Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика работы над рефератом

Для магистрантов, соискателей и аспирантов

По подготовке письменных рефератов

Минск

В.К. Лукашевич – профессор кафедры философии УО «БГЭУ»,

Доктор философских наук, профессор

Оглавление

  1. Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов. ………….4

Выбор темы реферата.

  1. Структура и содержание реферата. ………………………………………….5
  2. Методика работы над рефератом. …………………………………………....8
  3. Оформление реферата и его объем. ………………………………………....10
  4. Приложения: …………………………………………………………………...11

Приложение 1. Последовательность поиска …………………………..11

Литературы по теме

Приложение 2. Оформление титульной страницы …………………..12

Приложение 3. Литература ……………………………………………...13

Приложение 4. Примерная тематика рефератов …………………….14

По философии и методологии науки

Для магистрантов, соискателей и аспирантов

Основные цели и задачи подготовки письменных рефератов.

Выбор темы реферата.

Изучение в аспирантуре курса «Философия и методология науки» направлено, прежде всего, на углубленное осмысление молодыми учеными методологического потенциала философии, на выработку адекватных представлений о структуре современного научного знания и механизмах его приращения, о месте науки в социуме и ее роли в общественном развитии. Общая ориентация – максимально приблизить содержание и способы освоения учебного материала к условиям реальной исследовательской работы и в первую очередь к процессу овладения исследовательским инструментарием современной науки.

Данная ориентация обусловливает характер основных учебных целей и задач при написании письменных рефератов. Во-первых, сохраняется в качестве важнейшей из целей развитие устойчивых навыков интеллектуальной аналитической работы, к которым относятся, прежде всего, следующие:

§ способность к самостоятельному осмыслению содержания и структуры проблем, представленных в тематике рефератов;

§ способность к самостоятельному поиску, отбору и анализу относящейся к теме реферата информации;

§ умение структурировать и грамотно, последовательно излагать изученный материал;

§ способность к самостоятельным обобщениям и выводам, достаточно полно и адекватно отражающим содержание, степень разработанности и перспективы исследования вопросов по реферируемой теме.

Это фактически продолжение работы, начатой при написании рефератов в рамках курса философии для студентов. Во-вторых, ставится более сложная и трудоемкая цель – выработка навыков анализа содержания исследовательской работы. Это новый уровень знаний и умений, критерии и границы которого не всегда легко различимы для начинающего исследователя. В числе навыков такого рода:

1) способность анализировать предпосылки, логическую структуру и содержательную динамику исследуемых проблем;

2) способность дифференцированно излагать содержание научных проблем и методологию их исследования;

3) умение выделить в анализируемой системе знания фактологическое содержание, методы его систематизации и теоретической интерпретации;

4) способность дифференцированно описывать проблемное и предметное поле исследования, с одной стороны, и смысл имеющихся решений проблем, с другой (при изложении собственных результатов молодые исследователи нередко подменяют первым второе);

5) умение пользоваться общенаучными критериями теоретической новизны и практической значимости при оценке решений конкретных проблем.

В соответствии с характером второй из основных целей можно сделать несколько рекомендаций по выбору темы реферата. Прежде всего, необходимо обратить внимание на примерную тематику рефератов (см. приложение 4). Но при этом следует не забывать о своем праве корректировать формулировку темы, выбранной из списка, а также о возможности сформулировать собственную тему, при условии, что она будет иметь философско-методологический, а не специальнонаучный характер. Желательно увязать написание реферата с содержанием работы по подготовке диссертационного исследования и в этом контексте сориентироваться относительно общего характера темы (исторический обзор, методологические основы, концептуальные аспекты, теоретическая новизна, прикладное значение и перспективы исследований по отдельной проблеме или блоку взаимосвязанных проблем; анализ данных вопросов на материале оригинального авторского произведения или теоретической школы и др.). В ходе работы над рефератом можно полнее уяснить приемы анализа выделенных аспектов. Это в любом случае окажется полезным для осмысления содержания собственного исследования, для пополнения знаний по выделенным аспектам, анализа их взаимосвязи. Предпочтительно сориентироваться на то, что покажется наименее разработанным или методологически осмысленным в сопряжении с темой диссертации.

 

2. Структура и содержание реферата.

