Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Правовые основы выборов в Государственную Думу Российской империи




Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Правовые основы выборов в Государственную Думу Российской империи………….стр.4

Глава 2. Установление власти большевиков (1917-1918 гг.)…………………… ………………..стр.6

Глава 3. История выборов в России с 1917 года и до наших дней……………..………………..стр.8

Глава 4. Выборы в России………………………………………………………..…………...……стр.9

4.1.Классификация выборов…………………………………..……….…………………………...стр.10

4.2.Стадии выборов…………………………………………………….…………………………...стр.10

4.3.«Избирательная процедура» и «избирательная кампания»…………..……………………...стр.10

Глава 5. Социологический опрос…………………………………………………………………стр.11

Заключение…………………………………………………………………………………………стр.13

Источники и литература…………………………………………………………………………...стр.14

Приложения………………………………………………………………………………………...стр.15

 

Введение

Выборы - это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы - одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимости.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц в составе законодательного органа управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего его процедуру (Конституция страны).

Актуальность работы заключается в следующем: Сегодня большинство населения нашей страны считают участие в выборах почётной обязанностью, доставшуюся нам от дедов и прадедов. В своей работе я попытаюсь выяснить, что поменялось в восприятии общества в последнее время и почему.

Учитывая сложность данного вопроса и чрезвычайно возросшую ответственность, я определила цель работы: рассмотреть уровень политической зрелости трудоспособного населения и выявить причины её изменения.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выделить исторические этапы, связанные с выборами

3. Рассмотреть причины участия или неучастия граждан в политической жизни страны.

4. Провести диагностику и анализ анкетирования в двух посёлках, различных по социальной активности населения.

Формы и методы исследования:

1.Работа с литературой по теме.

2.Работа с интернет источниками.

3.Интервьюирование.

4.Встречи с односельчанами в семейном кругу.

6.Анкетирование.

7.Сравнительный анализ.

8.Обработка и описание собранных материалов.

База исследования: жители посёлка Сарафоново и Никульское.

Общее количество участников эксперимента – 60 человек.

Глава 1. Правовые основы выборов в Государственную Думу Российской империи

При разработке законов о создании Государственной думы вопросам выборов в неё уделяли большое внимание. В первом соответствующем проекте (написанным помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства МВД С. Е. Крыжановским на базе основных положений, разработанных весной 1905 г. особым совещанием во главе и министром внутренних дел А. Г. Булыгиным) постановления о выборах были включены в состав Учреждения Государственной Думы.[1]

В мае-июне 1905 г. следующая обсуждавшая проект инстанция – Совет министров во главе с председательствующем в Государственном совете графом Д. М. Сольским – решил выделить правила о выборах в отдельный законодательный акт, получивший название «Положение о выборах в Государственную Думу». По предложению Сольского, поддержанному остальными министрами, законы о создании Думы для ускорения реформы было решено не проводить в обычном законодательном порядке – через находящийся на летних каникулах Государственный совет.

В июле они были рассмотрены Особым совещанием под председательством императора Николая II и 6 августа 1906 г. утверждены им. Такое решение стало прецедентом: все последующие законы о Думе, в т.ч. выборах в неё, не вносились в Государственный совет и утверждались после обсуждения в Совете министров и (или) особых совещаниях. Такой порядок явно противоречил закону от 6 июня 1905 г. «Об устранении отступлений в порядке издания законов», однако в условиях наличия всей полноты власти в руках императора и совещательных полномочий Государственного совета это обстоятельство было проигнорировано.

При разработке Положения о выборах было решено взять за основу систему земских выборов. Её преимуществами считались имущественный ценз, обеспечивающий «правильный консерватизм», а также традиции и приспособление к ней властей и политически активных представителей имущих классов. Однако предлагавшееся некоторыми сановниками избрание членов Государственной Думы губернскими земствами было отклонено из-за отсутствия в них крестьян (участие которых в Думе считалось необходимым), нежелания связывать избирательные цензы при центральных и местных выборах и давать Думе прочную опору на местах, практически исключавшую её роспуск. По этим причинам Положение от 6 августа 1905 г. установило проведение думских выборов параллельно земским.

Количество членов Думы от каждой губернии, а также число выборщиков от каждой курии каждого уезда устанавливалось приложениями к закону. При их составлении места выборщиков между уездами распределялись в соответствии с численностью населения, между сельскими и городской курией – пропорционально уплачиваемым прямым налогам, между землевладельцами, крестьянами и казаками – пропорционально количеству принадлежащей им земли6. По этому расчёту 42 % выборщиков представляли волостные общества, 33 % - землевладельцев, 23 % - города, 2 % - станичные общества.

