Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность оборотных средств, их состав и структура




Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения.Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла Оборотные производственные фонды классифицируются по следующим элементам: Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП). Незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке. Расходы будущих периодов – это затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах.Фонды обращения - это совокупность всех средств, функционирующих в сфере обращения.

К фондам обращения относятся:

– готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия.

– продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем.

– денежные средства (в кассе предприятия и на счетах в банке), а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность). Дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.

20. Виды сырья, материалов и ТЭР, потребляемые промышленными предприятиями. Импортозамещение –приоритетное направление обеспечения предприятий материальными ресурсами. Показатели и методы рационального и эффективного использования сырья и материалов на предприятии.

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения.

К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам – продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают основные и вспомогательные материалы. Основными называются материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу. Вспомогательные материалы в состав готовой продукции не входят, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов.

Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Потенциальные ТЭР – это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом. Реальные ТЭР в широком смысле – это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

В более «узком» смысле под используемыми ТЭР понимается следующее: природные ТЭР (природное топливо) – уголь, сланец, торф, нефть, газ природный и полезный, газ подземной газификации, дрова; природная механическая энергия воды, ветра, атомная энергия; топливо природных источников – солнца, подземного пара и термальных вод;продукты переработки топлива (кокс, брикеты, нефтепродукты, искусственные газы, обогащенный уголь, его отсевы и т.д.);

вторичные энергетические ресурсы, получаемые в основном технологическом процессе (топливные отходы, горючие и горячие газы, отработанный газ, физическое тепло продуктов производства и т.д.).

Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны.Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния.

Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности в материальных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.

Номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависят от номенклатуры и сложности производимой продукции. Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах. Материальные ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

21. Сущность материалоемкости продукции как экономической категории, ее виды и показатели. Направления и условия обеспечения режима ресурсосбережения. Экономические методы снижения материалоемкости продукции промышленных предприятий.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ. Отношение стоимости общего объема материальных ресурсов (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и энергии), израсходованных на производство продукции, к стоимости продукции в целом. Показатель материалоемкости, рассчитанный на уровне предприятия или отрасли, характеризует эффективность использования предметов труда. Рассчитанный на уровне экономики в целом, как отношение затрат материальных ресурсов к валовой продукции или национальному доходу, — характеризует эффективность общественного производства с позиции ресурсосбережения.

Материалоемкость может быть измерена различными показателями: 1. Удельным расходом материальных ресурсов на физическую единицу произведенной продукции (удельная материалоемкость) М=Q/N, где (Q - количество материальных ресурсов, израсходованных на производство данной продукции в отчетном периоде, N - количество годных единиц этой продукции. 2. Величиной расхода нескольких видов материальных ресурсов в стоимостном выражении на физическую единицу производимой продукции (руб. на 1т, 1м3, 1м2и т.д.)

