Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация рисунка (ключ).

Первое, что мы сделаем — обратим внимание на нажим карандаша.

Слабый нажим диагностирует

  • а) либо общую физическую вялость
  • б) либо эмоциональную подавленность,

Сильный нажим диагностирует

  • а) сильную эмоциональную напряжённость данного момента, или же
  • б) порывистый, импульсивный характер вообще.

Незаштрихованный рисунок (белый фон) означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки.

Заштрихованный рисунок может быть заштрихован по-разному.

Сильно «затушёванный» рисунок (когда заштрихованность просто бросается в глаза) диагностирует:

- озабоченность какой-то конкретной проблемой, фиксацию на ней;
- повышенную тревожность как черту характера.

Перекрёстное штрихование выдаёт:

- либо гиперконтроль (человек постоянно себя контролирует, играет роль, не снимает маски, не доверяет никому);
- либо постоянные навязчивые мысли и попытку борьбы с ними.

Стирание и исправление линий — попытка контролировать свою тревогу и своё поведение.

Линии, не доведённые до конца — клиническая астения, истощение организма.

Линии, не попадающие в нужную точку — гиперактивность у детей, импульсивность у взрослых.

Аккуратность линий — представление о своём окружении как о несущем угрозу.

Итак, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов.

В норме у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать как минимум:
- одна дверь,
- одно окно,
- одна стена,
- одна крыша,
- одна труба для сельского дома (если, конечно, дом — городская многоэтажка, то труба логически неуместна),

Забор, живая изгородь (то есть, кусты), деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка избыточно лишними. О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на:

- отсутствие у человека чувства безопасности,
- наличие межличностных конфликтов с острым желанием их уладить, «разрулить».

Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи.

Мелкий рисунок (крошечный дом) — слабые семейные связи, отсутствие «чувства дома».

Много исправлений, много линий — проблемы в семье.

Дом-схема (вид сверху):
- отсутствие «семейной», «домашней» атмосферы в доме,
- отрицание дома и семьи как ценностей,
- очень серьёзный конфликт в семье.

Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье.

Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе.
Очень длинная тропинка — интроверт, с трудом допускающий «в свой мир» посторонних людей.
Тропа очень широкая в начале и очень узкая — у дома. Несмотря на то, что так изображать тропу велят нам законы перспективы, эта деталь на психологическом тесте (особенно, если она очень подчёркнута) говорит о том, что человек необычайно дружелюбен, однако его дружелюбие — «выученное», поверхностное и наигранное.

Дверь без порожка (лестницы) — так же как и полное отсутствие двери:
- закрытость, интроверсия, аутизм или
- неумение выстраивать грамотные отношения с людьми.

Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи.

Очень большие двери — человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди, в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица.

Двери с замком и щеколдой — педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста (педантичный), нежелание выдавать свои тайны.

Водосточный жёлоб — мнительность, ипохондрия, избыточная подозрительность.

Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение.

Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности.

Окно с форточкой — стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер.

Окно с решёткой — подозрительность, боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом), показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств.

Окно-прямоугольник (без перекрестий) — отсутствие друзей, только формальные контакты.

Окна отсутствуют — открытое проявление враждебности к миру, психотравма.

Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь — человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей).

Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь — позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта, осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение.

Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью.

Крыша нарисована с нажимом — ярко выраженная потребность в защите, тревожность.

Плоская крыша — проблемы с воображением, эмоциональная холодность, эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии.

Труба отсутствует — конфликт со значимым мужчиной,

Много дыма из трубы — говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть.

Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками — отсутствие тепла и любви в семейной жизни.

Дерево – отражает личность и ее черты характера, символ движения и развития человека, его стремлений, символ познания.

Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера.

Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент.

Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия.

Очень большое дерево — агрессия.

Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.

Дерево экзотическое (для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение.

Дерево из геометрических фигур — в целом, импульсивность и гиперактивность.

Кривой ствол или ствол, нарисованный в наклоне — регрессивное поведение, гиперактивность, «эмоциональная буря».

Прорисовка коры на стволе, детально заштрихованный ствол — озабоченность своим состоянием здоровья.

Корни висят в воздухе — оторванность от «своей» почвы, недостаток дружеского внимания и понимания.

Корни прорисованы в почве (разные интерпретации) - небезопасность человека в настоящий момент, жизнь «в прошлом», привязанность к своей семье.

