Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 15 глава

3. Какие виды расходов входят в смету затрат медицинских организаций, учреждений?

Как составляются сметные калькуляции?

4. Каким образом определяются запросы (заявки) на бюджетные ассигнования?

5. Как определяются величины расходов на здравоохранение, включаемые в бюджеты разных уровней?


 

3.4. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

В самом общем виде страхование представляет собой создание за счет денежных средств государства, организаций, граждан специальных резервных (страховых) фондов, предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями, болезнями, бедствиями. Из средств накопленных страховых фондов пострадавшим, нуждающимся в помощи, выплачивается страховая сумма определенного размера или предоставляются компенсации в форме товаров, услуг, в том числе медицинской помощи.

Социальное страхование осуществляется в интересах граждан, социальных групп населения, не обладающих возможностями нести крупные единовременные расходы, связанные с жизнеобеспечением, компенсацией потерь, лечением. Медицинское страхование является формой социальной

защиты населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопления средств и финансировать профилактические мероприятия.

Страховая защита создается и обеспечивается либо государством в лице специальных - государственных органов страхования, либо посредством купли-продажи страховых услуг на страховом рынке. Основными участниками процессов страхования являются, с одной стороны, страховщики в виде страховых компаний, реализующих страховую защиту, продающих страховые услуги, заключающих и обслуживающих договоры страхования, с другой - страхователи, заинтересованные в получении страховой защиты, приобретающие страховой продукт.

Система медицинского страхования в России известна с дореволюционных времен. Появление и развитие страховых больничных касс было предусмотрено законом 1912 г. В советское время система медицинского страхования была отменена, а заменившая ее государственная система предоставляла возможность получения гарантированного минимума бесплатной медицинской помощи практически всем гражданам, но качество общедоступных медицинских услуг было невысоким. В связи с переходом к рыночной экономике и нехваткой бюджетных средств для финансирования российского здравоохранения уже в начале 90-х годов прошлого века была начата работа по созданию системы медицинского страхования в России. Ключевая идея реформы заключается в подкреплении бюджетных ассигнований на здравоохранение внебюджетными средствами из фондов ОМС и оплатой медицинских услуг гражданами по территориальным программам ОМС.

Развитие медицинского страхования в России получило законодательное подкрепление в виде принятого в июне 1991 г. Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Следует подчеркнуть, что переход от советской государственной бюджетной системы оказания медицинской помощи гражданам (в рамках которой существовала ограниченная частная коммерческая медицина) к смешанной бюджетно-страховой модели здравоохранения с участием всех субъектов хозяйствования в финансировании не есть отказ государства от ответственности за здоровье своих граждан. Государственный патронаж был и остается наиболее эффективной формой защиты интересов граждан, населения, удовлетворения потребностей в охране здоровья. Но теперь он реализуется не только в виде бюджетного содержания медицинских учреждений, а и через систему медицинского страхования. Согласно ст. 6 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» все граждане России имеют право:

• на обязательное (ОМС) и добровольное (ДМС) медицинское страхование;

• на выбор медицинской страховой организации;

• на выбор лечебно-профилактической организации и врача в соответствии с договорами ОМС и ДМС;

• на получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

• на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

• на предъявление иска страхователю, страховой медицинской или лечебно-профилактической организации, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

• на возвратность части страховых взносов при ДМС, если это предусмотрено договором.

Как следует из этого закона, функционирующая система медицинского страхования должна не только гарантировать каждому гражданину при возникновении страхового случая получение квалифицированной медицинской помощи, но и финансировать необходимые профилактические мероприятия.

Концепция ОМС построена на принципе солидарного (замкнутого) распределения потерь от нездоровья граждан (согласно формуле: «богатый платит за бедного, здоровый - за больного»), благодаря которому обеспечивается относительное смягчение последствий событий такого рода для каждого из них. Согласно теории вероятностей, с увеличением числа объединяемых рисков, обеспечиваемого ОМС, фактические потери от нездоровья граждан устремляются к минимальным значениям, а размеры страховых взносов страхователей становятся более устойчивыми и определенными.

