Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное положение и внешняя политика Казахстана

Став независимым государством, Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами создания собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. Учитывая специфику своего геополитического положения, этнодемографический состав, уровень развития экономики и военного строительства, государство акцентирует внимание в деле обеспечения своей независимости не на военные, а на политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию.

Внешняя политика страны строится на принципах многовекторности и интеграции Казахстана в мировое сообщество путем развития сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной деятельностью в международных организациях.

В значительной степени на повышение международного авторитета повлияло решение государства отказаться от размещения на его территории части ядерного потенциала бывшего СССР. Казахстан обеспечивал 85% ядерного топлива для атомных установок и объектов Советского Союза. Огромный арсенал оружия массового поражения, размещенный на территории республики, включал в себя 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и ядерных зарядов для тяжелых бомбардировщиков. На казахстанской земле было сосредоточено 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования.

Казахстан подписал Договор СНВ-1 и Лиссабонский протокол, присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Статус безъядерной страны способствовал получению гарантий безопасности со стороны ядерных держав и подписанию с США Хартии о демократическом партнерстве. Благодаря миролюбивому курсу РК признан более чем 120 странами мира. В свыше 30 государствах открыты посольства и консульства.

Казахстан укрепляет взаимодействие и сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. С 1992 года наша страна является членом Организации Объединенных Наций, активно участвует в сессиях Генеральной Ассамблеи, а также в работе специальных комитетов и структур ООН, включая ЮНЕСКО (по вопросам развития науки, образования и культуры), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям), ПРООН (Программа развития для стран – членов ООН), ЮНЕП (создание информационных сетей и систем), КУР (Комиссия по устойчивому развитию), КОПУОС (Комитет по использованию космического пространства в мирных целях), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана) и других.

В целях сохранения региональной безопасности Казахстан поддержал предложение Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН) и, наряду с Азербайджаном, Кыргыстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном вошел в состав Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ). Совместные усилия стран-участников Центра направлены на пресечение наркоэкспансии и создание т.н. «антинаркотического пояса безопасности» вокруг Афганистана – основного поставщика наркотиков в регионе.

В 1992 году на 47 сессии ГА ООН Казахстан инициировал предложение по созданию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) для создания эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности на азиатском субконтиненте. СВМДА является межгосударственным форумом для диалога, прнятия решения на основе конценсуса в целях укрепления сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и сотрудничества в Азии. В 2002 году Казахстан избран председателем Совещания, в 2006 году переизбран на второй срок, до 2010 года. В 2006 году создан главный административный орган Совещания – секретариат СВМДА с местом пребывания в Казахстане.

Республика присоединилась более чем к 1300 международным и межправительственным соглашениям и договорам. Важное значение придается деятельности в рамках МАГАТЭ, Красного Креста, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ОИК (Организация Исламской Конференции) и др., в финансовых институтах – МВБ (Международный валютный банк, МБРР

(Международный банк реконструкции и развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), АБР (Азиатский банк развития) и др.

Одним из важнейших приоритетных направлений внешней политики Казахстана является развитие глобальных и региональных интеграционных процессов, в первую очередь, в рамках ОБСЕ, ОЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕвраАзЭС и т.д.

С 1992 года РК является участником ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Эта крупнейшая в мире организация по вопросам безопасности включает 56 стран-участниц. ОБСЕ организует сотрудничество по трем ключевым направлениям: военно-политическому, экономико-экологическому, гуманитарному. О возросшем международном авторитете страны свидетельствует решение Совета министров иностранных дел ОБСЕ о председательствовании в 2010 году Казахстана в этой организации. Для ОБСЕ Казахстан станет первой постсоветской страной-председателем с преимущественно мусульманским населением и первой – на азиатском субконтиненте. В качестве председателя страна готова выполнить важную миссию по поддержанию мира и гражданского согласия на всем пространстве ОБСЕ. Поэтому одним из важных приоритетов председательствования определено укрепление военно-политического измерения безопасности и, прежде всего, снижение ядерной угрозы. В формате ОБСЕ Казахстан выступает за скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и за заключение Договора о запрещении дальнейшего производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия.

В рамках подготовки к выполнению своих обязанностей председателя в августе 2008 года принята государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2011 годы, предусматривающая мероприятия по разработке приоритетов. Казахстан нацелен вывести отношения с государствами Европы на уровень стратегического партнерства; активно использовать европейские модели для совершенствования нормативно-правовой базы; привлекать передовые технологии, опыт управления и институционального развития.

Казахстан принимает активное участие в деятельности ОЭС (Организация экономического сотрудничества). Созданная в 1985 году Ираном, Пакистаном и Турцией, организация существенно расширилась за счет присоединения к ней в начале 90-х годов Афганистана, Азербайджана, Казахстана, Кыргыстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. РК рассматривает сотрудничество с ОЭС как широкомасштабную интеграцию на южном направлении – со странами Востока. Основными составляющими деятельность участников организации является торгово-экономическое и научно-культурное сотрудничество; укрепление региональной безопасности – совместная борьба с наркотрафиком, терроризмом, транснациональной преступностью, коррупцией. На новом этапе развития, в соответствии с принятой Программой «Перспектива ОЭС до 2015 года» приоритетными сферами определены торговля и инвестиции, транспорт и коммуникации, энергетика и новые технологии.

ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) объединяет Казахстан, Армению, Беларусь, Кыргыстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Приоритетными направлениями являются консолидация усилий в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; дальнейшее развитие и практическая реализация достигнутых договоренностей в сфере военно-политического сотрудничества и т.д. В июле 2009 года принято решение о создании в формате ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), призванных противостоять угрозам безопасности в зоне своей ответственности. Казахстан в рамках Организации проводит стратегическую линию, в соответствии с которой ОДКБ имеет исключительно оборонительную направленность, она открыта и готова к сотрудничеству с другими международными организациями в сфере безопасности.

В 1996 году пять стран Евразии, имеющие общие границы – Казахстан, Россия, Китай, Кыргыстан и Узбекистан создали ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Не являясь военным блоком, организация акцентирует деятельность на решение вопросов по двум измерениям – региональная безопасность и развитие экономического сотрудничества. В рамках ШОС основное внимание уделяется проблемам безопасности, мира и стабильности на Евразийском континенте. Для решения этих задач создана Региональная антитеррористическая структура ШОС, под руководством которой регулярно проводятся антитеррористические учения и операции. На современном этапе перпективным является развитие и углубление торгово-экономического и инветиционного сотрудничества. В этих целях созданы новые структуры - Деловой Совет и Межбанковское объединение. Казахстан в формате ШОС выступил с инициативой создания Азиатской энергетической стратегии и поддерживает идею создания Энергетического клуба Организации.

Активная многопрофильная деятельность Казахстана способствует интегрированию его в мировое пространство и мировую экономику. Свидетельством роста международного авторитета страны и правильности казахстанского пути развития является председательство Казахстана в ближайшие годы в шести влиятельных международных объединениях – СВМДА, ОБСЕ, ОИК, ШОС, ЕвраАзЭС и ТЮРКСОЙ.

При определении внешнеполитического курса Казахстана учитывался ряд факторов, основными из которых являлись: геополитический (территориальная расположенность в центре Евразии, отсутствие прямого доступа к мировому океану и др.); экономический (сочетание уникальных запасов природных богатств с сильной структурной зависимостью от республик бывшего СССР и др.); политический (политическая стабильность, особенности менталитета и др.); этнодемографический (полиэнический состав населения, межэтническая, межкультурная, межконфессиональная толерантность и др.).

Учитывая особенности Казахстана и придерживаясь принципов многовекторности и взаимовыгодности внешних связей в 1992 году была выработана стратегия внешней политики, изложенная в программе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», дополненная позднее в Послании Президента «Казахстан – 2030» и в других программых документах. Важнейшими направлениями внешней политики на современном этапе являются: укрепление пояса безопасности и добрососедства по периметру границ государства; всемерное содействие экономическому развитию страны в условиях мирового финансового кризиса; углубление евразийской и центральноазиатской интеграции.

В целях активизации интеграционных процессов Казахстан отдает приоритет развитию отношений со странами СНГ и, прежде всего, с Россией; со странами Азии и, в первую очередь, с Китаем; с США; с европейскими государствами (Германия, Великобритания и др.).

Главным стратегическим партнером Казахстана является Россия. По многим жизненно важным вопросам национальные интересы государств близки или совпадают. Страны в равной степени заинтнресованы в сохранении единого экономического, оборонного, гуманитарного, информационного пространства. На взаимовыгодной основе было заключено свыше 300 договоров, в т.ч. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (1992 г.), Договор о военном сотрудничестве (1994 г.), Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве (1998 г.), Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг., Договор о делимитации границ (2005 г.) и др.

Казахстан поддерживает дружеские отношения с соседями по региону и странами СНГ. По его инициативе и активной поддержке созданы Центрально-Азиатский союз, Евразийский экономический союз (ЕвраАзЭС), Таможенный союз, Центрально-Азиатский банк сотрудничества и другие структуры; подписаны договоры о коллективной безопасности, охране границ, интеграции в экономической и гуманитарной сферах и др. Казахстан совместно с Россией и Беларусией готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), что открывает широкие перспективы для дальнейшего сотрудничества.

Основным партнером Казахстана в Азии является Китай. Поддержание и развитие между государствамидолговременных отношений добрососедства и взаимного сотрудничества отвечает интересам народов этих стран, способствует укреплению мира. В 1992 году между Казахстаном и Китаем установлены дипломатические отношения. Подписан большой пакет документов о дружбе, торгово-экономическом, политическом, военном сотрудничестве, об инвестициях. В 1998 году Н.Назарбаев и Цзян Цзымин подписали «Соглашение о Казахстанско-Китайской границе», прекратив многолетние разногласия о разделе приграничных территорий.

Стабильными остаются отношения РК с Турцией, Ираном, Индией, Японией и другими странами Азии.

Одним из главных приоритетов внешней политики является развитие казахстанско-американских отношений. США в 1991 году признали независимость Казахстана и установили дипломатические отношения. Наша страна – первая в Центральной Азии, с которой американская сторона в 1994 году заключила Хартию о демократическом партнерстве. На основе партнерских отношений подписаны договоры об экономическом, политическом, военном сотрудничестве, об использовании атома в мирных целях, о сотрудничестве в области космоса, таможенном взаимодействии, инвестициях и т.д.

Казахстан заинтересован в развитии отношений с европейскими государствами. В 1992 году подписана Европейская энергетическая хартия. Со странами ЕС в 1995 году заключено соглашение «О партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Республикой Казахстан». Это создало возможности казахстанцам выйти на европейский рынок, получить европейское образование и работу. Последовательно развиваются отношения со странами Балтии и бывшими участниками СЭВ – Венгрией, Болгарией, Польшей, Чехией, Словакией и Румынией.

Внешнеполитическая деятельность Казахстана содействует политическому развитию страны в условиях мирового финансового кризиса и укреплению позиций страны в мировом пространстве.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...