Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример вопросов к зачету по дисциплине, используемые в ходе промежуточной аттестации (темы рефератов)

Примеры тестов

Тесты 1

1. Термин «политика» в научный оборот впервые ввел:

а) Платон;

б) Цицерон;

в) Маркс;

г) Гегель;

д) Овидий;

е) Ленин;

ж) Аристотель;

з) Кант;

и) Макиавелли.

2.... — высказывание, которое принадлежит представителям марк­систского учения:

а) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридиче­ское»;

б) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;

в) «Задача политики — привести государственную жизнь в соот­ветствие с идеей государства»;

г) «Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений меж­ду классами».

3. Предметом политологии выступают:

а) политическая власть, ее сущность, структура;

б) условия осуществления деятельности и поведения людей, их различных общностей;

в) социальные системы;

г) механизм распределения и осуществления власти в обществе;

д) перспективы развития социальных систем;

е) совокупность проблем социальной сферы общественной жизни;

ж) легитимизация политической власти;

з) сознательная деятельность личности, социальных слоев, групп, больших и малых общностей людей;

и) контроль над политической властью со стороны общества.

4. Причины возникновения политики — это:

а) распространение религий (христианства, ислама, буддизма);

б) осознание отдельными индивидами мастных интересов;

в) разделение общества на классы и сословия;

г) становление капиталистических общественных отношений;

д) появление первых государственных образований;

е) территориальные конфликты, войны и междоусобицы;

ж) конфликты между обществом и личностью;

з) национальные конфликты;

и) ограничение прав личности в интересах общества;

к) возникновение рыночных отношений и свободного товарооб­мена;

л) необходимость поддерживать социальную стабильность;

м) распространение научных знаний и развитие философии.

Тесты 2

1. «Цель оправдывает средства» — этот афоризм связан с именем:

а) Цицерона;

б) М. Аврелия;

в) Н. Макиавелли;

г) В. Ленина.

2. По мнению Т. Гоббса, в «естественном» (догосударственном) со­стоянии шла непрерывная «война всех против всех», отсутство­вали гарантии личной безопасности и сохранения имущества. Неограниченная свобода и безвластие было проклятием людей. Чтобы ограничить произвол, люди:

а) заключают общественный договор;

б) истребляют самых сильных особей;

в) создают государство.

3. Какие 3 вида государственного устройства Аристотель считал спра­ведливыми?

а) Царская власть, аристократия, полития.

б) Тирания, олигархия, демократия.

4. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопи­ческого социализма:

а) идея диктатуры пролетариата;

б) идея социалистической революции;

в) идея экономического и социально-политического равенства.

5. Идея о том, что в основе политического развития лежит не хри­стианская мораль, а выгода и сила, связана с именем:

а) Цицерона;

б) Макиавелли;

в) Гоббса;

г) Спинозы.

6. Общество, основанное на частной собственности, разделенное на богатых и бедных, где богатство наживается за счет эксплуата­ции большинства меньшинством, — несправедливо, поэтому его необходимо изменить, и для этого необходима пролетарская ре­волюция. Это:

а) идея социализма;

б) идея анархизма;

в) идея либерализма;

г) идея правового государства.

7. Трактат «Государь» связан с именем:

а) Ф. Бэкона;

б) Н. Макиавелли;

в) Аристотеля;

г) М. Аврелия;

д) Д. Гоббса;

е) Ж.-Ж. Руссо.

8. Власть и государство земного, а не небесного происхождения. Они возникают в результате «общественного договора», который прекращает «войну всех против всех». Эта идея связана:

а) с теорией «разделения властей»;

б) с теорией естественного права;

в) с теорией общественного договора.

9. Что означало слово «демократия» у древних греков?

а) Власть народа.

б) Равные права.

в) Равные возможности.

10. В наиболее завершенной форме теория отмирания государства разработана:

а) Прудоном;

б) Бакуниным;

в) Кропоткиным и Бакуниным;

г) К. Марксом и В. И. Лениным.

11. Какие три вида государственного устройства Аристотель считал несправедливыми?

а) Царская власть, аристократия, полития.

б) Тирания, олигархия, демократия.

12. Бакунин, Прудон, Кропоткин — теоретики:

а) социализма;

б) либерализма;

в) анархизма.

13. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а) Т. Мор;

б) Аристотель;

в) Платон.

14. Правление большинства неимущих в интересах исключительно этого большинства (по Аристотелю) — это:

а) демократия;

б) полития;

в) тирания;

г) олигархия.

