Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение, сущность и основные признаки государства




В вопросе о происхождении и функциональной сущности государства существует множество различных теорий и концепций.

Теократическая теория (Иоанн Златоуст (345-407), Аврелий Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.). В ее основе лежит идея о том, что возникновение государства явилось результатом договора человека с Богом и санкционированного им перехода к устроению мирских дел с опорой на земного правителя, верного заповедям Божьим и творению добрых дел. Посредством поучений, построенных на постулате «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», обосновывается необходимости подчинения государства церкви, светских правителей священнослужителям.

Патриархальная теория (Клавдий Самазий, Роберт Фильмер и др.). В рамках этой теории возникновение государства венчает собой процесс межродовой и межплеменной интеграции и предстает как высшая (предельно развитая) форма патриархальной власти. При этом монархическая власть - это власть, унаследованная непосредственно от прародителя (патриарха) рода человеческого Адама, и она не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится она на началах добродетели.

Теория договорного происхождения государства (общественного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Согласно этой теории, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находившимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловливалось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Чтобы обезопасить себя от взаимного истребления, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой прав, получив взамен мир и порядок, возможность действовать в рамках установленных юридических законов.

Теория насилия (польско-австрийский философ-позитивист Л. Гумплович, немецкий мыслитель Ф. Ницше и др.). В ней появление государства связывается с завоеваниями и порабощением одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, не общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, завоевание через насилие, - вот что на самом деле является повивальной бабкой государства.

Классовая теория представлена марксизмом. Государство - продукт непримиримости классовых интересов. Это орудие господства и подавления одного класса другим - самым могущественным и экономически господствующим, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает в его лице новые средства для подавления угнетенного класса.

Формы правления и формы государственного устройства.

Форма государства - та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:

а) форма правления (способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании и контроле деятельности)

б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными органами власти).

Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации.

Конституционный строй нынешней России основан на Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г. путем всенародного референдума. В ней записано, что Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а государство - социальным и светским.

Конституция закрепляет в качестве высшей ценности права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - в качестве обязанности государства.

Согласно Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (выражая ее через механизм референдума и свободных выборов), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Последние (эти органы), образующие институциональную систему государственной власти в Российской Федерации, строятся на принципе разделения властей, в соответствии с которым каждая из ветвей власти обладает самостоятельностью и решает свои специфические задачи, предусмотренные Конституцией. Вместе с тем реализация принципа разделения властей не означает многовластия и выражает лишь практическую необходимость разграничения функций между законодательными, исполнительными и судебными органами в целях обеспечения эффективности как каждого из них, так и всей государственной власти в целом.

Власть в России изначально едина и целостна.

Единство системы органов государственной власти Российской Федерации не исключает их различий, дающих основания для классификации. Эти органы делятся:

а) По субъектам формирования - на представительные и производные (формируемые иными государственными органами). К первой группе относятся все выборные органы, ко второй - органы, формируемые ими (например, Государственная Дума избирается, но она принимает участие в назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и т. д.).

б) По территориальным пределам деятельности.
- Центральные органы, действующие по всей территории России.
- Региональные органы, действующие на территории субъектов федерации (республик, краев, областей и т. д.). - Местные органы - на территории районов, волостей, поселков и т. д.

в) По характеру компетенции - на органы общей и специальной компетенции (скажем, Федеральное Собрание является органом общей компетенции, а Министерство финансов - специальной компетенции).

г) По порядку осуществления властных полномочий - на коллегиальные и единоначальные (например, Правительство является коллегиальным органом, а министерство - единоначальным, так как министр единолично, под свою ответственность принимает решения).

д) по организационно-правовым формам деятельности - на законодательные, исполнительные, судебные. К последним относятся органы прокуратуры, Счетная палата Российской Федерации и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...