М = eQ * PОдним из важнейших факторов интенсификации и повышения эффективностипроизводства является режим экономии. Ресурсосбережение должнопревратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей втопливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важнаяроль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народноехозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающим высокую эффективностьиспользования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективныхмалоотходных и безотходных технологических процессов. Снижения материалоемкости Ровышения эффективности Далеко не все задачи технического и организационного развития производства сборных железобетонных конструкций получили окончательное разрешение. Огромные потенциальные возможности увеличения объема производства, снижения материалоемкости, металлоемкости, энергоемкости производства, повышения производительности труда и фондоотдачи могут быть вскрыты путем всестороннего эффективного использования производственных резервов. Реконструкция и техническое переоснащение предприятий Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года предусматривается концентрирование капитальных вложений на важнейших пусковых объектах и прежде всего на реконструкции и техни-ческом перевооружении действующих предприятий как наиболее быстрых и экономичных путях повышения эффективности общественного производства. Увеличения объема Реконструкцией предприятия считается полное или частичное переоборудование и переустройство производства с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования, механизацией и автоматизацией процессов, устранением диспропорций в технологических звеньях и вспомогательных службах с целью увеличения объема продукции, расширения и обновления номенклатуры изделий, повышения их качества, а также улучшения других технико-экономических показателей. При этом материальные затраты и сроки на реконструкцию должны быть меньше, чем при строительстве новых и расширении действующих предприятий. Техническое переоснащение Техническое переоснащение — это комплекс мероприятий по повышению до современных требований технического уровня отдельных участков производства, агрегатов, установок на основе внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего, физически изношенного оборудования новым, более производительным; проведение мероприятий по устранению узких мест, улучшению организации и структуры производства, направленных на обеспечение прироста продукции, улучшение ее качества, повышение производительности труда, снижение металлоемкости и энергоемкости производства. Разработка проектов реконструкции технологических линий и участков — процесс более сложный, чем проектирование нового производства. Рассмотренным в настоящей главе этапам проектирования производства должна предшествовать оценка существующих условий, определение целесообразности, объема и характера реконструкции, выбор оптимального варианта по критерию минимальных суммарных приведенных затрат. Проектирование реконструкции Проектирование реконструкции рекомендуется проводить в три этапа.Первый этап — постановка задачи — включает выяснение и формулирование целей поставленной задачи, качественный анализ факторов и условий, определяющих целесообразность варианта, определение качественных связей между ними; выбор соответствующего критерия эффективности (минимальных приведенных затрат, показателя качества); формирование математической модели, включающей определение неизвестных, установление ограничений, формирование количественных зависимостей, конструирование целевой функции.Второй этап — реализация задачи — состоит из сбора и систематизации исходной информации и других необходимых данных о реконструируемых объектах; уточнения постановки задачи, ее математической модели и исходных данных; составления программы решения задачи на ЭВМ; отладки программы на ЭВМ; решения математической модели и задачи на ЭВМ. Нормализация Третий этап — реализация результатов — содержит анализ результатов решения задачи и реализации результатов решения задачи в проектировании. При проектировании реконструкции предприятий необходим максимальный учет требований унификации, нормализации и типизации производственной базы. Унификация предусматривает применение универсально гибких технологических линий с минимальным количеством разнотипного оборудования, форм и оснастки для изготовления максимальной разновидности конструкций. Нормализация — это создание технологических линий, выпускающих сборные железобетонные изделия, отвечающие действующим нормалям,- нормам и архитектурно-конструктивным решениям.

Типизация состоит в организации таких технологических линий, на которых могут быть использованы типовые комплекты оборудования, форм и оснастки.

Практика реконструкции многих заводов сборного железобетона показывает, что применение типовых решений при переустройстве формовочных, арматурных и бетоносмесительных цехов весьма целесообразно.

Формования В проектах реконструкции крупных заводов можно предусматривать изготовление на горизонтально замкнутых конвейерных линиях с термообработкой в подземных щелевых камерах панелей наружных стен, покрытий и перекрытий и плоских плит добора, на автоматизированных конвейерных линиях наклонного формования — изготовление внутренних стеновых панелей. Производство лестничных маршей проектируют в кассетных формах, а панелей цоколя, чердака и лестничных клеток — на агрегатных линиях. Варианты технологических схем изготовления номенклатуры изделий при реконструкции ДСК, разработанные, приведены.

Большое внимание при разработке проектов реконструкции и технического переоснащения предприятий следует уделить решению экономичных схем транспортирования сырья и готовой продукции, рациональному использованию территорий и производственных площадей, выполнению ряда требований охраны труда и окружающей среды.

22. Натуральные и стоимостные показатели производственной программы предприятия, их назначение и экономическое содержание. Порядок формирования производственной программы предприятия в современных условиях.

Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. Производственная программа включает следующие основные разделы:План по производству продукции предприятия.В производственной программе предприятий машиностроения, например, такими показателями являются: производство основных; видов продукции в натуральном выражении, включая изделия новой техники и продукцию для экспорта, ежегодное обновление продукции, в годовом плане — объем реализуемой продукции (для оценки выполнения обязательств по поставкам продукция по номенклатуре (ассортименту), качеству и в сроки в соответствии с заключенными договорами, принятыми к исполнению заказами). Показатели производственной программы дифференцируются по отраслям. Стоимостными показателями производственной программы являются также продукция валовая, продукция товарная, нормативная чистая продукция, нормативная стоимость обработки, чистая продукция. Важное место в производственной программе занимают заданна по обновлению выпускаемой продукции, ее модернизации и снятию с производства устаревших видов продукции Порядок выполнения производственной программы в современных условиях Разработка плана производства и реализации продукции начинается с формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Эти показатели рассчитываются в натуральном измерении, а затем определяются стоимостные показатели производственной продграммы. При формировании номенклатуры выпускаемой продукции необходимо исходить из сложившегося профиля предприятия и по возможности сужать номенклатуру.

