Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По характеру воспроизведения текста изложения различаются

Виды изложений и методика их проведения

Система и проведение письменных работ

приведёт к положительным результатам,

даст развитие учащимся, обогатит их навыками

изложения мысли, сэкономит время, повысит

качество работы.

М. А. Рыбникова

 

Классификация изложений

 

по способу восприятия по характеру воспроизведения

текста текста

 

 

По способу восприятия текста изложения делятся на

 

1. изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух

(читает учитель или под запись на диске);

 

2. изложения, в которых текст воспринимается зрительно

(перед глазами ученика, например, текст учебника или

раздаточного материала);

 

3. изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно

 

 

Есть и такая классификация изложений (Т. А. Ладыженская)

 

 

Направления классификации Виды изложений
По отношению к объёму исходного текста - подробное изложение - сжатое изложение
По отношению к содержанию исходного текста - полное изложение - выборочное изложение - изложение с дополнительным заданием
  По осложнённости языковым заданием - с лексическим заданием - с грамматическим заданием - с синтаксическим заданием - морфологическим заданием
По восприятию исходного текста - изложение прочитанного (воспринятого зрительно) - изложение услышанного (воспринятого на слух) - изложение воспринятого и на слух и зрительно
По степени знакомства с исходным текстом - изложение незнакомого текста - изложение знакомого текста, известного учащимися.

 

По характеру воспроизведения текста изложения различаются

Виды изложений Их суть Методика их проведения
Подробное изложение     Содержание исходного текста - воспроизводится полно, со всеми подробностями, - сохраняется тип текста, - выдерживаются его композиционные и языковые особенности. Главная дидактическая задачаизложения этого вида – сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты разных типов и стилей. Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его. У учащихся при работе над подробным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения: - умение раскрыть тему и основную мысль высказывания определённого типа и стиля; - умение использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора; - умение совершенствовать написанное.   В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться и более частные речевые умения и навыки: - умение выделить и осмыслить композиционные и языковые средства данной жанровой и стилистической разновидности повествования; - умение составить и оформить план, отражающий основную мысль, структуру и стиль текста; - умение правильно (с точки зрения литературной нормы) и целесообразно употребить определённые лексические и грамматические средства.    
Выборочное изложение     - Воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой; - изменяется тип исходного текста; - подвергается и изменениям и его композиция. Выборочное изложение – вид работы, «при котором происходит тематический отбор материала на основе анализа текста,, вычленение из него того, что относится к данной теме, обобщение отобранного и устная и письменная передача содержания в определённой логической последовательности» (Е. А. Баринова.) Главная дидактическая задачаизложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного). У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения: - умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему; - умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста; - умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания; - умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста; - умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала. До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения: - выборочное чтение, - выборочное списывание, - извлечение из текста какой-то части, - определение темы изложения, - устное выборочное изложение. Выборочное чтение 1. Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой. 2. Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации. 3. Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать. Выборочное списывание Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор. 1. Выписать из текста часть, где говорится о том, что …; 2. Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема; Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д. Извлечение из текста какой-то части - Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме. - Нужный материал подчёркивается. Определение темы изложения - Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем). - Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её. Устное выборочное изложение - устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов, - учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом, - использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.
Сжатое изложение   - Передаётся главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются; - тип текста может быть сохранён или изменён в зависимости от объёма и характера сжатия. Главная дидактическая задачаизложения этого вида – научить кратко, в обобщённой форме передавать воспринятую информацию. У учащихся при работе над сжатым изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения: - умение вычленять главное (существенное) в информации; - умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общение; - умение сокращать текст разными способами (исключая или обобщая); - умение найти и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться более частные речевые умения и навыки: - умение раскрывать тему и основную мысль текста; - умение планировать высказывание; - умение совершенствовать созданный текст. - Изложения этого типа «требуют специальной логической работы над текстом»(В. А. Добромыслов.) Виды сжатия текста: 1. Исключение подробностей, деталей. - надо сначала выделить главное (существенное) с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности,)елить главное с точки зрения основной мысли текста и деталиские средства.ской разновидности повествования) - затем убрать детали, - объединить существенное, - составить новый текст. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. - надо вычленить единичные факты, - подобрать языковые средства их обобщенной передачи, - составить новый текст. 3. Сочетание исключения и обобщения. Соединение работы по 1 и 2 видам сжатия текста.
Изложение с творческим заданием     - предполагается внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца: - замену лица - дополнение текста - перестановку частей - введение диалога - введение монолога и т. д. - тип текста, его языковые особенности могут сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания. Главная дидактическая задачаизложения этого вида – максимально приблизить учащихся к решению задач, связанных с самостоятельным составлением текста. Это может быть – 1. создание и введение в исходный вариант нового текста (типа повествования, описания, рассуждения); 2. изменение лица рассказчика; 3. изменение структуры текста, перестановка материала (применительно к подробному изложению) и др. Этот тип пересказов предполагает «логическое продолжение, завершение или пополнение выбранного текста» (Н. А. Плёнкин.) У учащихся при работе над таким изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения: - умение самостоятельно определять задачу высказывания, - умение отбирать нужные для реализации коммуникативной задачи языковые средства, - умение изменять структуру текста, - умение строить высказывание в заданном типе и стиле речи, - умение изменять лицо рассказчика, время событий, наклонений глагола и др. Выделяется две группы заданий разного уровня сложности: 1. Задания, которые «предполагают суждения о тексте с позиции читателя-критика», 2. Задания, требующие «продолжить работу над текстом с позиции автора». Можно ещё в особую группу выделить - изложения, связанные с перестановкой материала исходного варианта. - изложения, связанные с новым расположением частей текста.

Список литературы

Основная

1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова: раздел «Обучение устной и письменной речи». – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.278-287.

2. Алексеева О.В. Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004.

3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994.

4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2003.

5. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

6. Сайт ФИПИ. ОГЭ 9 класс (материал о сжатом изложении: требования к работе, критерии оценки, материалы для экспертов по оценке изложений).

Дополнительная:

1. Баранов М.Т., Ивченков П.Ф., Ладыженская Т.А., Напольнова Т.В. Обучающие изложения в VII – VIII классах М 1964.

2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.

3. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 1995.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. — М.: Просвещение. 1991.

5. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984

6. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 1998.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...