 

В отличие от студенческого учебного реферата, выполняющего преимущественно информационную функцию, аспирантам и соискателям необходимо не только достаточно полно и адекватно, т.е. правильно, без искажений передать содержание темы, сделав это в сжатой форме, выделив ключевые положения и характер их связей, но и акцентировать ее методологические аспекты, сопоставив динамику предметного знания методологических регулятивов в рамках единого исследовательского процесса, т.е. по возможности придать работе поисковый характер.

Структура учебного реферата включает следующие основные элементы:

§ оглавление,

§ введение,

§ основная часть,

§ заключение,

§ список использованных источников.

В оглавлении необходимо отразить важнейшие аспекты реферируемой темы в виде четко сформулированных заголовков фрагментов работы. По аналогии с названием фрагментов учебной литературы и научных работ их можно назвать главами и параграфами. Это дает наглядное представление о структуре реферата. Однако при составлении оглавления надо ориентироваться, прежде всего, на содержание темы и если нет необходимости в сложноструктурированном оглавлении, содержание основной части можно представить в виде 3 – 4 одноуровневых фрагментов.

 

Примеры наиболее типичных вариантов оглавления:

1) по теме «Мифологизация общественного сознания: проявления и сущность»

 

Введение.

Глава I. Доминирующие типы социальной мифологизации.

1. Специфика политической мифологизации.

2. Мифы в сфере экономического сознания.

3. Догмы экологического сознания как синтез научной и социальной мифологии.

Глава II. Динамика мифологизации общественного сознания в перспективе общественного развития.

1. неустранимость мифологических элементов в общественном сознании.

2. Пути понижения уровня мифологизации общественного сознания: механизмы действия духовных и практических факторов.

Заключение.

Список использованных источников.

 

2) по теме «Природа, место и роль интуиции в познавательных процессах»

Введение.

1. Понятие интуиции и ее виды.

2. Психические механизмы интуиции.

3. Рационально-логические формы познания и интуиция.

4. Почему интуиция ошибается?

Заключение.

Литература.

 

Введение должно содержать краткую историческую справку о теме реферата, в которой, в частности, следует указать истоки проблемы, когда и кем впервые она была поставлена в отчетливой форме, какие основные этапы можно выделить при ее исследовании в содержательном и методологическом измерениях. Здесь же надо указать на степень актуальности (важности, значимости) темы реферата на разных этапах ее осмысления и в настоящее время, на степень сложности составляющих содержание этой темы проблем, их связь с различными областями человеческой деятельности (экономической, духовно-культурной, социальной, политической, экологической и др.).

В основной части при необходимости можно более детально описать исторический аспект темы и далее изложить материал по другим аспектам. В зависимости от характера темы здесь на первом плане может оказаться содержание, обусловленное ее внутренней логикой, т.е. преимущественно теоретический материал, или прикладное содержание, отражающее механизмы взаимосвязи теоретического знания с различными сферами человеческой деятельности: правовой, политической, религиозной, экономической, охранно-экологической, сферой управления и др. В первом случае чаще всего в центре внимания оказывается категориально-понятийная структура определенной области знания, во втором – механизмы ее влияния на способ мышления и направленность деятельности людей в той или иной сфере общества. Как правило, эти направления оказываются тесно сопряженными и аспиранту предстоит в компактной информационно емкой форме отразить в реферате содержание каждого из них.

Несмотря на то, что в целом работа носит учебный характер, в том случае, когда тема реферата достаточно тесно сопряжена с темой диссертационного исследования, будет уместным изложить собственный материал фактологического, методологического, концептуального и прикладного плана, высказать оценочные суждения о его значении. Впоследствии это может быть использовано как один из вариантов методологического осмысления диссертационной темы и изложения ее стандартной части, включающей обоснование актуальности темы исследования, оценку степени ее разработанности, изложение теоретико-методологических основ исследования и содержания гипотезы, оценку новизны, обоснованности, теоретической и практической значимости полученных результатов.

В заключении, во-первых, даются обобщенные выводы о характере решений проблем, охватываемых темой реферата. Надо указать, какие из проблем получили относительно законченное решение, какие остаются в качестве наиболее актуальных, какие отошли на периферию анализа. Во-вторых, в этой части работы необходимо описать перспективу их дальнейшего осмысления (указать тенденции содержательной эволюции за счет действия внутрилогических и прикладных факторов, отметить возможности структурной трансформации или принципиально новой постановки проблем под влиянием изменений в тех или иных сферах жизнедеятельности общества).