15. Правление большинства, отбираемого на основании определен­ного ценза и пекущегося об общем благе (по Аристотелю), — это:

а) демократия;

б) полития;

в) олигархия;

г) аристократия.

16. Идея «народного самодержавия», где народ выше государства как результата общественного договора и даже выше обществен­ного договора, поскольку он волен менять его по своему усмотре­нию, связана с:

а) Гоббсом;

б) Дж. Локком;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) К. Марксом.

17. Правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде (по Аристотелю), — это:

а) аристократия;

б) олигархия;

в) демократия;

г) тирания.

18. Теория «разделения властей» связано с именами:

а) Дж. Локка и Ш. Монтескье:

б) Б. Спинозы и Т. Гоббса:

в) Ж.-Ж. Руссо и Вольтера:

г) М. Аврелия и Ф. Аквинского.

19. Правление одного, имеющего в виду общие блага (по Аристоте­лю), — это:

а) царская власть;

б) тирания;

в) олигархия;

г) демократия.

20. Трактат «Политика» связан с именем:

а) Платона;

б) Сократа;

в) Аристотеля;

г) Демокрита.

21. В политике необходимо руководствоваться не этическими прин­ципами, а целесообразностью. Правитель, руководствующийся одними благими принципами, обречен на гибель. Эти идеи свя­заны с именем:

а) Спинозы;

б) Гоббса;

в) Локка;

г) Макиавелли.

22. Власть, сосредоточенная в одних руках, неизбежно ведет к фор­мированию диктатуры. Поэтому ее надо разделить на три ветви власти, которые будут уравновешивать и контролировать друг друга, что создает условия для демократического развития обще­ства. Это связано:

а) с идеей справедливой власти;

б) с идеей разделения властей;

в) с идеей демократии;

г) с идеей анархизма.

23. Что такое «общественный договор»?

а) юридическое название заключенных международных согла­шений;

б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возник­новение государственной власти, соглашение между людьми;

в) понятие, означающее заключение соглашений между двумя национальными государствами.

24. Укажите на соответствие между авторами и их произведениями:

Автор Произведение
а) Аристотель а) «Государь»
6) Т. Гоббс б) «Государство»
в) Т. Джефферсон в) «Декларация независимости США»
г) К. Маркс г) «Капитал»
д) К. Маркс и Ф. Энгельс д) «Левиафан»
е) Н. Макиавелли е) «Манифест Коммунистической партии»
ж) Ш. Монтескье ж) «Об общественном договоре»
з) Платон з) «О духе законов»
и) Ж.-Ж. Руссо и) «Политика»

25. Укажите на соответствие между авторами и идеями их произве­дений:

Автор Идея произведения
а) Платон а) Разделение властей
6) Т. Гоббс 6) Достижение поставленной цели любыми средствами
в) Ш. Монтескье в) Идеального государства
г) К. Маркс г) Классовой борьбы
д) Н. Макиавелли д) Общественного договора

Тесты 3

1. Вам предлагается следующее задание. В левом столбике после категории «власть» есть несколько понятий, характеризующих тот или иной аспект власти. В правом столбике дается ключевое слово к составлению развернутого определения власти. Попро­буйте составить развернутый рассказ «Что такое власть?» исхо­дя из этих категорий.

  Власть поведение, возможность, изменения, люди, тип Поведенческое
  Власть цель, результат, определенное, достижение Целевое
  Власть подчинение, возможность, люди, насилие, средства Инструментальное
  Власть структура, язык, вина, знак, господство Дискурсивное
  Власть управляющие, иерархия, права, отношения, управляемые Структурное
  Власть благо, конфликт, решения, ситуация, возможность Конфликтное

2. Какие признаки характерны для общественной власти в перво­бытном обществе?

а) Высшей властью обладает общее собрание (совет) всех взрос­лых членов рода. Повседневное управление осуществляет ста­рейшина, избираемый на собрании всеми членами рода.

б) Власть основана на авторитете. Отсутствует отделенный от
общества аппарат принуждения.

в) Все перечисленные.

3. Что определяется как правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного вре­мени?

а) Право.

б) Обычай.

в) Нравы.

4. Подберите понятие к данному определению: «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масш­таб, которым они должны руководствоваться»:

а) норма;

б) индивидуальное предписание;

в) приказ.

5. Какие из перечисленных признаков характерны для советской формы правления?