Дерево без корней «висит в воздухе» (на выбор) - плохая адаптация в социуме, непрактичность, конфликты в доме, в семье.

Нарисована земля, но нет корней — человек привык подавлять свои эмоции.

Крона открыта — характер экстраверта.

Крона очерчена кружком — характер интроверта.

Крона структурирована (как ветки метмрополитена) — склонность к планированию и педантизм.

Крона проработана, но хаотична — беспорядочность в контактах, неумение планировать свои действия, мечтательность, «защитное фантазирование».

Крона заканчивается острыми ветками — агрессия

Крона узкая — характер интроверта,

Ветки вниз — депрессия, астения.

Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив.

Дерево засохшее\поваленное - наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя.

Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли.

Животные в дупле — потребность в защите более сильных, желание иметь «свой дом», неуют в нынешнем доме.

Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством,

Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека.

Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.

Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека.

Фантастические деревья — нежелание раскрывать свои секреты, подсознательный отказ от работы с тестом, агрессия — даже прикрытая дружелюбием, особенно когда дерево — «улыбается».

Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.

Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.

Рисунок человека – является самой показательной частью теста: по сути – это и есть сам тестируемый, как он себя видит и проецирует.

Крупная фигура — тревога и стресс «здесь и сейчас».

Гигантская фигура — желание экспансии (заполнение всего мира — собой), неумение строить границы («Всё ваше — моё»), импульсивность.

Маленькая фигура — депрессия, низкая самооценка, хроническая тревожность.

Рисунок вверху — высокая самооценка.

Рисунок внизу — низкая самооценка.

Рисунок в углу — чувство вины, подавленность.

Рисунок выходит за лист — страх, (или импульсивность).

Много разнообразных деталей в рисунке — демонстративность или творческое воображение (часто одно и другое — тесно переплетены).

Много однообразных деталей в рисунке — это либо:

  • а) ригидность (упёртость, стояние «на своём», отсутствие интереса к новациям),
  • б) тревожность «здесь и сейчас»,
  • в) стремление к перфекционизму.

Рисунок схематичен — возможны совершенно разные варианты (внимание!):

- астения,
- всё та же импульсивность,
- низкая эмоциональность,
- замкнутость как черта характера,
- подавленность «здесь и сейчас».

Фигура стоит спиной — негативизм, конфликтность,
Фигура в профиль — негативизм.

Богач\бедняк — зацикленность на теме денег.
Военный — агрессивность (здоровая или нет — покажут другие детали).
Король, принцесса — очень высокая самооценка.
Роботы и пришельцы — их рисуют люди, испытывающие одиночество в группе, не вписывающиеся в коллектив, интроверты.
Клоун, шут — низкая самооценка.
Карикатурное изображение человека — демонстративность, негативизм, желание «уйти от разговора».

Если (кроме гениталий) какие-то части тела человека на рисунке отсутствуют, пропущены — это всегда означает одно: человек отрицает функцию этой части тела. Например, «забыв» нарисовать уши, человек показывает, что он не хочет кого-то или что-то слышать. Это часто трактуют как закрытость для критики. Однако это может означать и то, что человек просто устал от критики вполне конкретного лица, а не от критики вообще как таковой.

Укрупнение какой-либо части тела — всегда означает повышенный интерес к её функции.

Искажения в правой части рисунка — несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы.

Слишком крупное туловище — неудовлетворённость потребностей.

Слишком короткое туловище — низкая самооценка.

Слишком вытянутая фигура может говорить об:
- астении,
- либо о характере интроверта.

Длинные руки — страсть к накопительству.

Короткие руки - характер интроверта, склонность не идти до конца, «отступать».

Руки, прижатые к телу — сильное внутреннее напряжение.

Руки, сжатые в кулаки — попытка открыто проявить протест.

Ладони отсутствуют — нехватка общения или неумение общаться.

Очень большие ладони — очень высокая неудовлетворённость потребности в общении.

Заштрихованные (зачернённые) кисти и пальцы — конфликтность.

Длинные ноги — стремление к автономии от других людей, членов семьи (желание убежать).

Короткие ноги — подавленность.

Широко расставленные ноги - либо характер экстраверта, либо потребность в опоре.

Плотно сведённые ноги — характер интроверта.