Разработка производственной программы начинается с определения потребности. Потребности производства складываются из:-потребностей капитального строительства для вновь создаваемых предприятий;-потребностей на расширение и замену изношенного оборудования;-потребности самого производства;-потребности населения;-поставок на экспорт.

В зависимости от вида потребности эта величина определяется по-разному:

-на основании укрупненных показателей о фондоемкости продукции;

-на основании сроков об удовлетворении потребностей в том или ином виде продукции.

В условиях массового производства потребность определяется путем экстрополирования производства.

Производственная программа промышленного предприятия в современных условиях хозяйствования состоит из двух частей.

1.Государственный заказ. В его номенклатуру включают:

-продукцию, производство которой определяет главные направления, а также темпы и пропорции развития экономики страны;

-важнейшие товары народного потребления, определяющие жизненный уровень населения;

-продукцию, ориентированную на инновационную (влияющую на темпы НТП) деятельность;

-продукцию, от которой зависят комплексные планы.

Государственный заказ получают на основании конкурсных отборов (тендеров).

2.Самостоятельно планируемая номенклатура – это часть программы, определяемая путем формирования портфеля заказов, поступающих от потребителей. На производство такой продукции заключаются хозяйственные договора, где уточняется номенклатура и ассортимент продукции по типам, размерам, моделям и т.п. в зависимости от спроса потребителей. Сроки выпуска отдельных изделий определяются самостоятельно производителем с ориентиром на заявку заказчика. Количество выпускаемой продукции обычно определяется на один год с разбивкой по кварталам, месяцам.

При формировании производственной программы необходимо:

-определить потребность пополнения (сокращения) товарного ассортимента новыми изделиями;

-провести критическую оценку выпускаемой продукции;

-разработать спецификацию на новые и модификационные изделия в соответствии с требованиями заказчика;

-сделать вывод об окончательном плане производства.

При формировании производственной программы необходимо руководствоваться следующими критериями:

-рыночными – насколько предприятие конкурентно;

-сбытовыми – насколько пользуется спросом продукция;

-производственными – насколько выгодно это изделие производить.

23. Обоснование производственной программы производственными ресурсами: методика определения потребности предприятия в рабочей силе, производственной мощности, материально- сырьевых и топливно-энергетических ресурсах.

Понимание динамики факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе, является основой планирования человеческих ресурсов. Современные организации используют различные методы планирования – от самых простых до сложных многофакторных моделей.

Экстраполяция – наиболее простой и часто употребляемый метод – состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее.

Привлекательность метода экстраполяции состоит в его общедоступности, ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в стабильной окружающей среде. Многие организации пользуются методом скорректированной экстраполяции, который учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность сотрудников, – повышение производительности труда, повышение цен и т. д. Экспертные оценки – это метод, основывающийся на использовании мнений специалистов для определения потребностей в человеческих ресурсах. Такими специалистами в организации являются, прежде всего, руководители подразделений. Служба персонала занимается сбором и обработкой их оценок. В зависимости от размеров организации и числа линейных руководителей могут использоваться различные методы – групповое обсуждение, письменный обзор (когда каждому руководителю предлагается ответить на подготовленный службой персонала вопросник), метод Дельфи. Последний представляет собой письменный диалог между службой персонала и группой экспертов. Служба персонала разрабатывает вопросник по поводу потребностей в персонале и направляет его экспертам, затем обрабатывает их ответы и возвращает обобщенные результаты экспертам вместе с новыми вопросами. Эта процедура повторяется до тех пор, пока эксперты не достигнут согласия в отношении потребностей в рабочей силе. Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей; их знания и опыт придают плану дополнительную весомость в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоёмкостью процесса сбора и обработки мнений экспертов, а также субъективности их суждений.

Компьютерные модели представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, влияющих на потребности организации в рабочей силе. Модели дают возможность добиться наиболее точных прогнозов потребностей в рабочей силе, однако довольно высокая цена, а также необходимость специальных навыков для их использования ограничивают область применения этого метода крупными организациями.

