Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирические школы в древнегреческой философии

Лекция по Философии

Тема 2: «История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли»

План:

1. Философия Древнего Востока

2. Античная философия

     3.Эмпирические школы в древнегреческой философии

     4. Средневековая философия

     5. Философия эпохи Возрождения

     6. Философия Нового времени

     7.Западная философия XIX –ХХ вв.

Интернет-ресурсы для самоподготовки:

1. Что такое древневосточная и античная философия https://www.youtube.com/watch?v=ZEmbTWrv0N4

2. Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель https://www.youtube.com/watch?v=gX2tt5Hq9y8

3. Апории Зенона https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=1bc9DplRpGA

4. Что такое философия эпохи Средневековья и Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=Y0incXeQtEQ

5. Философия эпохи Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=8B_GZk9lRY0

 

 

Введение

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической парадигмы. Эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерным для них ориентациями на воспроизводство существующего уклада жизни, кастово-классовой иерархии и закрепление индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывается философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания.

Философия Древнего Востока

Древняя Индия

Философская мысль Древней Индии зафиксирована в «Ведах» и «Упанишадах».

Веды: это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии (философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности). Когда осмысливается один предмет философии – природа (но, слова «философия» еще не, на этом этапе происходит сбор эмпирических (опытных) данных).   

Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда. Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур- и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.

Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами. Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами. Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире. Араньяка — раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.

Упанишады: (буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником).

Онтология в Упанишадах: в основе мира разные начала в одном случае – это пища, а в другом случае – это некое бестелесное начало – атман.

Гносеология в Упанишадах: выделяется 2 вида познания.

1. На основе ощущений и наблюдений – это низшее познание.

2. На основе мистических интуиций. Основная идея – отвлеченность от внешней действительности и сосредоточенность на внутреннем созерцании (самосозерцании) – это высшее познание.

(Йога – духовное влияние на соматическое состояние. Мысль – влияет на соматику).

Древний Китай

В древнекитайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основной тезис которого «все сущее подчиняется законом неба».

Лао-Цзы: автор трактата «Дао-дэ-цзин». Считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение», «говорить», «выражать», «учить» и т.п.

В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. Дао безвкусно, пресно, проникает везде и повсюду. Оно подобно воде, которая внешне кажется мягкой, но обладает огромной разрушительной и созидающей силой.

Когда бегущая вода встречает на своем пути преграду, она останавливается, увеличивает свой объем и силу и потом переливается через нее. Следуйте примеру воды: остановитесь и увеличьте свою силу до тех пор, пока препятствие не перестанет мешать вам на вашем пути.

Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию («Дао-дэ-цзин», §42).

Конфуций: древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности).

Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества. Интересным является в конфуцианстве отношение к Благородному мужу (правителю) и управлению государством. Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не совершающий ошибок. Понятие "благородного мужа" имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает человеку возможность для саморазвития.

Античная философия

Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI в. до н.э. – VI в. н.э.

Основными факторами, которые способствовали развитию древнегреческой философии были:

· переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;

· увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;

· развитие научного знания, торговли и ремесел;

· превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

Периодизация древнегреческой философии

1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.

2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.

3.   Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Милетская школа философии

Традиционно принято считать, что древнегреческая философия начинается с Милетской школы философии, которая зародилась в городе Милете (современная Турция) в VI в. до н.э. Такие науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология зародились благодаря милетцам. Учение милетской школы представляет собой философию, которая слывет в узких кругах как натурфилософия, то есть, философия естества, философия природы. Ее основателем принято считать Фалеса Милетского, а его приемниками и учениками – Анаксимандра и Анаксимена.

Фалес Милетский (ок. 625 — 547 до н. э.) древнегреческий философ и математик, был купцом, большую часть своей жизни провел в путешествиях и являлся выдающимся ученым и мудрецом. В 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом.

Фалес произвел переворот в античном мировоззрении, начав поиск субстанции – первоосновы всего сущего. Он обобщил многообразие существующих взглядов и предположил, что все сущее состоит из влаги. Он, сделал попытку найти основу всего сущего без посредничества мифа. Фалес полагал:

· что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается.

· Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

· Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом.

· Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.), древнегреческий философ. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 год до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

· В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном» (от греч — «Беспредельное»). Апейрон – это нечто сверхразумное не имеющее границ.

