Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы исследования механизмов психологического воздействия в России




 

Вообще, следует сказать, что данная область исследований развивается сегодня семимильными шагами, и в ближайшие годы перед обществом уже реально может возникнуть проблема сублиминальных воздействий. Ученые-психологи сегодня всерьез озабочены перспективой надвигающейся эпохи психотерроризма. Это связано с усиленной разработкой в последние годы методик скрытого психического воздействия на человека. Только в США более 140 институтов заняты этой проблемой. Подобные исследования проводились в СССР и, по некоторым данным, проводятся в современной России, например, в Центре психофизиологии МВД, научно-производственном объединении «Энергия», научно-производственным предприятием «Квант», Институте проблем материаловедения и т.д. Если исходить из материалов открытых публикаций, на сегодняшний день самых больших успехов на этом поприще удалось добиться российско-американской корпорации «PSYCOR», руководимой Игорем Смирновым. В настоящий момент, корпорация объединяет в себе: Институт компьютерных психотехнологий и психоанализ <http://www.sunhome.ru/psychology/34>а, НИИ психоэкологии РАЕН, Psychotechnologies Corp.(США), Кафедру психоэкологии Российского университета им. Дружбы народов и является ведущей в мире в области разработок и реализации технических решений, позволяющих осуществлять прямой ввод-вывод информации из подсознания человека.

Игорь Викторович Смирнов, в настоящее время директор по науке НИИ психотехнологий, заведующий кафедрой психоэкологии РУДН, академик РАЕН, утверждает, что нашел революционные способы воздействия на психику. Вместе со своими единомышленниками он существенно развил специальное научное направление - психоэкологию. Предметом психоэкологии, то есть областью ее интересов, являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания.

В своей книге «Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне» Смирнов и К° изложили основные принципы своей доктрины. Фундаментальной основой психоэкологии, по их мнению, являются современные представления о роли семантических (т.е. смысловых, информационных) факторов в процессах жизнедеятельности. По мере эволюции психики роль семантических сигналов возрастает. Вторая сигнальная система является системой семантических символов преимущественно вербального типа, то есть символов языка. Поэтому основой психической деятельности человеческого мозга является т.н. семантический стимул: слово или образ. Реакцией на стимул является активация соответствующих этому стимулу областей памяти.

Любой стимул, который может быть воспринят психикой и способен вызывать, кроме ориентировочной реакции, какую-либо иную реакцию (например, эмоциональную), является семантическим. По мере взросления индивидуума и увеличения его жизненного опыта количество стимулов, которые являются бессмысленными и вызывающими только ориентировочную реакцию, резко уменьшается. Поэтому практически любая информация может быть соотнесена с какими-либо уже имеющимися элементами памяти - следами ранее произошедших событий, которые по каким-то признакам схожи с вновь поступающей информацией. Невозможно представить себе то, чего мы не знаем. Любая воспринимаемая информация немедленно вызывает ассоциативную цепочку соответствующих воспоминаний.

Отсюда первый постулат доктрины Смирнова: Любые воспринятые стимулы хранятся в памяти не в форме независимого семантического элемента, а лишь в совокупности ассоциативных связей с другими элементами. Любая информационная посылка, т. е. любое изменение внутренней или внешней среды, влечет за собой изменение психической деятельности и соответствующее изменение поведения. Так, в частности, работают условные рефлексы. Если стимул совершенно нов для воспринимающего его объекта, то есть встречается впервые и ни с чем из предшествующего опыта не ассоциируется, то реакция на него будет оборонительно-ориентировочной: повышение уровня бодрствования, готовность к действию и активный анализ последействия стимула. Если этот стимул сопровождается значимыми для жизнедеятельности изменениями состояния, ему присваивается смысл. Смысл стимула (в качестве которого может выступать, например, слово или зрительный образ) - это его связь, ассоциация с конкретным изменением эмоционального состояния.

