Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I.  Обследование состояния связной речи детей с ОНР




   Методика обследования

 

   Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

  ‒ Обследование словарного запаса по специально составленной программе;

     ‒  Исследование связной речи с помощью серии заданий;

  ‒ Наблюдения за детьми в процессе учебной,  предметно - практической, игровой и обиходно‒ бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

  ‒ Изучение медико‒ педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т. п. ); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

   Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей ‒ необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

   Для обследования  с л о в а р я может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250‒ 300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой, Т. Б. Филичевой и А. Р. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Б. Иншаковой и др. Лексический (и соответствующий картинный) материал отбирается с учетом следующих принципов:

семантического(в словарь‒ минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко‒ близко», «вверху‒ внизу», «сначала ‒ потом» и др. );

лексико‒ грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи ‒ существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги ‒ в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием); *

тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т. д.; физические, обиходно‒ бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и др. ). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

   Составление словаря‒ минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (2010), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т. д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказа начального слога (звука)или «немой» артикуляции.

    Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для установления возможностей детей в соотнесении между собой некоторых слов - понятий дается задание на подбор антонимов.

   При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

   Наблюдения за речью детей осуществляются в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др. ), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях, монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации, передачи той или иной информации и т. д.

   В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий*, которая включает:

 (1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

(«картинки-действия» по терминологии Л. С. Цветковой, 1985);

 (2) составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу;

 (3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

 (4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

 (5) сочинение рассказа из личного опыта;

 (6) составление рассказа‒ описания;

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

(7) окончание рассказа по данному началу;

(8) придумывание рассказа на заданную тему.

 

   Приводим описание заданий. Первое из них используется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего примерного содержания: 1) «Мальчик поливает цветы»; 2) «Девочка ловит бабочку»; 3) «Мальчик ловит рыбу»; 4) «Девочка катается на санках»; 5) «Девочка везет малыша в коляске» и т. п. При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? », постановкой которого выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй ‒ вспомогательный вопрос, прямо указывающий на изображенное действие (« Что делает мальчик / девочка? »). Рекумендуется использовать следующи

критерии оценки выполнения задания:

возможность самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы;

полнота отображения предмета речи (предметной ситуации);

семантические и языковые особенности составленных фраз;

смысловое соответствие изображенному на картинке;

грамматическая правильность (соответствие высказывания языковой норме).

Второе задание ‒ составление предложения по трем картинкам, например: « девочка», «корзинка», «лес», направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых, предикативных отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка? » Перед ребенком стоит задача, опираясь на «семантическое» значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: «Девочка гуляла в лесу»), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, наличие и характер аграмматизма и др. ); характер оказываемой ребенку помощи.

   Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Приводим примеры таких заданий.

v  Составление высказываний по демонстрируемым действиям.

Инструкция: «Посмотри на меня и расскажи о том, что я сделаю». (Взять книгу со стола, положить ручку на стол, накрыть ручку тетрадкой).

v  Составление высказывания по опорным словам.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову тебе сейчас слова, а ты составишь с ними предложение так, чтобы в нём обязательно были все эти слова».

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамма­тическом оформлении. Ребенку предлагаются наборы слов, которые можно объединить по смыслу и составить из них предложения.

   Примерный речевой материал:     

 (1) Медведь, мед, сладкий, любит.

 (2) Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

     Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, он, зерно.

     Большое, это, сладкое, зерно, было.

  Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

v  Задание на составление предложений по данным словам (слова, в т. ч. в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности). Предлагаемые слова:

(1)  «Девочка, идти, магазин»; «Мальчик, рыба, ловить».

(2); «Под, ноги, скрипит, снег, белый».

(2) «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка»; «Снежинки, легкие, падать, кружиться» и др.

       Включение в комплексное логопедическое исследование заданий на составление отдельных (фразовых) выска­зываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с системными нарушениями речи, в частности, детей, имеющих второй или третий уровень речевого развития. * Построение таких фраз-высказыва­ний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.

    Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:

№ п/п Вид зада‒ ния Фразы, составленные ребенком Помощь, оказываемая ребенку Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмечаемые трудности и ошибки и др. )
         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...