимые това­ры, а в 1891 г. введен новый таможенный тариф, носивший строго протекционистский характер и оказавший влияние на развитие отечественной промышленности.38 Таможенные доходы стали не­уклонно возрастать и увеличились к 1903 г. на 170%.39

Начиная с 1889 г. Вышнеградским была установлена система государственного регулирования хлебных тарифов. Ему пришлось преодолеть сопротивление земельных собственников центральных и западных губерний, а также железнодорожных обществ и до­казать им на практике, что (как докладывал Вышнеградский в июле 1890 г. Александру III) «лишь государственной власти над­лежит распоряжаться экономическими судьбами государства».40 Тарифное законодательство 1889 г. получило дальнейшее разви­тие в 1893—1897 гг., когда министром финансов стал Витте. В эти годы усилилась роль государства в регулировании хлебной тор­говли.

Именно это побудило Бунге во второй половине 1890-х годов с осуждением отозваться о политике чрезмерного государственно­го вмешательства в экономическую жизнь империи. Рассматривая эту политику в ретроспективе, Бунге писал: «Разочарование, по­стигшее всех в пору Крымской войны, привело к внутренней по­литике..., которая ожидала всего от частной инициативы, и она проявлялась иногда в столь прискорбных формах, что люди бла­гомыслящие начали снова вопить о надзоре и контроле со стороны государства и даже о замене государственною деятельностью част­ной. В этом направлении мы продолжаем преуспевать и теперь, когда хотят, чтобы государство занялось в обширных размерах торговлей хлебом и снабжением им стомиллионного населения». «Кажется, невозможно идти далее, — сетовал Бунге, — если не до­пустить, что государству следует пахать, сеять и жать, а затем издавать все газеты и журналы, писать повести и романы и под­визаться на поприще искусств и науки, как предлагает Беллами (Looking backward)».41

Непосредственное участие правительства в делах промышлен­ности усилилось еще при Бунге: были учреждены Крестьянский поземельный (1882 г.) и Государственный Дворянский земельный (1885 г.) банки, было выкуплено в казну 7 тыс. верст железных дорог, принадлежавших частным обществам. Начало 1880-х годов стало важным этапом в усилении влияния Особенной канцелярии по кредитной части на банковские структуры России. В 1883 г. в связи с банкротством некоторых городских банков было пересмот­рено банковское Положение 1862 г. Государственному надзору


были подчинены городские и общественные банки. В 1884 г. был принят закон о порядке ликвидации кредитных учреждений. По этому закону министр финансов получил право создавать ликви­дационные комиссии, а надзор за их деятельностью должна была осуществлять Кредитная канцелярия.42

Однако государственное вмешательство в экономическую жизнь страны с приходом в Министерство финансов Вышне-градского, а затем Витте грозило приобрести всеобъемлющий характер. Именно это обстоятельство и вызывало беспокойство Бунге.

Вышнеградский подверг пересмотру рабочее законодательство своего предшественника. Отставка Бунге дала повод министру внутренних дел Д. А. Толстому возбудить вопрос о передаче фаб­ричной инспекции в ведение его министерства. Вышнеградский хотя и относился скептически к институту фабричных инспекто­ров, но в 1888 г. он отказался от этой мысли, отчасти под давле­нием промышленников, опасавшихся, что с передачей в Мини­стерство внутренних дел фабричная инспекция окажется для них еше более опасным институтом. Комиссия Плеве на этот раз пред­ложила внести некоторые изменения в закон 3 июня 1886 г., от­разившиеся на правовом положении рабочих.43 Из состава фаб­ричной инспекции были удалены лица, вызывавшие наибольшее раздражение предпринимателей. 24 апреля 1890 г. фабричной инспекции было дано право допускать работу малолетних в вос­кресные и праздничные дни, а губернским по фабричным делам присутствиям или губернаторам — разрешать ночной труд жен­щин и подростков. Кроме того, в стекольной промышленности было отменено запрещение ночного труда, а с позволения ми­нистров финансов и внутренних дел допускался на определенный срок и в определенные производства наем детей в возрасте 10— 12 лет.44

