Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 5. Культура XIX в. Место и роль России в мировой культуре.

План семинаров по курсу «Культурология»

ГР/О

Семинар 1.

Культура и цивилизация. Архаичная культура (семинар-дискуссия).

Просмотр и обсуждение фильма «Пещера забытых снов» (реж. Вернер Херцог, 2010).

Вопросы для дискуссии: 1. Какой тип культуры демонстрируют находки в пещере Шове. 2. В чем смысл узнавания и постижения предыдущих культурных периодов?

 

Вопросы для обсуждения: Периодизация и основные понятия культуры Древнего мира (табу, магия, синкретизм, анимизм, тотемизм). Культовые архитектурные сооружения и их значение в культуре. Пермская деревянная скульптура и ее значение в современной культуре.

 

Семинар 2. Традиционная культура. Культура Древнего Востока и Античности.

 

Вопросы для обсуждения: Теория осевого времени К. Ясперса. Культура Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай): мифы, источники, культовые сооружения (пирамида, храм и монументальная скульптура Древнего Египта; зиккурат в Месопотамии; чортаг и дворец Древнего Ирана; ступа, храм и изобразительное искусство Древней Индии; пагода и подземные захоронения Древнего Китая). Культовые архитектурные сооружения и их значение в культуре.

Истоки античного искусства в крито-микенской культуре. Понятие «культура» и «этос» в Античности. Древнегреческая драма как наглядное изображение проблем взаимоотношения гражданина и государства, человека и коллектива (на примере трагедии Эсхила «Прометей прикованный»). Культурологическое значение архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.

 

Темы докладов:

1. Сравнительный анализ мифологии и религии цивилизаций Древнего Востока (Древней Греции и Рима).

2. Образ и значение женщины в культуре и искусстве государств Древнего Востока и на фресках («Парижанка» и «Дама в голубом») крито-микенского дворца.

3.Античные и восточные мифы в современной культуре.

4. Культурологический анализ скульптурных и живописных изображений богов и людей в Древнем Египте и Древней Индии.

5. Ансамбль Афинского акрополя и его значение в культуре.

6. Теория осевого времени К. Ясперса.

 

Задание для всех: 1. прочитать трагедию Эсхила «Прометей прикованный» Эсхила; 2. мифологическая основа трагедий; 3. художественные принципы создания образа Прометея, его значение в истории мировой литературы; 4.трагический конфликт, тема возмездия и ее образное воплощение; особенности композиции. Философские и социально-политические аспекты в трилогии. Хор в драмах Эсхила.

 

Литература (кроме учебников):

Церен Э. Библейские холмы.

Вайль П. Гений места

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура (для филологов).

Дмитриева Н. Краткая история искусств

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976. Малая история искусств.

Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид: Созвездие Ориона и фараоны Египта. М., 1997.

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979. Малая история искусств.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Древние цивилизации /Под общ.ред. Г.М.Бонгард-Левина. М., 1989.

Искусство Древнего Востока. М., 1968.

Карпичечи А.К. Искусство и история: Египет. Фиренци, 1997.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

Литература Древнего Востока (Иран, Индия, Китай): Тексты. М., 1984.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

Матье М.Э. Во времена Нефертити. Л.;М., 1965.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта: Очерки истории и теории изобразительного искусства. М., 1958.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

Спирин П. Войско императора Цинь Шихуана // Юный художник. 1991. № 7.

Тюляев С.И. Искусство Индии: 3 тыс. до н.э. – 7 в. н.э. М., 1988.

9. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.,1978.

 

Семинар 3. Культура западноевропейского средневековья и феномен карнавала в культурном пространстве.

 

Вопросы для обсуждения: Развитие городов как значимый этап культурно-исторического периода Средних веков. Романский и готический архитектурные стили как отражение культурного сознания средневековья. Культура эпохи Возрождения, ее эстетические принципы и национальные особенности. Средневековые традиции и проторенессансное мировидение. Принципы гуманизма и демократизации. Двумирность средневековья и народно-смеховая культура. Карнавальные мотивы в литературе XIX века: В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Новелла эпохи Возрождения (Боккаччо «Декамерон»). Титаны Возрождения (живопись). Реформация в Германии и Нидерландах и ее отражение в художественной мысли.

