Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность русского характера




Умом Россию не понять,

Аршином землю не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эти строчки стихотворения Ф. И. Тютчева, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятливость, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России.

Основные черты русского народа – это доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.

Основные черты русского народа Произведения Выводы
1. Патриотизм, служение Отчизне Л. Толстой «Война и мир»; А. Н. Толстой «Русский характер»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие» и др. Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Патриотизм – это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое отечество. Л. Н. Толстой: Примером истинного патриотизма служит герой романа Л. Н. Толстого " Война и мир" Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Б. Васильев: Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни.
2. Религиозность Б. Зайцев «Житие Сергия Радонежского»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» и др. Православие является духовным стержнем исторического развития России. Она добра и человечна. Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы. Ф. М. Достоевский: Вера в Бога, самопожертвование Сонечки Мармеладовой спасает Раскольникова А. И. Солженицын: Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
3. Могучая сила воли, мужество М. А. Шолохов «Судьба человека», А. К. Толстой «Русский характер», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др. М. А. Шолохов, «Судьба человека»: Писатель рассказывает о силе духа русского человека, о том, что ничто не смогло сломить Андрея Соколова, и он остаётся настоящим человеком, несмотря на все жизненные невзгоды. Не случайно Шолохов пишет, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит». А. Толстой, «Русский характер»:  «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота. » Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке»: В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера, вновь садится за штурвал самолета и пополняет счет воздушных побед над врагом. Его вера в себя, в свои возможности настолько огромна, что выходит победителем в борьбе с болезнью, беспомощностью…
4. Умение различать добро и зло А. Платонов «Юшка»; М. А. Булгаков “Мастер и Маргарита”; А. С. Пушкин («Капитанская дочка», лирика) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» А. Платонов: Главный герой рассказа А. Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. М. А. Булгаков: Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир. А. С. Пушкин: Мировое зло у Пушкина неразумно, и, тем не менее, объяснение ему следует искать как раз в самом разуме. С этой же точки зрения вспоминается и трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», где зло разума побеждает. Ф. М. Достоевский: Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность.
5. Нравственные опоры А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф. Искандер «Совесть и государство» М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть» А. С. Пушкин: Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах. Об этом знает Петруша Гринёв, получивший наказ отца: «Береги честь смолоду». Ф. Искандер: В своей статье «Совесть и государство» известный абхазский писатель, поэт Фазиль Искандер вспоминает о диалоге Сталина и знаменитого священника-хирурга Войно-Ясенецкого: - Что это вы говорите – душа, душа. Её нет. Её никто не видел, - сказал ему Сталин. - Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но ведь вы не станете отрицать, что она есть. И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести» М. Е. Салтыков-Щедрин: писатель в сказке «Пропала совесть» рассказывает о мытарствах совести: сначала её поднял горький пьяница, затем он её вручил хозяину кабака, жена которого затем тихонько подсовывает квартальному надзирателю. В конце концов совесть очутилась у богатого банкира. Но и ему она не нужна. «Долго таким образом шаталась бедная изгнанная совесть», пока не отыскали маленькое русское дитя с сердцем чистым: схоронили в этом сердце совесть: «растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть»
6. Жертвенность, служение людям Л. Н. Толстой «Война и мир» Н. А. Некрасов «Русские женщины» М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) А. И. Солженицын «Матрёнин двор» Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвую собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия преодолевает все трудности на своем пути. Образцом служения людям можно назвать Матрену из повести «Матренин двор» Солженицына, Григория Добросклонова из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», лирического героя из стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела»
7. Поиск  смысла жизни и основ бытия А. С. Пушкин «Евгений Онегин»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; Осознание своего «Я», понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на самых труднейших Л. Н. Толстой: Д. Мережковский назвал Достоевского «ясновидцем духа», а Толстого – «ясновидцем плоти». Толстой показывает человека в миру и через внешнее выявляет внутренний мир человека. «Война и мир» - рассказ о духовных исканиях. Человек постепенно постигает жизнь, обретает в ней смысл. Если бы человеку с самого начала было ясно, каково его место, то есть смысл жизни, то и жить ему незачем. Князь Андрей это место нашел перед смертью (нашел истину перед смертью). Линия Пьера – путь деятельной добродетели – автору было ближе.
8. Умение сострадать А. С. Пушкин «Капитанская дочка»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; М. А. Шолохов «Судьба человека Б. Екимов «Живая душа»; В. Распутин «Уроки французского» и др. Михаил Шолохов: «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь Б. Екимов: надо воскрешать милосердие в наших сердцах.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...