а) Разделение властей.

б) Соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций.

в) Организационный принцип демократического централизма.

7. Укажите на соответствие между понятиями и их значениями.

Понятие Значение понятия
а) Аристократия Власть денежных мешков
б) Охлократия Власть чиновников
в) Демократия Власть народа
г) Теократия Власть знати
д) Бюрократия Власть церкви
е) Меритократия Власть избранных
ж) Плутократия Власть толпы

 

7. Принцип разделения властей был впервые обоснован в произве­дении:

а) «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо;

б) «Левиафан» Т. Гоббса;

в) «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

г) «О духе законов» Ш. Монтескье.

 

Ключ к тестам 3

1. Власть — это особый тип поведения, основанный на возможно­сти изменения поведения других людей. Такой подход позволяет индивидуализировать понимание власти, подчеркивая субъектно-объектный характер власти, имеющий своей целью измене­ние поведения людей.

2. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — говорит Бертран Рассел. Здесь упор делается на це­левую функцию власти. Очень часто власть выступает как са­моцель, которая позволяет наслаждаться ее обладанием.

3. Власть связана с занятием руководящих должностей, позволя­ющих воздействовать на людей с помощью позитивных и нега­тивных санкций, поощрения и наказания.

4. Власть — это определенная структура языка, которая позволя­ет вызвать вину у подчиненных.

5. Власть как свойство социальной организации, как способ орга­низации человеческой общности, основанной на целесообраз­ности разделения функций управления и исполнения.

6. Власть как возможность принятия решений в конфликтных си­туациях. В данном случае власть выступает как средство соци­ального общения, которое позволяет интегрировать индивидов в сообщество.

 

 

Пример вопросов к зачету по дисциплине, используемые в ходе промежуточной аттестации (темы рефератов)

1.Предмет, задачи и современное состояние политологии.

2.Античная политическая мысль: общие подходы и региональные особенности.

3.Эволюция политических идей западноевропейского средневековья.

4. Политические взгляды в Западной Европе в эпоху Английскойбуржуазной революции.

5.Политическая идеология Французского Просвещения.

6.Либерализм как политическое и правовое течение XIX века. в Западной Европе.

7.Политические представления Американского общества в колониальный период (XVII-XVIII вв.)

8.Американская демократия: ее творцы и идеологи (конецXVIII в).

9.Либерализм как государствообразующая идеология в США в XIX в.

10.Тенденции идейно-политического развития западноевропейских стран на рубеже XIX-XX вв.. Становление политической науки.

11.Американская политология XX в.

12.Западноевропейская политическая мысль в XX столетии.

13.Тенденции политической централизации Московской Руси и ее отражение в политических представлениях своего времени, XV-XVII вв.

14.Российское Просвещение и его политические идеологи (XVIII в.).

15.Идеи политического реформирования России в 1-й половине XIX в.

16.Западники и славянофилы.

17.Либерализм и консерватизм в России во 2-й половине XIX в.

18.Политические идеи революционных демократов и народников.

19.Столкновение политических идей в России в начале XX в.

20. Политическая власть.

21.Политическая система: структура, функции.

22.Политическая модернизация.

23.Постмодернизационные процессы в сфере политики Гражданское общество. Особенности становления гражданского общества в России.

24.Сравнительная политология как важнейшее направление в политической науке

25.Сравнительная политология. Анализ национальных моделей модернизации

26.Сравнительная политология о развитии демократических процессов

27.Формы государственного правления и их историко-политическое содержание.

28.Формы государственного устройства с точки зрения политической целесообразности и политической устойчивости.

29.Политические режимы.

30.Концепция разделения властей: опыт США.

31.Генезис и классификация партий.

32.Партийные системы и их виды.

33.Феномен двухпартийной системы США.

34.Российская многопартийная система.

35.Электоральные системы.

36.Группы давления. Лоббизм.

37.Печать и демократия в ходе исторической эволюции. Модели взаимодействия печати и государства.

38.Роль СМИ в современной политической борьбе. Политическая реклама.

39.Политические конфликты и способы их разрешения.

40.Политические технологии и менеджмент. Политический маркетинг.

41.Структура и функции политического сознания.

42.Политическая культура и ее типы.

43.Политические лидеры и элиты.

44.Геополитические школы на рубеже XIX-XX вв.

45.Современная геополитика. Военный фактор в мировой политике.

46.Мировая политика о современном государстве и ведущих акторах мирового политического процесса

47.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...