Отсюда второй постулат: определив группу значимых слов, которые являются эмоциогенными для конкретного индивида, становится возможным, предъявляя ему эти слова определенным образом, изменять его психическую деятельность и поведение.

При этом мерой значимости слова будет количество ассоциативных связей с другими словами. На основе базовых слов создается АЛЛИ - акцентный локус латентной информации, как базовое семантическое ядро личности. Личность не осознает свой АЛЛИ никогда, ни при каких условиях. По словам Игоря Смирнова, в АЛЛИ содержатся своеобразные «реперные точки», точки отсчета, позволяющие понять принципы реагирования психики конкретного человека на разные стимулы. На базе этой теории Смирнов разработал две взаимосвязанные технологии: психозондирование и псикоррекцию.

Психозондирование - исключительно диагностическая процедура. Оно позволяет определить истинное отношение субъекта к тем или иным сферам жизни и деятельности, получить ответы на самые разные вопросы. Таким образом можно выявить, не скрывает ли что-нибудь человек, нет ли у него опасных для общества или для его здоровья склонностей. Психозондирование позволяет очень быстро составить АЛЛИ, т.е. психологический портрет человека.

Основой алгоритма зондирования психики (психозондирования) являются

) анализ семантических полей (тезауруса смыслов),

) анализ неосознаваемых реакций,

) неосознаваемое предъявление тестируемых стимулов,

) возможность искусственного придания конкретным стимулам нового сигнального значения с целью шкалирования психосемантических элементов относительно этих стимулов (опорных точек отсчёта).

Вся процедура выглядит приблизительно так: человек сидит перед монитором обычного персонального компьютера, на экране которого быстро мелькают цифры. Основная идея состоит в следующем. Огромное количество заранее заготовленных слов, фраз или символов достаточно быстро выводятся на монитор. Выводятся так, что вместо слов тестируемый видит цифры, которые программа «накладывает» сверху основного стимула. В них скрыты вопросы о самом главном в жизни каждого человека - про семью, работу, деньги, секс, политику и т.д.

Тот, кто проходит тест, не осознает, что он отвечает на какие-то вопросы, но мозг эту информацию фиксирует и реагирует на нее независимо от воли и желания человека. Понятно, что человек не сможет заранее подготовиться к такой процедуре, не сможет контролировать свою реакцию. Тем более, что личность зачастую и не подозревает о своих тайных пристрастиях. На разные слова-стимулы мозг реагирует по-разному. Если в ряду стимулов содержатся безусловно значимые для тестируемого объекты, он реагирует на их предъявление более бурно, нежели на стимулы, для него малозначимые. Вернее, реагирует подсознание человека в обход сознания. Именно это и позволяет получать точные, нефальсифицированные ответы.

По сути, данная технология представляет собой одну из разновидностей детектора лжи (сам Смирнов предпочитает называть ее «детектором истины»). Процедура психозондирования позволяет обойти «подводные камни» и психологические защиты, которые на сознательном уровне может выстраивать человек. Неосознанные реакции фиксируются, например, отслеживанием времени нажатия на клавишу после предъявления замаскированного слова или при помощи снятия своеобразной энцифалограммы головного мозга. Специальный математический аппарат компьютерной программы позволяет преобразовать результаты тестирования в доступную для понимания и интерпретации форму-отчет. Расшифровав показания, можно получить полную картину «души» человека, рейтинг его ценностей, выявить наличие патологических образований (суицидальные тенденции, половые извращения, криминальные отклонения, причины психосоматических болезней). В результате вы будете держать в руках выявленные машиной ответы на самые деликатные вопросы - скрыть какую бы то ни было информацию практически невозможно. В течение 12-70 минут можно определить наличие наркотической зависимости, суицидальной тенденции, алкоголизма, криминала, сексуальных предпочтений и т.д. АЛЛИ позволяет за короткое время получить полное представление о ядре любой личности и о ее «болевых точках», воздействуя на которые можно изменять поведение. Причем информация будет объективной, не зависящей от личности самого исследователя.