· Самый важный аспект философии Анаксимандра Милетскоговечность апейрона и смертность мира. Все, что возникает из апейрона должно туда вернуться. Мир, который возвращается в апейрон исчезает, и на его место возникает новый мир. То есть, с исторической точки зрения, — это циклическая модель истории, столь популярная в Индуизме.

Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э.) древнегреческий философ. «Мир вдыхает в себя воздух».

· Первоначалом философ считал воздух, в отличии от непонятного апейрона его учителя. Анаксимен Милетский вводит идею разрежения и сгущения воздуха, через которые возникают все материи: вода, земля, камни и огонь.

· Воздух для Анаксимена — всеобъемлющее дыхание. По сути это пар, близкий к пустоте, или, если хотите, к первичному хаосу, «учение» о котором можно найти в любой мифологии.

· В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Гераклит (544—483 гг. до н. э.) древнегреческий философ. Примыкает к Милетской школе. Гераклит утверждал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат слова: «Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку, нельзя войти дважды», т.е. нет ничего устойчивого.

· Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира.

· Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова.

· Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей.

· Мир – не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим.

Элейская школа философии

Элейская школа – философская школа Древней Греции существовала в VI-V веках до нашей эры. Создана была эта школа в городе Элее (ныне юг Италии), в честь которого и получила свое название.

Элейцев не интересовала натурфилософия и философское знание касающееся проблем естествознания, этим они отличались от милетской школы, Гераклита, Пифагора и пифагорейцев.

Их интересовало само бытие. Кстати, понятие «бытие» в философский обиход ввели именно элейцы. Ее основными характеристиками можно назвать материализм и скептический подход к чувственному познанию. Огромным плюсом в истории развития элейской школы стал тот факт, что их учения стали фундаментальными в создании такого раздела философского знания как онтология.

Представители: яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Ксенофан, будучи учителем Парменида, явился своего рода предшественником учения элейцев, но к самой школе отношения не имел.

В основу идей философской школы элеатов легли мысли Ксенофана о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. Также, как и милетцы, Ксенофан признавал мир материальным, но в отличие от них считал его неизменным. Движение он признавал только, как возникновение или упадок.

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.). Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.

· Парменид доказывал, ничто не изменяется. «Ничто не может стать чем-нибудь, нечто не может превратиться в ничто».

· Центральная идея Парменида, тезис о соотношении мышления и бытия. «Попробуйте мыслить ни о чем и вы убедитесь, что это невозможно».

· «У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара».

Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»

Зенон (около 490 до н. э., — около 430 до н. э.) рассматривает проблему развития через движение (ученик Парменида, представитель Элейской школы философии, которая подвергала критике учение Гераклита). Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества

Апории Зенона:

1. Ахилес и черепаха.

2. Стрела.

3. Дехотомия.

Вывод: в целом элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими рассуждениями показали, что едва ли кто из их современников осмысливал, что такое движение.

Эмпирические школы в древнегреческой философии

В древнегреческой философии выделяют эмпирические школы: Натуралистическую, Космологическую (пифогорейцы), Социологическую (Учение Аристотеля).

1. Натуралистическая: «натура» - это склад личности, характеристика.

А) Гедонизм – это учение согласно, которому морально то, что приносит чувственное удовольствие (Аристит, ему оппонировал Диоген, который пропагандировал полный аскетизм, свободу от материальных ценностей. Именно поэтому он жил в пифосе (а не в бочке, как считают многие). Пифос — большой керамический сосуд, который греки использовали для хранения вина, зерна, соленой рыбы и т.д. Философ считал, что для счастья человеку достаточно и такого дома. А однажды Диоген увидел, как мальчик пьет воду из ладоней, и выкинул свою единственную деревянную миску. «Большим рабом являешься ты, а не я, потому что именно ты раб своих чувственных удовольствий»).

Б) Эвдемонизм (Эвдемония – счастье) – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цели жизни.

В) Утилитаризм – согласно данному учению, моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью «Морально то, что полезно».

Учение Сократа

Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью.

Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину.

Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы. Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности.

Идеи Сократа:

1. Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше

2. Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную (!Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами Протагором «Мера всех вещей – человек»)

3. Мораль связана со знанием

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...