Маленькие или не прорисованные стопы -непрактичность, слабая ориентация в бытовых вопросах, пассивность, иногда — зависимость от других людей.
Чётко прорисованные ноги — уверенность в себе.

Слишком крупная голова говорит сразу о нескольких различных вещах:
- перед нами — нонконформист, не заботящийся о том, как он впишется в общество других людей («то, как меня воспринимают окружающие — не моя проблема»);
- человек, имеющий очень богатое воображение, живущий в мире своих фантазий, изобретений;
- человек, ценящий в первую очередь — ум.

Голова, повёрнутая к зрителю затылком — весьма нехороший признак. К счастью, встречается редко. На этот признак стоит обратить внимание, когда он повторяется в целой серии изображения человека. Говорит о параноидальных или даже о шизофренических тенденциях.

Слишком маленькая голова. Имеется два варианта интерпретации (иногда они соединены вместе):
- человек ценит больше всего — прямую и грубую физическую силу,
- человек имеет очень низкую самооценку (возможно, ввиду отсутствия у себя достаточной физической силы).

Тщательно прорисованные волосы, особенно уложенные в замысловатую причёску — демонстративность как постоянная черта характера.

Головной убор — попытка бороться с собственными агрессивными выплесками, контролировать своё поведение.

Голова отсутствует вообще — встречается в рисунках гиперактивных детей. У взрослых говорит об импульсивности.

Лицо затемнённое (заштрихованное, затушёванное) — свидетельствует о негативном самоощущении (самообвинении).

Лицо прорисовано сверхдетально — озабоченность своим внешним видом, озабоченность тем, «как воспринимают меня окружающие».

Слишком крупные (слишком подчёркнутые) уши —- подозрительность как черта характера, настороженность «здесь и сейчас», чувствительность к чужой критике.

Слишком маленькие, еле обозначенные уши (или отсутствие ушей) - человек не приемлет критики вообще или критики конкретного лица, человек живёт в своём внутреннем мире — ему неинтересно слушать кого бы то ни было из своего окружения.

Слишком большие уши и нос (карикатура) -человек не принимает свою внешность.

Огромные расширенные зрачки, «распахнутые глаза» - тревожность как черта характера, потребность в защите «здесь-и-сейчас».

Глаза-щёлки, точки (или отсутствие глаз) - слишком размытый признак,означает много разного:
- депрессивное состояние,
- всё ту же гиперактивность (импульсивность),
- астения (пониженный тонус),
- желание быть зависимым от других людей (экранирование от проблем), поиск «поводыря»,
- негативизм.

Пустые глазницы сильная астения, аутизм, импульсивность, наклонности к ассоциальному поведению.

Затушёванные глаза (зрачок на весь глаз) а также глаза, скрытые тёмными очками — человек, одержимый какими-то реальными страхами в настоящий момент жизни.

Взгляд «в сторону» - недоверчивость, подозрительность, скрытность.

Тщательно прорисованные ресницы — демонстративное поведение, нонконформизм, любовь к эпатажу, внешним эффектам.

Тщательно прорисованные губы (или большой рот) человек любит пробовать жизнь «на вкус», материалист, гурман.

Оскаленный рот (видны зубы) человек склонен к словесной агрессии (скандалист)

Клоунская улыбка (рот до ушей) - человек вынужденно вежлив со своим окружением, внутри него — агрессия.

Рот-линия (точка), рот отсутствует — астения, склонность к анорексии, аутизм, негативизм.

Выделенный подбородок — желание доминировать.

Слишком крупный подбородок — попытка компенсировать внутреннюю неуверенность в себе.

Отсутствие шеи — импульсивность.

Слишком длинная шея (особенно с рядом пуговиц) - человек реально зависит от другого человека и тяготится этим; человек склонен к зависимостям разного рода.

Итог:

Тест ДДЧ это не только диагностика (констатация факта), но и терапия (позитивное изменение). Для того, чтобы этот тест стал терапевтическим, нужно в течение некоторого времени постоянно возвращаться к нему, выполняя его как упражнение, «через немогу» - для выплеска негативных переживаний на бумагу и отслеживания изменений.

По мере того, как Вы будете «заставлять» себя рисовать «правильные» объекты (дома, деревья, человека), будет улучшаться и Ваше мировосприятие, и сама Жизнь — как вокруг автора позитивных рисунков.

В конце - концов по мере улучшения состояния улучшатся и рисунки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...