В широком категориальном смысле медицинское страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу здоровья людей, включающих в себя как организацию взаимодействия всех категорий субъектов медицинского страхования на принципах самофинансирования, саморегулирования, самоокупаемости и внутрисистемного контроля, так и формирование медицинских страховых фондов и их использование на возмещение потерь здоровья при наступлении соответствующих страховых событий в жизни граждан.

Таким образом, медицинское страхование в условиях рыночных отношений есть организационно-общественный механизм государственной системы здравоохранения, призванной устранять или смягчать влияние непредвиденных обстоятельств, возникающих в жизни человека и негативно отражающихся на его здоровье, путем полного или частичного восстановления трудоспособности.

Медицинское страхование - это организационно-финансовый (финансово-кредитный) механизм обеспечения граждан лечебно-диагностическими и реабилитационными услугами посредством обязательного и добровольного целевого страхования, обеспечивающего финансирование, оплату услуг.

Выделим следующие характерные стороны медицинского страхования:

• страховые услуги выступают в роли специфического товара в денежной форме, продаваемого на страховом рынке;

• при продаже этого товара страховое покрытие (страховая гарантия) означает право застрахованного на получение в будущем денежного возмещения затрат, выражающегося в видах и объемах определяемой состоянием здоровья и условиями страхового договора медицинской помощи.

Использование в российской экономической практике здравоохранения механизмов медицинского страхования предусматривает возмещение лечебно-профилактическим организациям расходов, связанных с оказанием ими медицинской помощи населению (кроме видов помощи, обеспеченных бюджетным финансированием) из средств медицинских страховых фондов. В условиях острой недостаточности бюджетных средств для финансирования здравоохранительной сферы ее надежное функционирование во многом предопределяется организацией системы медицинского страхования.

Медицинское страхование осуществляется 2 видами: обязательном и добровольном. Такое сочетание объективно отражает разные возможности граждан в оплате медицинских услуг в соответствии с уровнем их доходов и сбережений. Обязательное страхование гарантирует возможность получения минимума услуг всеми нуждающимися в них, а добровольное - доступ к дополнительным услугам за свой счет.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования. Хотя в нашей стране социальное и обязательное медицинское страхование законодательно разделены и изначально существуют независимо друг от друга, в то же время Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», предусматривается в дальнейшем объединение средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, в целях более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.

Основная определяющая цель ОМС заключается в обеспечении всем гражданам Российской Федерации равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС и в объеме и на условиях, соответствующих Базовой федеральной и территориальным программам ОМС. Программы ОМС предусматривают виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, перечень оказываемых услуг и перечень медицинских организаций, входящих в систему ОМС, а также требования к медицинской помощи и предельные тарифы на медицинские услуги.

ОМС способствует преодолению укоренившейся в бюджетном планировании практики финансирования сферы охраны здоровья по остаточному принципу и повышению социально-экономической эффективности функционирования органов и организаций здравоохранения. Одновременно оно выступает в роли главного системообразующего фактора в построении и развитии бюджетно-страховой и организационно-правовой модели медицинского обслуживания населения, опирающейся на организацию общественной защиты граждан от наступления страховых случаев - непредвиденных обстоятельств в форме заболеваний. При бюджетно-страховом финансировании здравоохранения средства, поступающие в ЛПУ в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, направляются на лечение конкретных пациентов по принципу многоканальности финансирования, а не на содержание сети медицинских организаций < централизованно утвержденным штатным расписанием и коечным фондом, как это практиковалось при советской административно-распределительной системе.

Благодаря ОМС становится возможным осуществление планового перехода к финансированию здравоохранения пропорционально количеству фактически пролеченных больных или реально оказанных услуг в соответствии с их объемом и качеством. Таким образом, в число важнейших функций управления системой ОМС входят учет и контроль за поступлением и расходованием целевых страховых платежей, своевременностью их перечисления ЛПУ с учетом объемов и качества фактически выполненных ими работ (оказанных услуг).

Чтобы нагляднее представить функционирование системы медицинского страхования, рассмотрим схему действия бюджетно-страховой модели на уровне региона - субъекта Российской Федерации. Подобная схема с отражением в ней участников процессов медицинского страхования и взаимоотношений между ними изображена на рис. 41.

