Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура оформления микроисследования




1. Актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

2. Аналитическая часть микроисследования. Обзор изучаемой психолого-педагогической литературы.

3. Описание диагностической части эксперимента, его результатов.

4. Выводы, рекомендации.

 

Список литературы

1. Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника / Ю.З. Гильбух. – Киев, 1993.

2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д., 1999. С. 67-94.

 

Тема 2: Рациональное использование времени урока.

Цель: определить, насколько рационально используется время урока. Наметить пути оптимизации урока.

Посещая уроки, Вы ведете учёт времени, затраченного на задание каждого типа. Для этого необходимо записать время начала каждого нового этапа урока, а затем вычислить, сколько минут длится этап. 1) При анализе просмотренных уроков подсчитать количество времени, использованного на каждый вид работы: 2) отследить, насколько каждый этап деятельности учителя и учеников приближает их к поставленной цели; 3) какой из этапов урока является лишним, «слабым звеном» и только расходует время; 4) отследить, сколько времени уходит на организационные моменты (шум, дисциплину); 5) попытайтесь найти причину нерационального (рационального) использования времени и сделать свои выводы.

 

Примерная запись хронометража наблюдаемого урока в дневнике студента:

 

Фактически затраченное время Виды работ учителя и учащихся Задача каждого вида работ Комментарии студента
       

Направление 2

Тема: Формирование общеучебного умения «доказывать».

Цель: сформировать умение «доказывать» (одно из сложнейших общеобразовательных и интеллектуальных умений), выявить условия его формирования.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу об умении доказывать и способах доказательства.

2. Вычленить компоненты, структуру умения, последовательность операций, критерии сформированности умения «доказывать».

3. Выявить уровни сформированности данного умения у 3-5 учеников.

4. Разработать методику обучения учащихся данному умению на уроках или во внеурочное время.

Гипотеза: если …, то учащиеся научатся доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Этапы организации исследования

1 этап. Изучить рекомендуемую литературу:

- Громцева, А.К. Самообразование старшеклассников / А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 1976.

- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. – М.: Просвещение, 1976.

- Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. – М., 1999.

- Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М., 1990.

2 этап. Подобрать диагностические методики по изучению сформированности умения доказывать.

Методика 1. Тестирование знаний об умении доказывать.

Методика 2. Самостоятельная работа – решение задач на доказательство.

Методика 3. Задание на умение сформулировать тезис, подобрать аргументы, выбрать способ доказательства, сделать выводы.

3 этап. Констатирующий эксперимент. Изучение сформированности умения «доказывать» у 3-5 человек.

4 этап. Разработать методику обучения умению «доказывать». На протяжении ряда уроков обучать учащихся данному умению.

5 этап. Диагностический срез по результатам обучающего эксперимента. Методики те же, что и на первом этапе (задачи на доказательство предлагаются на новом материале). Сравнить результаты констатирующего и итогового экспериментов.

6 этап. Оформление результатов эксперимента. Сделать выводы об условиях формирования данного умения и значения его для ученика.

Направление 3

Тема: Модульное обучение в преподавании профилирующих дисциплин.

Цель: разработать по модульной технологии уроки (биологии, истории, математики и т.д.), отследить их эффективность.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по технологии «Модульное обучение».

2. Разработать несколько уроков по технологии модульного обучения (2-3).

3. Определить критерии эффективности модульного урока.

4. С помощью самоанализа, наблюдения, анкетирования и др. методик определить эффективность модульной технологии в обучении профилирующей дисциплине.

Этапы организации исследования

1 этап. Изучение психолого-педагогической литературы.

2 этап. Констатирующий эксперимент. Замеряются интерес к предмету, активность учащихся на уроке и качество знаний.

3 этап. Разработка уроков по модульной технологии и проведение их в присутствии учителя-предметника.

4 этап. Анализ результативности. По разработанным критериям эффективности обучения проанализировать результаты проведенных уроков (самостоятельность, активность учащихся на уроке, качество знаний, интерес к предмету).

5 этап. Подведение итогов. Описать методику подготовки и проведения модульного урока. Разработанные конспекты уроков приложить к исследованию.

Сделать обобщения и выводы по результатам сравнительного анализа констатирующего и итогового замеров.

Список литературы

1. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М., 1997.

2. Голощекина, Л.П. Модульная технология обучения: методические рекомендации / Л.П. Голощекина, В.С. Збаровский. – СПб., 1993.

3. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М., 1997.

4. Модульная технология на уроках истории // Приложение к газете «Первое сентября». – 1996. –№ 23.

Диагностические методы и методики: Анкетирование, наблюдение, эксперимент, незаконченное предложение, анализ качества знаний.

Критерии качества знаний: полнота знаний, гибкость и оперативность, конкретность, обобщенность, осознанность, прочность.

Направление 4

Тема: Работа классного руководителя с родителями.

Изучение и обобщение опыта классного руководителя (учителя) класса, школы, в которой вы проходите практику.

Цель: накопить факты (приемы, методы, средства, формы) работы с родителями, вскрыть связи между деятельностью классного руководителя с родителями и результатами воспитания и обучения.

Задачи:

1. Изучить педагогическую литературу о работе классного руководителя с родителями; инструкции о его функциональных обязанностях по отношению к родителям и обязанности родителей по отношению к школе.

2. Проанализировать планы воспитательной работы классного руководителя, родительского комитета.

3. Посетить родительское собрание, заседание родительского комитета.

4. Побеседовать с классным руководителем.

5. Побеседовать с членами родительского комитета.

6. Проанализировать накопленные факты, описать изученный и обобщенный опыт, сделать выводы.

Этапы изучения опыта соответствуют логике поставленных задач.

Диагностические методики:

Наблюдение.

Цель: собрать факты о взаимоотношении классного руководителя с родителями. Факты следует записывать в дневник наблюдений по схеме:

 

Факты Комментарии, анализ, возникающие вопросы
   

 

Беседа.

Цель: собрать факты о содержании работы классного руководителя с родителями: тематику и результативность родительских собраний, консультаций, индивидуальных встреч или посещения семей; содержание деятельности родительского комитета (если таковой имеется) и роль классного руководителя в организации этой деятельности.

 

Анкетирование.

Цель: собрать факты об отношении родителей к родительским собраниям, воспитательным мероприятиям в классе, о желании родителей участвовать в делах класса, школы.

Примерные вопросы анкет:

1. Как часто Вы посещаете родительские собрания?

2. Какие родительские собрания вызвали наибольший интерес?

3. Какое участие Вы принимали в воспитательных делах класса?

И т.д.

 

4. Незаконченное предложение. (Можно использовать вместо анкет).

5. Анализ документаций: плана воспитательной работы, отчета за год (у организатора воспитательной работы), приказы о поощрениях и т.д.

Самый трудный для студента этап работы – это продумать логику описания опыта работы классного руководителя, сделать выводы. Желательно описанный опыт дать классному руководителю для прочтения.

 

Список литературы

1. Блохина, Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе / Л.А. Блохина. – Брянск, 1997.

2. Гуткина, Л.Д. Организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина, Ю.В. Завельский, Г.В. Пикалова. – М., 1996.

3. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. – М., 1980.

4. Методика воспитательной работы / под ред. Л.Н. Рувинского. –М., 1989. С. 190-214.

5. Настольная книга классного руководителя. – М., 2004.

6. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...