В списке использованных источников необходимо указать в алфавитном порядке всю использованную литературу. Это чаще всего научные монографии и журнальные статьи по реферируемой теме. При описании использованных источников необходимо придерживаться следующей общей схемы: фамилия и инициалы автора (если их больше трех, указывается только первый автор и добавляется «и др.»); название публикации; сведения о редакторах, составителях, переводчиках и т.п.; сведения о повторности издания, его доработке, переработке, исправлении; место и время издания (город, название издательства и год издания); объем издания (указывается количество страниц).

По этой схеме излагается соответствующий фрагмент информационной страницы источника, которая обычно идет после титульной страницы без номера. Желательно воспроизвести этот фрагмент в списке литературы без изменений. Для журнальных публикаций необходимо указать название журнала, год, номер, страницы, на которых помещена работа.

Например:

§ Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Л. Андреев.– М.: Мысль, 1988. – 415 с.

§ Хайдеггер, М. Что такое философия / М Хайдеггер. Вопр. философии. – 1993. – №8. – С. 111-123.

 

Методика работы над рефератом

Основная совокупность методических рекомендаций по подготовке реферата может быть распределена соответственно конкретным этапам работы. Их количество условно, но, как правило, выделяют следующие:

§ уточнение цели работы;

§ поиск источников;

§ изучение и систематизация материала;

§ написание текста;

§ редактирование текста.

Уточнение цели реферата сопряжено с конкретизацией его общего замысла, установлением преимущественной направленности на выполнение информационной, поисковой или справочной функций. В рамках одной и той же темы акценты можно расставить по-разному. Это определит характер работы на следующем этапе.

Поиск источников, как правило, сопряжен с задачей выбрать наиболее репрезентативный и информационно емкий материал из всего многообразия сведений по избранной теме, поскольку в очень редких случаях можно изучить все, что к ней относится. Последовательность поиска источников по теме можно изобразить в виде следующей схемы (см. приложение 1).

Изучение отобранного материала целесообразно начинать с источников, наиболее полно и системно раскрывающих различные аспекты избранной темы. Это, как правило, научные монографии. Они помогут определить направления дальнейшей работы над литературой, в ходе которой можно углубить и расширить представления по отдельным конкретным вопросам и подготовить первоначальный вариант оглавления. По мере изучения литературы необходимо уточнять структуру реферата и проводить в соответствии с ней дальнейшую систематизацию материала.

Написание текста реферата осуществляется путем обобщенного изложения содержания накопленного материала в соответствии с оглавлением работы. Не надо смущаться возникающими трудностями при попытке писать строго «по порядку». Можно излагать в первую очередь то, о чем пишется сравнительно легко и быстро, а затем вернуться к тому, что в оглавлении занимает предшествующие позиции. Главное – не следовать инерции используемых текстов, а выработать и «реализовать в слове» свою схему видения темы. «Следование инерции чужих текстов» - явление нередкое для исходных вариантов кандидатских диссертаций, поэтому данной установке следует придать особое значение. Кроме того, следует иметь в виду, что работа по написанию текста может завершиться не заключением, а обновленным вариантом введения, в котором с учетом всего содержания реферата будет более точно показан его основной замысел и общая направленность, а также существенной доработкой одного или нескольких фрагментов основной части. Это нормальный творческий процесс работы над текстом «в целом». Как показывает опыт исследовательской деятельности – это ее наиболее продуктивный этап, а в рамках реферативной работы – этап, на котором наиболее интенсивно вырабатываются навыки интеллектуальной аналитической работы.

После написания текста необходимо в соответствии с оглавление осмыслить написанное в целом, соотнести, сопоставить содержание всех его фрагментов с позиции общего замысла. Обнаруженные несоответствия будут стимулировать дополнительную работу над текстом в целом. Ее не следует избегать даже в том случае, если несоответствия покажутся несущественными, поскольку при более пристальном анализе они могут вырасти в серьезные вопросы, требующие дополнительного осмысления. В науке такие ситуации нередко стимулируют фундаментальные открытия. В рамках собственной исследовательской работы это создаст навык системного видения вопросов и будет обеспечивать необходимый уровень подготовленности к обсуждению их «неожиданных» постановок.

Редактирование текста осуществляется в ходе работы над ним в целом. Причем это преимущественно смысловое редактирование, направленное на совершенствование содержательной и логической связи различных фрагментов текста, на уточнение смысла ключевых положений и понятий. Дополнительно к нему следует осуществить литературное редактирование текста, направленное на приведение его в соответствие с грамматическими и стилистическими нормами литературного языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...