Рис 41. Схема взаимодействия участников ОМС

 

При ДМС страхователями выступают отдельные группы и предприятия, представляющие интересы граждан.

К числу основных самостоятельных участников медицинского страхования относятся:

1) страхователи; при ОМС для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, для работающего населения - работодатели;

2) фонды ОМС - самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, аккумулирующие страховые средства и управляющие ими;

3) страховщики - страховые медицинские организации, имеющие государственную лицензию на данный вид деятельности;

4) медицинские организации, оказывающие услуги застрахованным лицам согласно договорам со страховщиками и имеющие государственную лицензию на право заниматься медицинской деятельностью;

5) застрахованные лица - граждане, потребители медицинских услуг, оказываемых им на страховой основе, согласно страховому полису.

В качестве страхователей лиц, занятых трудовой деятельностью, в системе ОМС выступают работодатели, т.е. организации, в которых работают потенциальные потребители услуг здравоохранения. Страхователями неработающего населения являются государственные органы управления в лице городской, районной администрации. При ДМС страхователями становятся либо сами заинтересованные граждане (их попечители), либо работодатели, принимающие на себя расходы по добровольному страхованию своих сотрудников.

Эффективное функционирование системы ОМС невозможно без привлечения всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, к участию в формировании медицинских страховых фондов. Столь жесткое требование представляется справедливым, поскольку это один из наиболее значимых факторов общественного производства. Отсюда естественным образом вытекает, что обязанность по наполнению медицинских страховых фондов должна возлагаться в основном на страхователей-работодателей.

Согласно закону страхователь обладает правом:

• участвовать во всех видах медицинского страхования;

• осуществлять выбор страховой организации;

• контролировать выполнение договора страхования;

• привлекать средства из прибыли предприятия на добровольное страхование своих работников.

При ДМС страхователь вправе получать возврат части взносов от страховой компании в соответствии с условиями договора. В то же время страхователь обязан:

• заключать договор ОМС со страховой организацией;

• вносить страховые взносы в порядке, установленном законом и договором медицинского страхования;

• устранять факторы неблагоприятного воздействия на здоровье граждан.

Фонды ОМС выполняют следующие основные функции:

• сбор и аккумуляция денежных средств, получаемых от плательщиков, контроль за их поступлением;

• управление денежными средствами ОМС, включая анализ финансирования программы ОМС, выбор способов оплаты услуг, организацию механизма финансирования (тарифов, нормативов, договоров со страховыми организациями);

• анализ процессов и проблем медицинского страхования. Фонды ОМС несут ответственность:

• за соблюдение сроков и объемов финансирования, полноту сбора средств;

• за обеспечение устойчивости системы ОМС и эффективное использование средств.

В состав источников поступления денежных средств в территориальные фонды ОМС входят:

• страховые взносы организаций;

• платежи из бюджета на страхование неработающего населения;

• доходы от использования временно свободных финансовых средств;

• субвенции федерального фонда ОМС;

• кредиты;

• возврат средств за лечение граждан других субъектов Российской Федерации;

• штрафы и пени (от страхователей, страховых медицинских, лечебно-профилактических и других организаций).

Средства ОМС расходуются на следующие нужды:

• оплата медицинских услуг, предусмотренных территориальной программой ОМС;

• содержание территориального фонда ОМС и его филиалов;

• финансовая помощь, кредиты, ссуды, предоставленные медицинским организациям;

• штрафы, пени (страховым медицинским и лечебно-профилактическим организациям, налоговой инспекции и др.);

• оплата лечения застрахованных граждан за пределами территории страхования;

• налоги;

• прочие расходы (возврат полученных кредитов и выплата процентов по кредитам, перечисление штрафных санкций в федеральный фонд ОМС, проведение экспертизы качества лечения, информационная деятельность и т.п.).

Финансовые ресурсы, аккумулируемые территориальными фондами ОМС, расходуются на цели здравоохранения в соответствии с официально утвержденными дифференцированными среднедушевыми нормативами. Законом «О медицинском страховании» предусматривается централизация средств, выделяемых на оплату текущих расходов, связанных с оказанием медицинской помощи населению, на уровне субъектов Федерации (в территориальных фондах ОМС), но при этом допускается и экстерриториальная оплата медицинской помощи по принципу «деньги следуют за пациентом». Финансовая помощь федерального фонда путем субвенций ставит целью выравнивание условий медицинского страхования в разных регионах.