В результате этих изменений фабричная инспекция, созданная Бунге как орган контроля за соблюдением фабричных законов, в какой-то мере утрачивала свою роль. Попытка Вышнеградского приспособить экономическую политику к общеполитической док­трине царствования Александра III находила свое выражение и в усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь страны, и в ужесточении рабочего законодательства, и в поддержке консервативных начал в аграрной политике, нацелен­ной на укрепление общины и дворянского контроля над органами крестьянского общественного самоуправления. В 1886 г. был при­нят закон, ограничивавший право семейных разделов у крестьян-общинников, а в 1889 г. введен институт, земских начальников. Им передавались функции мировых судей. Земские начальники


 

37 Канда Акинори, Экономическая программа дворянской реакции... С. 209.

38 ПС31П. Т. 11. № 7811.

39 Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века... С. 169.

40 Китанина Т. М. Хлебная торговля России в 1875—1914 гг. Л., 1978. С. 95.

41 РГИА. Ф. 1662. Оп. 1. Д. 721. Л. 52.


42 Там же. Ф. 583. Оп. 3. Д. 1054. Л. 29.

43 Лаверычев В. Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861 —1917 гг.). М., 1972. С. 81—82.

44 Там же.


утверждали должностных лиц в сельских и волостных управлени­ях, а также волостных судей.45

Впрочем, Вышнеградский не придерживался слепо экономиче­ской программы Каткова—Победоносцева. Он отказался от мысли способствовать развитию бумажноденежного обращения и присту­пил к осуществлению разработанного еще при Бунге плана кон­версии русских 5- и 6-процентных заграничных займов в займы с более низким процентом и более длительным сроком погашения. Это была попытка упорядочить государственные долги России и тем самым сделать еще один шаг к укреплению рубля и введению золотой валюты. Конверсионные операции приняли широкий раз­мах: было конвертировано русских процентных бумаг на сумму 1,7 млрд. руб. Основным результатом проведенных Вышнеград-ским в 1889—1891 гг. конверсионных операций явился переход значительной части русских ценных бумаг с немецкого на фран­цузский денежный рынок, совершившийся при самом активном участии французских банков. В результате был заложен экономи­ческий фундамент под здание политического и военного союза России и Франции. В августе 1891 г. было заключено общеполи­тическое соглашение между двумя странами, а в августе 1892 г. генералы Н. Н. Обручев и Р. Буадефр подписали военную конвен­цию. Окончательно оформленный к 1894 г. франко-русский союз не только стал решающим фактором во внешней политике России на ближайшие десятилетия, но и оказал огромное влияние на ее внутреннюю, и в частности экономическую, политику.

Общественное мнение самодержавной России было подготовле­но к союзу с республиканской Францией во многом благодаря уси­лиям, как это ни парадоксально, печати консервативного направ­ления. Немалая заслуга в этом отношении принадлежала Каткову и его «Московским ведомостям».46 Именно эту часть своей внеш­неполитической программы сторонникам нового курса удалось осуществить полностью. Национальные интересы возобладали над политическими предрассудками, хотя противоестественный с точ­ки зрения этих предрассудков характер союза был очевиден. «Бо­же царя храни и Марсельеза — это Христос Воскрес, распеваемый в синагоге, —писал Витте в сентябре 1899 года Мещерскому. — Для всякого француза наше самодержавие есть варварство, а наш царь есть деспот. Для нас их пресловутое 6galite, fraternite и про­чее есть реклама банкира Блока, печатаемая ежедневно во всех русских газетах. Французский парламент есть кощунство над здравым смыслом и колоссальнейший самообман».47

45 Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия... С. 257.

46 О роли М. Н. Каткова, И. Ф. Циона, участвовавшего в организации кон­версионного займа во Франции, и связанных с ними французских публицистов в подготовке франко-русского сближения см.: Манфред А. 3. Образование русско-французского союза. М., 1975. С. 228—230. См. также: Кеппап George Frost. The decline of Bismarck's European order: Franco-Russian Relations, 1875—1890. Princeton, N.-Jersey, 1979. P. 170—185.