 

Литература:

Гюго В. Собор Парижской Богоматери,

Мериме П. Кармен

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура.

Темы докладов:

1.Особенности культуры западноевропейского средневековья: великое переселение народов, роль Библии и христианства, иерархичность общества (духовенство, рыцарство, городские жители).

2. Куртуазная любовь и рыцарский роман в культуре средневековья.

3. Феномен карнавала (по М. Бахтину).

4. Интерпретация культурных феноменов карнавала, корриды в фильме-эссе П. Вайля «Севилья – Мериме – Бизе» (*для подготовки необходимо прочитать новеллу П. Мериме «Кармен», в докладе использовать видеофайлы).

5. Титаны Возрождения о красоте человека.

 

Семинар 4. Культура XVII–XVIII вв.

Вопросы для обсуждения: Культура XVII–XVIII вв.: противоречия культурно-исторического развития. Влияние промышленной революции на культуру. Традиции эпохи Возрождения и культурно-эстетические (реализм XVII в., барокко, классицизм). Национальные особенности культурного развития XVII века. Французский абсолютизм и приоритетное значение классицизма. Тридцатилетняя война как главная тема немецкой литературы XVII в.

Идеология и культура XVIII в. - века Просвещения. Идеи просвещения и прогресса как идейные константы эпохи. Концепция активной личности; противоречие между цивилизацией и Природой и идея естественного человека. Разум и чувство как отражение противоречий индивидуального и социального сознания. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» как роман-путешествие, его содержательные и эстетические параметры. Понятие «робинзонады». Этика и эстетика сентиментализма. Французская буржуазная революция как идеологическая доминанта Просвещения. Немецкое Просвещение и его достижения.

 

Темы докладов:

1. «Что нам дала промышленная революция»: значение промышленной революции в культуре.

2. Русская культурологическая мысль XVIII в. (план: Становление российской науки о культуре. Русская просветительская мысль XVIII в. о связи культурного процесса с социальной жизнью, государственным устройством. Осмысление проблем культуры в трудах М. Ломоносова).

4. Отражение своеобразия культуры в архитектуре классицизма.

5. Отражение своеобразия культуры в архитектуре барокко и в рококо.

 

Литература:

….

Семинар 5. Культура XIX в. Место и роль России в мировой культуре.

Европейская культура XIX в.: социально-историческая и эстетическая характеристика. Ведущее понятие первой трети века – романтизм. Концепция романтического сознания. Философские основы романтизма и их отражение в культуре и литературе. Национальная специфика эстетики романтизма. Английские традиции в культуре и эстетике американского романтизма.

Влияние индустриальной революции и урбанизации на культуру. Формирование парадигмы классического реализма во второй трети XIX века. Демократизация культуры. Наука (естествознание) как опора нового мировоззрения. Роль факта в понимании объективного смысла жизни (1830-40-е и 1850-60-е гг.). Понятие историзма. Викторианство как феномен европейской культуры и ироническое обыгрывание его условностей в литературе.

Культура рубежа XIX-XX вв. Ницше и европейская литература эпохи. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Формы выражения пограничного и кризисного состояния эпохи (натурализм, неоромантизм, критический реализм). Декаданс как мировоззрение эпохи. Урбанизация и ее отражение в литературе и культуре. Понятие «искусства для искусства». Движение от романтизма начала века к символизму. Эстетизация вещи, сближению поэзии с пластическими, изобразительными искусствами.

Россия между Западом и Востоком. Кризисные моменты истории русской культуры и их социокультурная роль. «Западное» и «восточное» в русской истории и культуре.

Роль России в романе Р. Киплинг «Ким». Культурологическое значение «большой игры». Мир Востока и мир Запада в романе. ИЛИ Культурные процессы в романе М.Твена «Приключения Геккельберри Финна»

Темы докладов:

1. «Русская идея»: спор «западников» и «славянофилов» в концепциях П.Чаадаева, В Соловьёва, Н. Бердяева и др.

2. Русский национальный костюм.

3. Храмовая архитектура России и ее культурологическое значение.

4. Размышления о судьбах культуры в произведениях Ф. Достоевского и Л. Толстого.

5. Иконопись и ее значение в культуре России.

Литература:

….

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...