Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добрые услуги и посредничество




Институт добрых услуг ведет свое самостоятельное международно-правовое существование с конца XIX века, когда он был закреплен в ряде двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. До этого времени добрые услуги рассматривались как составная часть института посредничества (mediation).

Так, в протоколе Венской конференции великих держав от 5 декабря 1853 г. эти мирные средства разрешения споров именовались одновременно и как intervention amicable, и как bons offices.

Долгое время и международно-правовая доктрина не выделяла добрые услуги в качестве самостоятельного от посредничества средства мирного урегулирования.

Однако дипломатическая практика уже с XVIII века начала разграничивать эти формы содействия третьих государств мирному урегулированию конфликтов, справедливо усматривая различные правовые последствия, к которым приводило их применение.

В настоящее время доктрина определяет добрые услуги как одно из дипломатических средств мирного разрешения международных споров в виде «деятельности третьей стороны по установлению контакта между спорящими сторонами» 31.

Точное и всеохватывающее определение понятия добрых услуг дано профессором Э.А. Пушминым: «Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых-переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора»32.

В международно-правовой литературе термин «добрые услуги» (bon offices) употреблялся в различном значении. Большинство авторов рассматривает их как дипломатическое средство мирного урегулирования споров наряду с переговорами и посредничеством. Кроме того, в доктрине добрые услуги определялись и как способ участия третьих государств в заключение международного договора, то есть как составная часть права договоров, П. Казанский следующим образом определял договор о добрых услугах: «Так называется соглашение между государствами, заключавшими между собой договор, и третьим государством относительно облегчения переговоров между первыми по поводу данного договора. Договор о добрых услугах представляет собой особое соглашение»33. Однако в современных условиях о добрых услугах можно говорить скорее как о деятельности государств, направленной на содействие в решении международных проблем общего характера, которые не связаны с конкретными спорными вопросами. В этом широком смысле примером могут служить добрые услуга, оказанные правительством Финляндии по подготовке, организации и проведению в Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

В качестве института мирною урегулирования добрые услуги представляют собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, которые осуществляются по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между сторонами в споре в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Из определений добрых услуг можно выделить следующие: «Процедура оказания добрых услуг предусматривает, что третье государство создает условия для непосредственных контактов спорящих»34. «Добрые услуги состоят в различных действиях, которые имеют цель установить прямые переговоры между спорящими сторонами» 35

Добрые услуги обычно применяются: в случае нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры относительно возникшего между ними спора; при безрезультатности непосредственных переговоров между конфликтующими государствами: когда обращение спорящих государств к другим мирным средствам также не принесло положительного результата. Правовым основанием для начала добрых услуг (они могут применяться как во время войны, так и в мирное время) являются либо обращение спорящих сторон к третьим государствам (испрашиваемые добрые услуги), либо предложение своего содействия со стороны третьих, не причастных к конфликту или спору государств (предлагаемые добрые услуги). Предложение добрых услуг требует от государств учета ряда объективных и субъективных факторов, способствующих применению добрых услуг или исключающих их.

Государство, оказывающее добрые услуги, может выполнять следующие функции:

во-первых, стремиться установить непосредственный контакт между спорящими;

во-вторых, может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров. Однако в самих переговорах оно участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят.

При добрых услугах деятельность третьих государств направлена на ознакомление и сближение позиций спорящих сторон путем налаживания прямых контактов между ними. Эта деятельность должна

осуществляться в весьма тактичных, гибких и деликатных формах, и не затрагивающих суверенные права и интересы конфликтующих сторон.

Такими формами должны быть предложения, советы. В частности, в ст. 6 Гаагских конвенций о мирном решении международных столкновений специально устанавливает, что «добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе сторон или по почину непричастных к столкновению Держав, имеют исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными»36.

Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложения государств, оказывающих услуги. В то же время пожелания и предложения государств, выступающих с добрыми услугами, в политическом плане имеют определенное практическое значение, поскольку могут служить основой для дальнейших переговоров между спорящими сторонами.

Будучи тесно связанным по своей природе, добрые услуги нередко перерастают в посредничество.Ст.33 Устава ООН не упоминает добрые услуги. Тем не менее, ряд международных документов, принятых под эгидой ООН, указывают добрые услуги в качестве средства мирного урегулирования споров. Например, в п.5 Манильской декларация, гласящим, что «Государства стремятся в духе доброй воли и сотрудничества к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров с помощью любого из следующих средств: переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным соглашениям или органам или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги»36, с.298.

Распространенным методом урегулирования споров и ситуаций является осуществление добрых услуг ООН позицией Генерального секретаря ООН, как лица, часто представляющего добрые услуги в спорах. Среди удавшихся попыток примирения сторон можно указать индонезийский вопрос, при расследовании которого Совет Безопасности постановил «оказать добрые услуги сторонам с целью содействия в мирном разрешении их спора, сопровождавшегося военными действиями между вооруженными силами Нидерландов и Индонезии»37.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...