Страховые медицинские организации (СМО) представляют собой специализированные независимые страховые общества, не входящие в систему здравоохранения. Они создаются, учреждаются самостоятельно, с тем чтобы страховщики не могли создать монополию на страховые услуги вместе с медицинскими учреждениями.

СМО обладают правом:

• выбора обслуживаемых ими по договорам страхования лечебно-профилактических организаций;

• участия в определении тарифов на медицинские услуги;

• установления размера страховых взносов по ДМС;

• предъявления исков лечебно-профилактическим организациям и врачам по возмещению ущерба, нанесенного застрахованным лицам.

Обязанности СМО состоят в следующем:

• заключать договоры с медицинскими организациями на оказание застрахованным гражданам медицинской помощи;

• выдавать страхователям (при групповом страховании) и застрахованным медицинские страховые полисы;

• контролировать КМП, защищать интересы застрахованных;

• осуществлять возврат неиспользованной части взносов при добровольном страховании.

Система медицинского страхования предусматривает возможность оказания медицинской помощи застрахованным медицинскими организациями любой формы собственности (государственными и негосударственными), обладающими лицензиями на осуществление определенных видов медицинской деятельности и заключившими договор со страховщиком.

Правом быть застрахованным в системе ОМС обладает любой российский гражданин, которому выдается страховой медицинский полис, имеющий силу на всей территории страны. Наличие страхового полиса дает застрахованному лицу право обращаться за медицинской помощью в любые медицинские, лечебно-профилактические организации.

Функционирование системы медицинского страхования строится на положениях законов и на договорных отношениях между участниками системы. При этом используются следующие виды договоров:

1. Договор ОМС, заключаемый между СМО и страхователем (организацией, предприятием, учреждением), зарегистрированными в территориальном фонде ОМС и обязанном отчислять взносы на нужды страхования. Договор страхования определяет и регулирует условия предоставления и оплаты медицинской помощи.

2. Договор, заключаемый между СМО (страховым обществом) и медицинской организацией, предоставляющей лечебно-профилактическую помощь. Это договор на предоставление конкретных медицинских услуг застрахованным лицам со стороны лечебно-профилактической организации, определяющей виды, объемы, цены услуг.

3. Договор между СМО и территориальным фондом ОМС о финансировании расходов на ОМС.

Система ОМС играет роль главного фактора стабильности ресурсного обеспечения здравоохранения в условиях становления рыночных отношений.

Здравоохранение получило надежный, не зависящий от бюджета, источник финансирования. Повысилась эффективность распределения материальных ресурсов между конкретными ЛПУ. В практически неизменном виде сохранился единый медико­производственный комплекс страны.

Население сохранило право на получение бесплатной медицинской помощи, может по своему усмотрению выбирать лечащего врача и ЛПУ, имеет эффективные механизмы защиты своих прав и законных интересов в области охраны личного и общественного здоровья.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает застрахованным гражданам возможность получения за свой счет дополнительных медицинских и иных (медико-социальных, сервисных) услуг, сверх установленных программами ОМС. В отличие от обязательного, ДМС может быть не только коллективным, но и индивидуальным.

Более полное представление об основных особенностях ОМС и ДМС дает табл. 28.

С прагматической точки зрения медицинское страхование можно рассматривать как эффективное средство демонополизации медико-производственного комплекса страны, развития конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, создания собственной финансовой базы здравоохранения.

Таблица 28. Особенности ОМС и ДМС (из кн.: Лисицын Ю.П., Стародубов В.И., Савельев Е.И. Медицинское страхование. - М.: Медицина, 1995)

В стратегическом плане стимулы дальнейшего совершенствования медицинского страхования будут заключаться в следующем:

• затраты, связанные с осуществлением программ профилактики заболеваний, будут способствовать сокращению объемов оказания медицинской помощи;

• должны сокращаться безвозвратные экономические потери, связанные с преждевременной смертью лиц трудоспособного возраста и возникновением новых или утяжелением ранее выявленных заболеваний.