Следующий этап - психокоррекция. Когда ключевые слова найдены, нужно суметь составить алгоритм внушения, математически обработать его на компьютере, а потом закодировать. Но и это еще не все чтобы общаться с человеком помимо его сознания, подчеркивает доктор Смирнов. Нужно знать язык, которым личность оперирует внутри себя. Это собственный язык данной личности, не понятный другим. Привычные слова в нем порой несут не общепринятый, в особый личностный смысл, потому что оказываются связанными вовсе не с теми понятиями, представлениями, образами, которые соотносятся с ними в обычном языке.

Специалист, разрабатывающий программу психокоррекции, должен понять этот индивидуальный язык н «заговорить» на нем. Потом нужно определить те области психики, воздействие на которые будет наиболее эффективным. Затем формируется идея воздействия, а потом начинается самое трудное - нужно изложить ее за 4-7 секунд и именно теми символами, которые близки и понятны бессознательному конкретного человека. Воздействие производится при помощи обычного языка, но особым образом закодированного. Имеется в виду не язык или диалект, на котором разговаривает человек, а язык АЛЛИ, которым личность оперирует внутри себя, не известный и не понятный никому другому, даже самому близкому человеку. На простом житейском уровне это всем хорошо известно: одно и то же слово, произнесенное с разными интонациями или в разном контексте, имеет совершенно различный смысл. Одни и те же слова и фразы разными людьми воспринимаются по-разному. Таким образом, принципиально важным является то, какие именно слова подобраны для составления фабулы внушения и как они сказаны.

На сегодняшний день разработаны следующие методы психокоррекции.

. Акустическая или аудиопсихокоррекция - закодированные слова, целые фразы закладываются в аудиоряд, который прослушивает пациент. При помощи ряда математических операций компьютерная программа превращает исходный речевой сигнал в подобие «шума», при прослушивании которого невозможно не только распознать смысл речевого сообщения, но и установить сам факт его наличия. Аудиопсихокоррекция является наиболее доступным и удобным способом - ее можно применять в лечебных целях, для психопрофилактики, снятия стресса, релаксации и т.д.

Записанная на качественный аудионоситель закодированная фабула внушения по своей эффективности превосходит все остальные варианты. Человек прослушивает кассету (или компакт-диск) в режиме многократного повтора в течение нескольких часов в сутки. То, что он слышит, вполне может звучать фоном при повседневной работе и не создает серьезных помех, не вызывает раздражения. Внушение, оформленное таким образом, достигает цели в кратчайшие сроки. Человек начинает строить свое поведение, исходя из предложенной в закодированном виде формулы внушения, думая, что принимает решения самостоятельно. Разумеется, такой эффект возможен только тогда, когда правильно подобрана психокоррекционная фабула.

. Видеопсихокоррекция - закодированные образы, сюжетные картинки и слова закладываются в видеоряд, который человек просматривает. Специальный алгоритм позволяет встроить любую картинку в любой более или менее продолжительный видеоряд. Этот метод называется диспарантным вводом. При этом никакими существующими способами, кроме специального компьютерного декодера, выявить это изображение не удается. Бессознательное человека неизбежно реагирует на информацию, заложенную в скрытой картинке, а осознание ее и даже подозрение в ее присутствии не возникает.

. Интенсивная психокоррекция - проводится в измененном состоянии сознания (сон, гипноз, самогипноз), и здесь воздействовать можно и изображениями, и словами, в том числе и незакодированными.


Заключение

 

В настоящее время продолжается научный поиск в области психологии риторики, подсознательной коммуникации, нейролингвистического программирования, фоносемантики. Основные положения этих работ в сочетании с подходом к вооруженным конфликтам как особым условиям деятельности позволяют рассматривать процесс моделирования психологического воздействия в боевой обстановке не только через призму его военных, экономических, политических аспектов, но и с учетом психологических особенностей адаптации человека к необычным условиям существования, что значительно расширяет поле исследования.

