Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первоначальное вмешательство и чудеса

То, что Богу для воплощения чудес во Вселенной, функционирующей в соответствии с детермированными законами, необходимо нарушить законы природы, является самым распространенным мнением. Между тем, для тех, кто исследует законы природы при помощи детерминистского подхода и рассматривает их структуру с точки зрения детерминизма, существует альтернатива: принять ту концепцию чуда, в которой оно рассматривается как не нарушающее законы природы. Исследователи нашей темы часто игнорируют эту альтернативу в своих трудах. Например, в работах Дэвида Юма вы с этой альтернативой познакомиться не сможете[297]. Согласно ей, Бог в теизме все знает заранее и может просчитать, к какому результату в будущем приведет любое его вмешательство; поэтому бытие событий в будущем определяется Им еще в самом начале существования Вселенной. Даже если считать Вселенную детерминированной структурой, в которой нет онтологических пробелов, тот, кто принимает теистическую точку зрения о творении всего из ничего, вынужден признать, что пустота, открытое для внешнего вмешательства пространство должно было существовать, по меньшей мере, в самом начале времен. Это было одновременно и началом Вселенной, и началом действия законов природы; нельзя сказать, что при вышеупомянутом первоначальном вмешательстве нарушались эти законы.

Задавшись целью с помощью теологической аргументации («Бог не разрушит того, что сам же и создал») возразить идее чуда, которое, согласно детерминистским представлениям о Вселенной, нарушает природные законы, необходимо принять следующие основные постулаты:

1. К изучению законов природы необходимо приступать при помощи детерминистского подхода;

2. Законы природы существуют в онтологически детерминированной структуре;

3.  Бог не разрушает законы, которые сам же и создал.

Мы уже познакомились с различными мнениями, выступающими против каждого из этих пунктов. Например, первому пункту противостоит системный подход, второму – квантовая теория, а третьему – подходы Бойля и Суинберна, утверждавших, что «Бог не стал бы им же созданными законами связывать себе руки»[298]. Однако, если принять подход, связанный с «изначальным вмешательством», принятие всех этих трех утверждений может породить модель, в которой чудо воспринимается как сверхъестественное явление. И хотя многие известные мыслители не придавали должного значения этой альтернативе, точка зрения о том, что Бог, изначально задающий вектор развития, может воплотить в жизнь самые неожиданные явления, не нарушая законов природы, также смогла привлечь к себе внимание[299].

В контексте этого подхода рассмотрим описанные в священных текстах общества, которые отрицали учения пророков и были уничтожены стихийными бедствиями. В этом случае, получается, Бог с самого начал знал о том, что эти пророки будут отвергнуты и что их будут преследовать, так как «определил ход событий во Вселенной еще в самом ее начале». То есть Он устроил все так, что через 15 миллиардов лет после Большого взрыва именно в тот момент, когда были отвергнуты и замучены посланные Богом пророки, и именно в том месте, где это произошло, начались ураганы, землетрясения и извержения вулканов – стихийные бедствия, которые воспринимаются теистами как наказание тем народам, что отвергли пророков, и как ниспосланное Богом чудо (ayet)[300].

Море, расступившееся перед Моисеем, также укладывается в эту модель. Море состоит из квадриллионов хаотически движущихся молекул. Если разделить его пополам воображаемой линией, т. е. вероятность того, что молекулы, находящиеся справа от этой линии, будут двигаться исключительно вправо, а те, что находятся слева от нее, будут двигаться исключительно влево. При таком движении молекул море расступится без нарушения законов природы. В рамках действующих законов природы это очень маловероятно, однако очень малый процент вероятности здесь все-таки присутствует. Для верующих в могущество Бога даже самая малая вероятность очень много значит. Есть мнение, что Бог заложил предпосылки чуда о море еще во время своего «первоначального вмешательства», действуя в рамках детерминированной Вселенной и никоим образом не нарушая законов природы. Эту же идею можно выразить так: «Бог знал, что случится с Моисеем, еще в самом начале образования Вселенной, и поэтому, когда Моисей подошел к берегу моря, природные явления сложились таким образом, чтобы море смогло расступиться (благодаря уже упомянутому нами движению молекул или же, например, механизму, схожему с отливом). Бог распределил все события должным образом еще с самого начала творения, использовав законы природы как инструмент».

Такое воплощение чуда не является противоречащим законам природы. При этом вероятность такого чуда остается чрезвычайно низкой, поэтому подобное событие можно без тени сомнения назвать исключительным. Как мы ранее уже писали, вопрос о различии между чудом и аномалией является одним из самых важных в истории религии. Можно спокойно сказать, что в примере с Моисеем, которого, как пророка, преследовали и загнали в угол, расступившееся в самый нужный момент море может быть с легкостью охарактеризовано как чудо с точки зрения истории религии. Для тех, кто верит в это явление, не так важно, нарушает ли оно законы природы; им важнее признать его в качестве сверхъестественного явления с точки зрения истории и религии, чтобы охарактеризовать его как чудо[301].

Точка зрения, согласно которой Бог своим первоначальным вмешательством установил гармонию во Вселенной, схожа с философской системой Лейбница[302]. Некоторые могут спутать эту систему, как и философию Лейбница, с деизмом. Мы, как и Фил Доу, считаем, что такое понимание этой системы ошибочно[303]. В деизме сотворивший мир Бог впоследствии не просто не вмешивается в течение событий, но и не имеет никакого о них понятия[304]. Между тем, в подходе Лейбница Бог с самого начала Вселенной влияет на ход всех событий и на каждый момент времени, т. е. Бог являет собой активное начало. В вопросе активности или пассивности Бога эта точка зрения не отличается от основных постулатов теизма.

Если верить данным современной космологии, «первоначальное вмешательство» произошло 15 миллиардов лет назад. Однако после того как появилась теория относительности и, соответственно, идея об относительности времени, эти 15 миллиардов лет потеряли свою первоначальную значимость[305]. Невозможно утверждать, что относительность времени во Вселенной является ограничением для Бога. 15 миллиардов лет для Вселенной могут быть одним моментом для Бога. Разница между моментом создания Вселенной и тем временным периодом, в котором живем мы, стирается. В этом контексте мы можем сказать, что Бог присутствовал в момент зарождения Вселенной, можем сказать, что Он присутствует в каждом моменте ее времени, – разницы никакой. Теория относительности сделала идею о «первоначальном вмешательстве» более заманчивой, чем это было во времена Лейбница, и облегчила принятие идеи о не нарушающем природных законов чуде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...