Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники образования имущества

Хозяйственный учет и его виды.

Для получения достоверной информации о деятельности предприятия ведется хоз. учет.

Хоз. учет можно определить как систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хоз. процессах и составляющих их фактах хоз. деятельности, с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

В процессе развития хоз. учет сложился в 3 отдельные подсистемы:

1. Оперативный учет

2. Статистический учет

3. Бухгалтерский учет

Оперативный учет.

Ведется в местах проведения работ. Связан с наблюдениями за отдельными хоз. процессами и явлениями с целью управления этими процессами.

Необходимость в оперативном учете не явл. постоянной. Информация, полученная в ходе оперативного учета, теряет свою актуальность после принятия управленческих решений. Оперативная отчетность не регламентируется законодательными и нормативными актами.

Учетные регистры разрабатываются на самом предприятии.

Чаще всего используются натуральные измерители.

 

Статистический учет.

Позволяет наблюдать и обобщать явления и закономерности в деятельности организации, используя информацию, собранную в оперативном и бухгалтерском учете.

В рамках одного предприятия стат. учет ведется с целью формирования стат. отчетности. Она в обязательном порядке предоставляется в стат. органы. Формы стат. отчетности регламентируются государством.

 

Бухгалтерский учет.

В соответствии с ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г.,

Бух.учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

БУ ведется посредством двойной записи на счетах бух.учета.

 

По закону о БУ, экономический субъект обязан вести БУ непрерывно, с даты регистрации организации, до даты прекращения ее деятельности (в результате реорганизации или ликвидации).

Ведение БУ и хранение документов БУ организуется руководителем экономического субъекта.

По закону о БУ, руководитель обязан возложить ведение БУ на главбуха, или иное должностное лицо, или заключить договор об оказании услуг по БУ. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение БУ на себя.

По закону о БУ, объекты БУ подлежат денежному измерению, которое производится в валюте РФ.

В текущем БУ могут применяться натуральные и трудовые измерители, но обобщающим измерителем является денежный.

По данным БУ составляется БО.

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г.

 

БО должна давать достоверное представление пользователям о деятельности предприятия для принятия экономических решений.

Экономический субъект составляет отчетность за отчетные периоды менее 1 года (промежуточная отчетность) и за 1 год.

Годовая отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о фин.результатах и приложение к ним.

Состав промежуточной отчетности устанавливается федеральными стандартами.

Отчетным периодом для годовой БО явл. календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Если гос.регистрация предприятия произведена после 30 сентября, то отчетным периодом явл. период с даты гос. регистрации по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Отчетность составляется в валюте РФ, она считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем предприятия.

В отношении бухгалтерской финансовой отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

 

Система БУ подразделяется на 2 взаимосвязанные подсистемы: финансовый и управленческий учет.

 

Бухгалтерский финансовый учет - ведется в денежном выражении и характеризует деятельность предприятия в целом.

Сроки и периодичность представления фин. отчетности регламентируются нормативными актами.

 

Бухгалтерский управленческий учет (УУ) – представляет информацию об издержках производства, о затратах на отдельные виды продукции.

Информация, полученная в коде УУ, используется для управления себестоимостью.

УУ может быть организован в отдельном подразделении, на отдельном участке работы.

Основной целью УУ явл. обеспечение информацией руководителя предприятия. Данная информация явл. коммерческой тайной.

 

 

Различия между финансовым и управленческим учетом:

 

Область сравнения Финансовый учет Управленческий учет
Обязательность ведения учета Обязательно в соответствии с законом «О бух. учете в РФ» Не обязательно, зависит от желания руководителя организации
Цели ведения бух. учета Составление финансовых документов для внешних пользователей Обеспечение внутрипроизводственного планирования управления и контроля
Пользователи информации Внешние пользователи: гос-во, контролирующие органы, банки, биржи, поставщики, инвесторы и др. Внутренние пользователи: управляющие розничного уровня в организации
Методы ведения учета Счета и двойная запись, инвентаризация, документаризация Такие же, но система двойной записи не обязательна
Свобода выбора Основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку, передачу информации, подготовку отчетности Служит интересам фирмы. Не регламентируется законодательством. Любая информация, полезная для принятия решений. Основан на логике и опыте
Используемые намерения Денежное выражение (в России – в рублях) Как денежные, так и не денежные измерители, в т.ч. натуральные
Группировка затрат По экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на соц.нужды; амортизационные отчисления; прочие затраты. Что затрачено на производство в отчетном периоде? По носителям затрат в разделе статей калькуляции. Где и на что израсходованы средства?
Основной объект учета Организация как единое целое Центры ответственности – структурные подразделения организации
Периодичность составления отчетности Устанавливается законодательно: за месяц, квартал, полугодие, 9мес, год По мере необходимости: ежемесячно, еженедельно, ежедневно, немедленно. Состав, сроки, периодичность устанавливаются в организации
Степень надежности информации Документальное подтверждение обязательно, хотя оценки могут быть не абсолютно точными Расчетный характер, иногда может быть приблизительной, важна оперативность
Степень открытости информации Открыта к публикации и заверяется независимым аудитором Не подлежит публикации. Конфиденциальна.

 

В соответствии с ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г., объектами Бу являются:

ü Факты хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств.

ü Активы

ü Обязательства

ü Источники финансирования его деятельности

ü Доходы

ü Расходы

ü Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Объекты бухгалтерского наблюдения можно разделить на 4 группы:

1.Имущество организации (активы)

2.Источники образования имущества

3.Хозяйственные процессы и составляющие их факты хозяйственной деятельности

4.Доходы, расходы, финансовые результаты.