Очевидно, что сегодня существует необходимость систематизации знаний о психологическом воздействии как специфическом виде человеческой деятельности на основе их междисциплинарной интеграции. Решение этой задачи возможно в рамках акмеологии - науки, изучающей факты и закономерности, механизмы и способы развития человека, включая профессиональное совершенствование, самосознание, самопознание и саморегуляцию личности.

На основе акмеологического подхода психологическое воздействие рассматривается как феномен взаимодействия и взаимовлияния личностей, личности и группы, группы и группы в акмеологической системе «психолог - коллектив - личность».

В 70 - 80-х годах в развитых странах, особенно в США, а в последние годы и в России, интенсивно проводились работы в области особо сложных, нетрадиционных для классической науки, видов психофизического взаимодействия с объектами живой и неживой природы. Исследовались феномены энергоинформационного обмена в природе и обществе такие, как телепатия, психокинетические явления, биолокация, экстрасенсорное восприятие, "биополевое" целительство и т.п. Результаты таких экспериментов позволяют определить типичные черты ответа организма на этот тип воздействия:

невыраженность воздействия (часто невозможность регистрации), отсутствие надежных технических методов и средств контроля и измерения характеристик воздействия;

сугубо индивидуальная (в том числе, в разное время разная) реакция организма (и психической сферы) на воздействие;

несоизмеримость энергетического уровня воздействия и ответа организма (или личности), сильная зависимость реакции от других энергоинформационных факторов (например, от состояния организма и психики людей, проводящих эксперимент, геофакторов, космических факторов);

невыясненность механизмов воздействия, вероятно, сильное влияние действующих факторов на процессы управления (самоорганизации) в иерархической системе биологических (биофизических, биохимических) осцилляторов, в том числе, на их кооперативную работу, связанную с поддержанием целостности организма и поведения биосистем.

Таким образом, факторы механизмов психологического воздействия различной природы и нетрадиционные энергоинформационные факторы воздействия (нетрадиционные аномальные воздействия) образуют очень схожую картину закономерностей формирования ответной реакции в биосистемах. Это позволяет предполагать наличие некоторого общего механизма в этих реакциях, видимо, существенно отличного от традиционного классического понимания.

В настоящее время Кафедра психоэкологии Российского университета дружбы народов, Научно-исследовательский институт психоэкологии Российской академии естественных наук, научная группа кафедры психиатрии Московской медицинской академии им. Сеченова являются основными организациями, занимающимися психоэкологией и ведущими исследования в области сублиминальных психотехнологий на территории России.

Эти психотехнологии используют прямой доступ в подсознание человека. Доступ в подсознание позволяет не только проводить точнейшую диагностику, но и произвести эффективную психокоррекцию. Все это сулит в перспективе кардинальный прорыв в психиатрии, общей и прикладной психологии. Появилась реальная возможность излечивать такие тяжелейшие заболевания, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, различные реактивные состояния и неврозы, проч.

 


Список литературы

 

1. Анохин П. К., Философские аспекты теории функциональной системы, Наука, Москва (1978).

2. Брудный АЛ. Коммуникация и семантика//Вопросы философии. 1972. № 4.

.   Грофф С., За пределами мозга, Москва (1992).

.   Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

.   Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000

.   Леонтьев А. Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность//Проблемы научного коммунизма. Вып. 2. М., 1968.

7. Масленников А. В., М. В. Ильин Нетрадиционные аномальные воздействия различной природы, влияющие на функциональную целостность организма и психики человека, www.bestreferat.ru/referat-9270.html <http://www.bestreferat.ru/referat-9270.html>

.   Сороченко В.П. Технологии воздействия. Технологии сублиминального воздействия. psyfactor.org/k25.htm

.   Файдыш Е. А., Измененные состояния сознания, Москва (1993).

.   Феномены энергоинформационного обмена в природе и обществе, Центр холистических исследований и технологий, Москва (1992).

.   Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...