Практически во всех странах с рыночной экономикой есть организации, занимающиеся государственной защитой интересов граждан при неблагоприятных обстоятельствах, связанных с их здоровьем (болезнями, старостью, нетрудоспособностью). В разных странах их называют по-разному: больничными кассами, медицинскими страховыми фондами и другими организациями. Тем не менее нигде в мире не обеспечиваются пока абсолютно равные возможности в медицинском обслуживании всех граждан.

За рубежом медико-страховые фонды формируются, как правило, на трехсторонней основе; в них участвуют страхующийся, работодатель, государство. Население же России напрямую не участвует в финансировании системы здравоохранения, за исключением случаев непосредственной оплаты гражданами медицинских услуг.

Во многих случаях медицинское страхование включает в себя как страхование от временной утраты трудоспособности из-за болезни, так и предоставление медицинской помощи. При этом за обобщающий критерий, определяющий размер страхового тарифа, принимается уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Вопросы для повторения

1. Каковы назначение и функции страхования?

2. Какую роль играет страхование в медицинской деятельности?

3. Назовите главные черты и особенности ОМС и ДМС.

4. Какие задачи выполняет система ОМС?

5. Назовите участников системы медицинского страхования. Каковы их функции, права, обязанности?

6. Как взаимодействуют между собой страхователи, страховщики, фонды ОМС, медицинские организации, застрахованные граждане?

7. Какова роль государства в медицинском страховании?

8. Как можно получить страховой полис и пользоваться им?

9. В чем состоит специфика медицинского страхования в других странах?


 

3.1. О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Бухгалтерию называют языком финансовой деятельности организации, учреждения. Состояние и движение финансовых ресурсов организации находит свое отражение в бухгалтерских документах, составление которых является основным предметом бухгалтерского учета. В переводе с немецкого бухгалтер означает «держатель книг», так что ведение бухгалтерских книг и документов - главное содержание бухгалтерской деятельности.

Бухгалтерский учет - это процесс получения, обработки и документальной записи всех финансовых операций, проводимых фирмой. В ходе своих экономических действий организация продает и покупает товары, тратит и получает деньги по самым разнообразным каналам, в чем можно убедиться, рассматривая источники финансирования. Если не вести строгий учет денежных доходов и расходов, не фиксировать, когда и на что затрачены денежные средства, откуда и за что получены, наступит финансовый хаос и организации не удастся свести концы с концами. Поэтому ведение бухгалтерской документации, регистрация финансовых операций и сведение их в систему посредством бухгалтерского учета составляют неотъемлемую часть деятельности организации, в том числе и медицинской.

Бухгалтерское дело настолько важное и нужное, что вести бухгалтерский учет обязаны все без исключения организации, как государственные, так и негосударственные, коммерческие, предпринимательские. Так что бухгалтерский учет составляет неотъемлемую часть деятельности (управления деятельностью) поликлиник, больниц, аптек, других медицинских организаций и учреждений, являющихся юридическими лицами либо ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность. Не будь этого зеркала, отражающего движение, накопление, расходование денежных средств, государство не могло бы контролировать и собирать налоги, предотвращать противозаконные финансовые сделки и операции, привлекать к ответственности лиц, виновных в финансовых правонарушениях. Без услуг бухгалтера не может работать ни одна организация. Бухгалтер - второе лицо после руководителя фирмы.

Содержание бухгалтерской работы чрезвычайно разнообразно. Кроме учетных функций, являющихся определяющими в бухгалтерском деле, бухгалтерия оказывает содействие дирекции в управлении финансами и всей организацией в целом.

Сложность экономической деятельности находит свое отражение в огромном количестве показателей, цифр, которые ее характеризуют и находят отражение в бухгалтерской документации. В связи с этим руководство организации вынуждено прибегать к услугам бухгалтера, который, собирая и систематизируя данные бухгалтерских книг, отчетов, анализируя их, доводит до сведения руководителей легко воспринимаемую, понимаемую, концентрированную информацию о денежном состоянии и финансовых проблемах предприятия, учреждения.

