Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы в обеспечении основных прав человека в республике Беларусь




В различных средствах массовой информации, в докладах международных наблюдателей и отчетах ООН по ситуации с правами человека в Республике Беларусь часто встречается мнение о том, что Республика Беларусь лишь декларирует, но фактически не соблюдает права человека.

Так, в Республике существуют проблемы с обеспечением самого безусловного права - права на жизнь. От рук преступников ежегодно погибает свыше 10 тыс. человек, смертность превышает рождаемость. Положение еще больше усугубляется расслоением общества: по децильному коэффициенту разрыв между 10% богатейших и 10% беднейших жителей страны составляет более 15 раз. Очевидно, что вторая группа при такой обстановке не может осуществить многие свои права [3, 134 c.].

В различных ситуациях (в том числе через средства массовой информации) нарушается право на достоинство личности.

В стране существует негласная дискриминация женщин в политической сфере, ухудшилась ситуация с реализацией прав молодежи на труд, образование, создание семьи. Оставляет желать лучшего состояние прав инвалидов и пожилых людей, учителей и преподавателей высших учебных заведений.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО ГАРАНТИРОВАНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Для улучшения положения с правами человека в Республике Беларусь необходимы соответствующие экономические, политические и социальные условия жизни общества, обеспечение на практике принципа взаимной ответственности государства и личности. В стране необходимы конституционные, юридические и политические гарантии, становление социального правового государства и создание социально ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с рекомендациями комиссии ООН в области прав человека, Республике Беларусь следует учредить международный фонд поощрения прав человека. Из средств такого фонда могли бы финансироваться программы развития гражданского общества, помощь правозащитникам и пр. [2]

Кроме этого, далеко не все нормативно-правовые акты, принятые в Республике Беларусь, отвечают требованиям международных правовых актов, ратифицированных государством. Конечно, в основном законодательстве Республика Беларусь исходит из принципов приоритета договорных международных норм, однако одной из приоритетных задач в настоящее время является приведение правовых актов в соответствие с международными стандартами.

Конституция Республики Беларусь определяет государство как правовое. Однако на пути к правовому государству В Беларуси необходимо многое изменить, проанализировать, дополнить.

Известно, что провозглашения определенные прав и свобод недостаточно, гор недостаточно, гораздо более важной и сложной задачей государства является процесс их обеспечения, соблюдения и защиты.

Республика Беларусь должны не только признавать компетенцию всех комитетов, созданных в соответствии с международными договорами с ее участием, выполнять все обязательства по договорам, участницей которых является., но и реально оказывать помощь конкретным людям, столкнувшимся с нарушением прав, проводить обучающие тренинги, содействовать деятельности неправительственных правозащитных организаций.

 

Писанное право

Нормы права - понятие и структура

Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "Гипотеза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- диспозиция", называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- санкция", называется охранительной нормой.

Действие регулятивных норм дополняется действием охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы гипотеза соответствующей ей охранительной нормы может рассматриваться в качестве звена, объединяющего их в единое целое, т. е. в так называемую логическую норму, в структуре которой можно различать три элемента, логику взаимосвязи которых выражает схема: "если - то - иначе" (гипотеза - диспозиция- санкция). Например, согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины "О собственности", "каждый гражданин в Украине имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими". Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняется, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за преступления против индивидуальной собственности граждан.

Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция - это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) является полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обеспеченности охраной государством от нарушений. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности.

Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

Системы права

[править]Отрасли материального и процессуального права

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

[править]Частное и публичное право

Основная статья: Частное и публичное право

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

[править]Внутригосударственное право и международное право

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения главным образом — государств. В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

5. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

1. Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

Нормативный-правовой акт

Судебный прецедент

Правовой обычай

Принцип права

Правовая доктрина

Нормативный договор

Деловое обыкновение

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц.Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для Россия и большинства стран Европы.Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Семейное право

Статья 12. Брак

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...