Таким образов избиралось 330 членов Думы. Кроме того, 51 депутат (1 от губернии) избирался крестьянскими выборщиками из своего состава, 3 депутата (по одному от Донского, Астраханского и Оренбургского казачьих войск) – казачьими выборщиками также из своего состава. 20 крупнейших городов имели отдельное представительство, избирая двухстепенным голосованием 28 членов Думы.

В манифесте от 17 октября 1905 г. Николай II торжественно объявил: «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: […] Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку»2[2].

Разумеется, требование «не останавливать» выборы в Думу оказалось явно невыполнимым и из-за переработки избирательного закона созыв палаты был отсрочен до конца апреля 1906 г. (вместо обещанной манифестом середины января).

Именным высочайшим указом от 20 октября 1905 г. были утверждены Правила о применении Положения о выборах в Государственную Думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской. Они предусматривали создание 2 курий: уполномоченных от волостей и городских избирателей. В составе первой помимо выборных от волостей участвовали также представители сельских обществ, не объединённых в волости и уполномоченные от «кочевых инородцев». Вместе с городскими избирателями голосовали также частные землевладельцы. Значительное большинство выборщиков (от 2/3 до 3/4) представляли крестьяне. Всего предусматривалось избрание 14 членов Думы, в т.ч. 1 от города Иркутска16.

Именным высочайшим указом от 2 февраля 1906 г. были утверждены Правила о применении к губерниям и областям Кавказского края положения о выборах в Государственную Думу и дополнительных к нему узаконений. Они отличались отсутствием особых депутатов от крестьян, выделением казачьих войск в отдельные избирательные округа, а также увеличенными полномочиями администрации. В частности, наместник получил право объединять курии землевладельцев и городских избирателей, а также соединять одинаковые курии разных уездов. Предусматривалось избрание 29 депутатов, в т.ч. 2 от городов Тифлиса и Баку, 3 от Кубанского и 1 от Терского казачьих войск17.

8 марта 1906 г. последовали Именной высочайший указ и высочайше утверждённое мнение Государственного совета по проекту Временных правил об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений, предварительно одобренные Советом министров и содержащие соответствующие уголовно-правовые постановления. Важнейшая статья этого закона была направлена против революционной агитации в пользу бойкота Думы и предусматривала от 4 до 8 месяцев тюрьмы виновным «в возбуждении к противодействию выборам в Государственный совет или в Государственную Думу или к массовому воздержанию от участия в сих выборах».

В общем с ноября 1905 г. по апрель 1906 г. было издано около десятка именных указов о различных частных вопросах думских выборов. Важнейший из них (именной высочайший указ от 12 февраля 1906 г. об изменении правил относительно назначения сроков открытия губернских и городских избирательных собраний) отменил постановление Правил от 18 октября 1905 г. об одновременном выборе членов Думы от всех регионов и предусмотрел назначение выборов в каждом губернии или городе отдельным указом, испрашиваемым министром внутренних дел через Совет министров26.

Стремление крестьян к переделу земли, а также поддержка большинством горожан идей свободы и равенства предопределяло победу левых на выборах, проводимых по Положению 1906 г. Руководящее положение в Думе получал блок радикальных интеллектуалов и крестьян, объединившийся на идеях передела собственности и слома стоявшего на её страже традиционного государства.

Осенью 1906 г. была попытка пересмотреть избирательное законодательство под видом его толкования. Первый департамент Правительствующего сената по указанию МВД и само министерство несколько ограничили избирательные права низших классов. Важнейшим из этих «разъяснений» было исключение из курии землевладельцев крестьян, владевших землями, сходными по своему правовому положению с надельными (купленными при содействии Крестьянского банка до выплаты ссуды, малороссийскими казачьими, башкирскими).

Лишение крестьян влияния в землевладельческой курии привело к появлению во II Государственной Думе относительно многочисленного правого крыла, избранного в основном от западных губерний (в которых доля землевладельческих выборщиков была наибольшей), а также к заметной фрагментации палаты. Однако главенствующее положение блока крестьян и радикальных интеллектуалов в ней сохранилось из-за огромного веса крестьянской курии самой по себе и преобладания оппозиционных настроений в городской.

Установление преобладания в Думе либерально-консервативных помещиков, имевших опыт участия в местном самоуправлении и управлении, в краткосрочном плане привело к упрочению политического и социального порядка и создало основу для существования представительного правления в форме конституционной монархии. Это привело к очень успешному развитию России.

В долгосрочном плане последствия Положения были обратными. Произвольные нормы представительства значительно уменьшили легитимность Думы. Это привело к уменьшению её влияния и замедлению преобразований, скорость которых перестала устраивать общество, в котором усилились радикальные настроения. Лишение крестьян большинства голосов подорвало у них монархические настроения и уничтожило надежды на Думу. Крайне неравное голосование приводило к росту недовольства в образованном обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...