В задачу бухгалтерии входит проведение финансового анализа деятельности организации, на основе которого определяются исходные данные для составления планов и вырабатываются рекомендации о целесообразных путях дальнейшей деятельности. Одновременно выявляются «болевые точки» в денежном «организме» и способы лечения финансовых болезней. Иногда анализ финансовой деятельности организации и выработку рекомендаций о путях ее улучшения осуществляют специальные службы, называемые аудиторскими.

Бухгалтерия вплотную занимается подсчетом издержек, расчетом затрат, отслеживанием величины прибыли и рентабельности (отношение прибыли к себестоимости). Бухгалтерские работники постоянно следят за бюджетом организации, соответствием доходов и расходов, возможным дефицитом, вырабатывают пути его устранения. Наконец, бухгалтер должен разбираться в налогах и подсказывать руководителям, каким образом уменьшить налоговое бремя. Вдобавок бухгалтерия занята начислением и выплатой заработной платы работникам организации.

При всем разнообразии видов бухгалтерских работ и документов все они опираются на один фундамент и скреплены единым стержнем. Такой основой бухгалтерской деятельности организации является ее бухгалтерский баланс. Все определяющие, наиболее важные данные, показатели финансовой деятельности организации заносятся в ее главную книгу, которая именуется бухгалтерским балансом. Итоговый баланс, в котором сведены данные о финансах организации за определенное время, составляется периодически, чаще за месяц, квартал и год. Представленный в виде балансового отчета, такой документ являет собой концентрат сведений о финансовом состоянии организации, ее имуществе, доходах, расходах, долгах, о том, как они изменялись во времени. Балансовый отчет можно назвать финансовым паспортом организации.

Само слово «баланс» означает равенство, равновесие. Как известно со времен Ломоносова, в мире действуют законы сохранения вещества и энергии, выражаемые в простой форме: «Где сколько убудет, столько и прибудет». В экономике закон равенства прихода и расхода тоже действует, но выражается в денежных единицах.

Когда хозяйствующий субъект что-то покупает, от него уходят деньги, но взамен он получает эквивалентное количество товаров. Когда же осуществляется продажа, то от продавца уходят товары, но к нему приходит адекватное количество денег. При натуральном обмене, бартере уходит один товар, а приходит другой. При обмене денег на деньги в финансовом бизнесе взамен одних денег приходят другие. Выплачивающий работникам заработную плату обменивает свои деньги на продукт труда. Хотя приход и расход могут быть разделены во времени, в целом соблюдается баланс, происходит их уравновешивание, что выражается в таблицах бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляют любые организации, вне зависимости от рода их деятельности, в том числе и организации здравоохранения, оказывающие услуги и получающие взамен денежные средства из государственного бюджета, страховых фондов, от непосредственных потребителей услуг.

Главная логическая формула баланса выглядит так:

Приход = Расход + Остаток.

Смысл формулы достаточно очевиден. В условиях наличия прихода и расхода средств разность между приходом и расходом представляет собой остаток средств, откуда и следует приводимая формула. Применительно к финансовым ресурсам организации формула удобна тем, что все 3 входящие в нее величины измеряются в денежном выражении, в одних и тех же денежных единицах, что позволяет вычитать и складывать их.

Бухгалтерские балансы составляются для учета движения не только денежных средств организации, но и всех других ее ценностей, в том числе материально-вещественных и информационных (нематериальных). Исходная формула бухгалтерского баланса всех ценностей организации, ее имущества и обязательств имеет следующий вид: «Активы минус пассивы образуют собственный капитал». Под активами понимается вся совокупность поступлений, доходов фирмы, превращенных в ее основные и оборотные средства, материальные и денежные запасы. Это активные, принадлежащие организации средства, ее вложения в дело. Под пассивами понимаются обязательства фирмы, т.е. подлежащие возмещению привлеченные ею из внутренних и внешних финансовых источников средства. По своей сути пассивы - это задолженность фирмы, то, что необходимо компенсировать, возвратить в соответствии с принятыми обязательствами. Активы характеризуют направления использования денежных средств, тогда как пассивы - откуда и каким образом заимствованы средства. А собственный капитал - это денежные средства, внесенные владельцами организации, которые вместе с пассивами идут на образование активов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...