47 РГИА. Ф. 1622. On. 1. Д. 1018. Л. 150 об.


Итак, даже после отставки Бунге противникам реформ 1860-х— 1870-х годов не удалось в полной мере осуществить свою програм­му экономических преобразований. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и при попытке пересмотра в Министерстве внутренних дел в конце 1885 г. основных положений земской, судебной и го­родской реформ. Главными действующими лицами были А. Д. Па-зухин и Д. А. Толстой. Пазухин стал одной из центральных фигур в созванном для этой цели Особом совещании. Оно работало в сен­тябре—ноябре 1886 г. 18 декабря Толстой представил Александ­ру III «всеподданнейший доклад». В нем излагалась программа пе­ресмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов. Предусматривалось создание админи­стративных органов управления крестьянскими делами, сведение к минимуму роли «общественного самоуправления» в земских и городских учреждениях, усиление власти министра внутренних дел «по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреж­дениями», ограничение выборного начала «при замещении долж­ностей по местному управлению» и замена его «системою прави­тельственного назначения», предоставление дворянству большего участия в делах местного управления и передача дел по маловаж­ным поступкам «от судебных установлений» в ведение учрежде­ний, «находящихся в непосредственной связи с административной властью».48

Первым реальным результатом этой программы стало введение института земских начальников 12 июля 1889 г.49 Им была пере­дана вся полнота судебной и административной власти в кресть­янском управлении. Мировые суды в уездах были упразднены. Подлежавшие их рассмотрению дела отныне должны были рас­сматриваться земскими начальниками или в волостных судах, на­ходившихся в подчинении у земских начальников. Обсуждение в январе 1887 г. в Государственном совете законопроекта о земских начальниках «вызвало противодействие со стороны большинства его членов».50

Законопроект о пересмотре Земского положения 1864 г. был представлен в Государственный совет в самом начале 1888 г. Его обсуждение состоялось только в марте—апреле 1890 г. Новое Зем­ское положение было принято 12 июня 1890 г. Тем временем мно­гие из влиятельных сторонников возврата к дореформенным по­рядкам сошли с политической сцены. В 1889 г. умер Д. А. Тол­стой. Министром внутренних дел был назначен И. Н. Дурново. Утратил влияние Пазухин, пошатнулось могущество Победонос­цева. Все это отразилось на содержании Положения 12 июня 1890 г. При его обсуждении в Государственном совете раздавались голоса в пользу того, чтобы ограничиться лишь частными поправ­ками к Положению 1864 г.51 Упразднение земства, как того доби-

_ 48 Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. С. 369-370.

49 ПСЗШ. Т. 9. № 6196.

Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968. С. 117.

51 Там же. С. 139—143; ПСЗШ. Т. 10. № 6927.


вались Толстой и Пазухин, не состоялось, хотя новый закон и пре­дусматривал введение сословных курий для избирателей, назна­чение губернатором гласных от крестьян из числа избранных кре­стьянами кандидатов, усиление административного контроля и бюрократической опеки над земством, для чего было образовано Губернское по земским делам присутствие. Положение 12 июня 1890 г. должно было, по замыслу его авторов, приостановить про­цесс нараставшей оппозиционности правительству в земских уч­реждениях. Однако оно существенным образом не повлияло на эти настроения. В органы земского самоуправления чаще всего прихо­дили «не Пазухины и ему подобные, а земцы-либералы».52

Не удалось правительству коренным образом изменить и при­роду городского самоуправления с помощью введения нового Го­родового положения 11 июня 1892 г., хотя правительство добилось в результате пересмотра Городового положения 1870 г. значитель­ного сокращения состава Городских дум и ограничения их прав. Отныне ни одно решение Городской думы не могло быть проведено в жизнь без разрешения губернского начальства. Повысился изби­рательный ценз: из числа избирателей были исключены мелкие торговцы и приказчики.53

Сторонникам нового курса не <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...