24. Система показателей качества продукции промышленных предприятий, методология их определения. Влияние повышения качества продукции на прибыль предприятия. Экономические методы решения проблемы качества продукции на современном этапе.

Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям ее создания и эксплуатации или потребления.[1]

Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часов на отказ, себестоимость, габариты), баллах, а также быть безразмерным. В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий. Экономические показатели Прибыль производителя и продавца продукции;

Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;Цена продукции. Различается на оптовую и розничную;

Эксплуатационные расходы потребителя продукции. В общем случае складываются из следующих статей:

стоимость потребляемой энергии, количество и эффективность её использования (например, КПД продукции);

стоимость расходуемых материалов (например, смазка, элементы питания), запасных деталей и инструмента;

стоимость обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;

различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие

Качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству

изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях.

Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

25. Понятие «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия», факторы их определяющие. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособные преимущества предприятия: понятие, виды, факторы формирования.

Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.

 

Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции).

 

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.

 

Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.

Таким образом, потребитель оценивает конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые).

Существует несколько методов оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

1. Метод косвенной оценки конкурентоспособности товаров. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объему продаж. При этом делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и скорость розничной продажи.Товары собственного производства и конкурирующих организаций оцениваются по уровню их конкурентоспособности. Каждый параметр, входящий в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия, который устанавливается в

0,7 до 0,99.

Уровень доверия параметров, которые основываются на новых технических решениях, может превышать единицу, но не более чем на 50%. В каждом конкретном случае уровень доверия устанавливается по данным экспертной оценки.Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется как произведение индивидуальных уровней доверия параметров, входящих в соответствующую группу показателей. Аналогично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности по другим группам показателей: экономических, технико-экономических и т.д.

Интегральный показатель конкурентоспособности определенной номенклатуры товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителяконкурента. Если он ниже, то данная номенклатура товара не включается в план производства. Если эти показатели равны, номенклатура товара может быть включена в план производства при условии, что уровень конкурентоспособности товара собственного производства выше, чем у конкурента.

Если товаропроизводитель хочет включить в план производства неконкурентоспособную продукцию, то он должен разработать план организационно-технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности этого товара. Изменение уровня доверия и интегрального показателя конкурентоспособности товара рассчитывается только по тем параметрам, которые претерпели изменение в результате проведения организационно-технических мероприятий.Понятие «Конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни. Конкурентная борьба в настоящее время проявлена как в профессиональной жизни каждого отдельного человека (при строительстве деловой карьеры), так и в жизни любой организации (при реализации своей общественной, политической или коммерческой деятельности), достигая уровня острейшей борьбы обще-планетарных масштабов при достижении каждой страной геополитических преимуществ.

Носителями свойств конкурентных преимуществ (как в масштабах одного государства, так и в масштабе мировой экономики) являются различные субъекты конкурентоспособности: виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

 

26. Заработная плата – важнейший материальный стимул в системе мотивации труда. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике. Основные проблемы оплаты труда работников предприятия и возможные пути их решения.

Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд. Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве .Заработная плата выполняет несколько функций.Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим. В случае, когда зарплата по основному месту работы не обеспечивает работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. Работа на два-три фронта чревата истощением трудового потенциала, снижением профессионализма, ухудшением трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Социальная функция, иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. А кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу зарплаты, ведет к ослабле­нию стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия же заинтересованы в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Реализация стимулирующей функции осуществляется руководством предприятия через конкретные системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда (ФОТ) с эффективностью деятельности предприятия.

Основным направлением совершенствования всей системы организации заработной платы является обеспечение прямой и жесткой зависимости оплаты труда от конечных результатов хозяйственной деятельности трудовых коллективов. В решении этой задачи важную роль играет правильный выбор и рациональное применение форм и систем заработной платы, которые будут рассмотрены ниже.

Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учетом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Статусная функция важна прежде всего для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий на других предприятиях, и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна еще и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом

Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

27. Сущность тарифной системы оплаты труда на предприятии, ее назначение и содержание. Показатели тарифной сетки и методика их определения.

Тарифная система оплаты труда: сущность» состав и содержание

Нормирование труда служит основой разработки норм выполнения различных операций, позволяет установить каждому работнику нормируемый (необходимый для выполнения) объем труда затрат. Целью тарификац

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...