Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомните, что такое доизобразительный и изобразительный период.




Лепка в детском саду.

План:

1.Скульптура как вид искусства.

2.Понятие лепка. Виды лепки.

3. Особенности лепки в детском саду.

4.Материалы и оборудование для лепки.

5.Приёмы и способы лепки.

 

Запишите домашнее задание.

1. Григорьева Г.Г. Развитие ребёнка в изобразительной деятельности. - М, 2000. – с.276-286.

2. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, - 1986.- с.3-31.

4. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах.

В процессе восприятия скульптуры дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Они легче создают объёмные изображения в лепке.

Поэтому мы обратим свое внимание на основы изобразительного искусства и вспомним, что такое скульптура, какие виды скульптуры выделяют искусствоведы.

Вопрос.

Скульптура (в переводе с лат.– высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. – леплю), вид изобразительного искусства, основанного на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

Как вы думаете, какой любимый объект изображения в скульптуре?

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Главные выразительные средства скульптуры:

- постановка фигуры в пространстве;

- передача ее движения, позы, жеста;

- фактура лепки или обработка материала,

- зрительный эффект массы, весовых отношений;

- выбор пропорций;

- силуэт.

Выделяют основные разновидности скульптуры:

1. Круглая скульптура – это скульптура, которая свободно размещается в пространстве, рассчитана на одну или несколько точек зрения, а также для кругового обзора.

Приведите примеры, что к ней относят?

Статуя, статуэтка, торс, бюст, скульптурная группа.

2. Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, образующей ее фон.

- Углубленный рельеф (вырезанный на плоскости контур), получил распространение в архитектуре Древнего Египта.

- Выпуклый рельеф.

К нему относят:

- барельеф (букв. – низкий рельеф) – вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Барельеф (изобразительный и орнаментальный) – распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Барельефом часто украшаются также постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали.

- горельеф (букв. – высокий рельеф) – вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона больше чем на половину своего объема. Горельеф часто использовали в архитектуре.

Посмотрите на схему. Зарисуйте её.

Давайте вспомним другую классификацию скульптуры.

По содержанию и функциям выделяют следующие виды скульптуры:

1. Монументальная.

2. Монументально – декоративная.

3. Станковая.

4. Скульптура малых форм.

Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Это статуэтки небольших размеров, выполненные из различного материала.

 

Вопрос

Скульптура выполняется из твёрдых и мягких пластичных материалов.

Искусствоведы дают следующее определение лепки.

Лепка – создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин)

путём наращивания или удаления пластической массы.

Лепка – один из первичных, основных процессов работы скульптора.

Методом лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал.

Лепка это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру из пластического материала.

В работе с детьми используются 3 вида лепки.

1. Предметная (создание изображения отдельных предметов) – все возрастные группы. Это самый простой для ребёнка – дошкольника вид работы. Здесь он имеет дело с реальным объёмом.

2. Сюжетная (создание изображения нескольких предметов, объединённых одним общим сюжетом) – старший дошкольный возраст. Сюжетная лепка требует от детей большего объёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без неё, дополнить лепку деталями. Это сложный вид лепки, требует большего опыта, знаний и необходимых умений.

3. Декоративная (создание изображения по мотивам народного, декоративного искусства: народных игрушек, декоративных пластин по типу изразцов) – элементы украшения лепных работ дети осваивают уже в младшем дошкольном возрасте, а как вид вводится в старшем дошкольном возрасте.

Также целесообразно использовать в работе с детьми следующие виды лепки:

1. Лепка с натуры.

2. Лепка по памяти.

3. Лепка по замыслу.

Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

Охарактеризуем каждый из них.

В процессе лепки с натуры надо научиться видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки. Использовать можно лишь те из них, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ров­ной.Освещение должно быть таким, чтобы все формы предмета были отчетливо видны, а на рабочее место свет должен падать с левой стороны или сверху, чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.

В лепке по памяти надо уметь в короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные осо­бенности, а потом воспроизвести его.

В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, пусть очень несложную, продумать ее с точки зрения выразительности образов, ком­позиции, определить последовательность и приемы выполнения. Если предполагается лепить один предмет, его можно изобразить без подстав­ки (например, сидящая собака, кошка). Если это целая композиция, то следует подумать о подставке, которая объединит все персонажи.

 

Вопрос

В отличие от проблем детского ри­сования, исследуемых во многих ра­ботах, такой вид изобразительной де­ятельности дошкольников, как лепка, намного реже является объектом изучения.

Исследования, проведенные Н.А. Курочкиной, Е.И. Корзаковой, Н.Б. Халезовой, раскрыли проблему детского творчества в лепке.

Самым фундаментальным исследованием этого плана является работа Н.Б. Халезовой по развитию художествен­ных способностей старших дошколь­ников в лепке. Наталия Борисовна показала особенности созда­ния скульптурного образа, использова­ние детьми различных выразительных средств. Одним из условий развития детского творчества в лепке автор считает хо­рошую подготовку педагога в облас­ти разных видов изобразительной де­ятельности.

Иссле­дование Надежды Александровны Курочкиной посвящено изучению сенсорных основ в лепке, процессам освоения объемной формы как сенсорного эталона, обучению де­тей приемам обследования предме­тов, анализу их характерных призна­ков, сравнению форм.

В работе Галины Валентиновны Пантюхиной раскрыт процесс обучения лепке младших дошкольников.

Все исследователи подчёркивают, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

1. Ребёнок познает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и про­порциями предметов.

2. У него фор­мируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространствен­ного мышления.

3. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в прост­ранстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Так, в младшей группе ребенок лепит столбики для забора. Он их перекладывает с одного места на другое, устанавливает в ряд, вокруг дома, пересчитывает и т. д. Старшие дошкольники во время лепки фигуры человека ищут место для прикрепления каждой части. При этом они непосредственно сопоставляют час­ти между собой и со всей фигурой в целом, определяют раз­меры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

5. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабо­чее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и понимать необходимость его использо­вания при обработке предмета со всех сторон.

6. Познаёт язык искусства скульптуры практическим путём, ощущая себя скульптором.

7. Формируются эстетические вкусы, развивается чувство пре­красного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразитель­ные способности.

 

Особенности детской лепки.

1. Дети учатся объем­ному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их мож­но использовать в игре как заместители окружающих предметов.

2. Тесная связь с игрой - создаёт предметы для игры.

3. Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Для них существует одна цель — создать предмет, с которым можно играть.

4. Специфику лепки определяют материалы. Создавая предметы из глины, дети ощущают себя скульпторами, создающими керамические изделия.

5. Быстрое освоение детьми способов изображения дает воз­можность им раньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке из 2—3 фигур.

6. Ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации.

7. Цвет является средством выра­зительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову ле­пить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бес­смертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Если предоставляется выбор - лепить из однотонного пластилина или из цветного - ребенок всегда предпочтет цветной.

Вспомните, что такое доизобразительный и изобразительный период.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...