1 группа. Имущество организации (активы):

Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате фактов хозяйственной жизни, и которые в будущем должны принести ей экономические выгоды.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку ден.средств в организацию.

Активы (имущество) подразделяется на 2 группы:

1. Долгосрочные (внеоборотные) активы.

2. Текущие (оборотные) активы.

 

Долгосрочные активы – это активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение длительного периода (более 1 года).

В составе долгосрочных активов учитываются:

1. Основные средства

2. Нематериальные активы

3. Вложения во внеоборотные активы

4. Финансовые вложения

5. Долгосрочная дебиторская задолженность.

1. Основные средства.

О.с. – объекты длительного пользования, которые изнашиваются постепенно, и постепенно переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции, путем начисления амортизации (здания, станки, сооружения, Эвм, инвентарь, транспорт).

2. Нематериальные активы.

Нематериальные активы – это объекты, не имеющие материально-вещественной структуры. Они имеют стоимость и способны приносить организации экономические выгоды. Их стоимость погашается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования (СПИ). СПИ устанавливается при принятии объекта к учету. К нематериальным активам относятся: результаты интеллектуальной деятельности и средства инициализации (патенты на изобретения, базы данных, компьютерные программы, ноу хау, товарные знаки, знаки обслуживания, селекционные достижения).

Необходимы документы, удостоверяющие права на эти нематериальные объекты.

Критерии для отнесения активов к нематериальным:

· Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

· Организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а так же может обеспечить контроль над объектом;

· Возможность выделения (идентификации) объекта от других активов;

· Объект предназначен для использования в течение длительного времени;

· Организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 мес.;

· Фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

· Отсутствие у объекта материально-вещественной структуры.

 

3. Вложения во внеоборотные активы.

Это расходы предприятия, связанные с поступлением в организацию основных средств и нематериальных активов до момента их принятия к бух. учету.

4. Финансовые вложения.

Учет фин. вложений организуется в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Для принятия активов к учету в качестве фин. вложений единовременно должны выполняться следующие условия:

§ Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на фин. вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

§ Переход к организации фин. рисков, связанных с фин. вложениями;

§ Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в виде процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

К долгосрочным фин. вложениям относятся: гос. и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций; вклады в уставные капиталы других организаций; предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитные организации (более 1 года).

5. Долгосрочная дебиторская задолженность.

Это денежное выражение обязательств других юр. и физ. лиц пред предприятием, которые возникают в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов. (срок погашения более 1 года)

(Задолженность покупателя и заказчика за проданную продукцию, выполненную работу на основании заключенных договоров).

 

 

Текущие (оборотные) активы – это объекты, используемые в течение непродолжительного периода времени (менее 1 года).

В составе оборотных активов учитываются: материально-производственные запасы (МПЗ); краткосрочные фин. вложения; краткосрочные дебиторские задолженности; денежные средства (как активы предприятия).

МПЗ – часть имущества, которая используется для производства продукции и для управленческих нужд организации. Учет МПЗ организуется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

В состав МПЗ входят: сырье, материалы, топливо, комплектующие, запчасти, хоз.инвентарь, готовая продукция и товары в торговых организациях (товары, как объекты учета, учитываются только в торговых предприятиях (приобретение – реализация товаров)); краткосрочные финансовые вложения ЦБ со сроком погашения менее 1 года; предоставленные займы со сроком возврата менее 1 года; депозитные вклады.

Денежные средства – это наличные, находящиеся в кассе предприятия и денежные средства на счетах в кредитных учреждениях.

2 группа:

Источники образования имущества

Все имущество предприятия формируется за счет источников образования имущества (собственных и заемных).

Имущество и источники связаны балансовым уравнением.

Размер имущества предприятия всегда должен быть равен размеру источников его образования.

Источники образования имущества представлены собственным капиталом и обязательствами:

А = СК + Об (активы, собственный капитал, обязательства).

Капитал – это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности предприятия. Рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Собственный капитал структурно состоит из следующих составляющих: Уставного капитала; Добавочного капитала; Резервного капитала и Прибыли.

Уставной капитал – это совокупность вкладов учредителей в денежном выражении в имущество организации при ее создании.

Размер вкладов учредителей устанавливается в учредительных документах.

Добавочный капитал – это специфический источник образования имущества, он формируется не во всех организациях. Создается в следующих случаях:

§ При переоценке основных средств в сторону увеличения. (Операция уценки не связана с доб.капиталом.)

§ Продажа акций при первичном размещении по цене выше номинальной.

§ При внесении вклада учредителей в уставной капитал в виде валюты и возможных ценностей.

Резервный капитал – это собственный источник образования имущества, который создается путем отчислений от прибыли предприятия.

В акционерных обществах в обязательном порядке формируется резервный капитал (для выплаты дивидендов по привилегированным акциям). В организациях других организационно-правовых форм резерв формируется по желанию учредителей в соответствии с учредительными документами и учетной политикой.

Прибыль – финансовый результат деятельности предприятия, рассчитывается как разница между доходами и расходами за каждый отчетный период.

Обязательства, как заемные источники образования имущества – это существующие на отчетную дату задолженности предприятия, которые явл. следствием свершившихся фактов хозяйственной жизни, и расчеты по которым должны привести к оттоку активов.

Обязательства возникают в силу действия договоров или законодательных актов. В составе обязательств учитываются кредиты, займы, и кредиторская задолженность предприятия.

Виды кредиторской задолженности:

· Задолженность перед поставщиками и подрядчиками

· Перед персоналом по оплате труда (отражается в источниках)

· Перед бюджетом (по налогам и сборам)

· Перед фондами соц.страхования и обеспечения

Схема:

 

3 группа:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...