Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устойчивости банковской системы

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

 

ГОУ Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ)

М.М.Сорокина

 

В статье рассматриваются и анализируются антикризисные меры, используемые для обеспечения устойчивости банковской системы, функционирующей в условиях финансового кризиса. Приведены данные о финансировании антикризисных мероприятий. Рассмотрены основные сценарии финансового оздоровления коммерческого банка. Рекомендованы меры, направленные на дальнейшее обеспечение устойчивости банковской системы.

 

История рыночной экономики показывает, что ее развитие неравномерно. Колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов – общая закономерность ее развития.

Невозможно дать однозначное определение кризиса. Потому что кризис - это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике и оцениваемое с точки зрения интересов различных общественных групп. А объектов управления великое множество. Кроме того, каждый последующий кризис отличается от предыдущего. Особенностью последнего финансового кризиса является его глобальный характер.

Одним из общих определений банковского кризиса может быть следующее – это структурные и иные диспропорции банковской системы, выражающиеся в нарушении кредитными организациями своих обязательств, в потере доверия к банковской системе, в банкротстве и ликвидации банков и небанковских кредитных организаций.

Банковские кризисы ведут к значительным издержкам, связанным не только с реструктуризацией банковской системы, но и с их негативным воздействием на экономику страны в целом. В отдельных случаях, по данным Международного валютного фонда, затраты на преодоление банковских кризисов достигали 40 % ВВП. За последние 20 лет банковские кризисы происходили более чем в 100 странах, причем как в экономически развитых странах (США, Япония, страны Скандинавии), так и в развивающихся (Индия, Мексика, Турция).

Условно началом мирового кризиса считается 15 сентября 2008 года. В этот день произошло банкротство одного из крупнейших мировых банков – американского Lehman Brothers.

Традиционной точкой отсчета начала кризиса в России стал так называемый «черный вторник» – 16 сентября 2008 года. Обвальное падение российских фондовых индексов из-за разницы во времени между Нью-Йорком и Москвой произошло на следующий день после банкротства Lehman Brothers. По итогам «черного вторника» индекс ведущих российских компаний РТС рухнул более чем на 11%. На следующий день падение продолжилось, и торги на российских биржах были приостановлены до 19 сентября.

Во всех экономически развитых странах регулированию банковской системы отводится приоритетное значение. Ведь повышение темпов экономического роста страны и увеличение объемов инвестиций во многом зависит от эффективной работы банковского сектора экономики.

В условиях финансового кризиса существенно возрастает роль антикризисного управления всеми элементами банковской системы.

Антикризисное управление кредитными организациями необходимо рассматривать как непрерывный процесс проведения уполномоченными внешними и внутренними органами управления комплексных и адекватных мер, направленных на предотвращение кризиса, т.е. на выявление проблем в докризисной ситуации (риск-менеджмент) и разрешение кризиса, минимизация его негативных последствий (кризис-менеджмент).

С момента начала финансового кризиса в России прошло уже достаточно времени, чтобы рассмотреть и оценить меры, предпринятые органами банковского регулирования для недопустимости его развертывания.

В целом развитие банковского сектора в период 2008-2009 гг. сопровождалось серьезными проблемами. В начальной фазе финансового кризиса, охватившего Россию, можно выделить из них две основные:

1) рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования – внешний долг банков на конец сентября 2008 г. составил 198,2 млрд долл., т. е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы;

2) сохранение низкого уровня капитализации банков.

Для решения проблем банковского сектора экономики в период финансового кризиса был издан Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Федеральный закон направлен на установление правовых основ для осуществления оперативных мер по предупреждению банкротства банков. Федеральным законом в случае выявления признаков неустойчивого финансового положения банка, угрозы стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка Банк России наделяется правом совместно с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство) принимать в рамках утверждённого плана комплекс мер, направленных на реализацию в упрощённом и ускоренном порядке трёх основных сценариев финансового оздоровления банка.

В первом случае устанавливается возможность оказания финансовой помощи инвесторам, готовым приобрести преобладающую долю акций (долю в уставном капитале) банка по договорённости с его учредителями (участниками). Данный вариант позволяет наиболее быстро привлечь в банк дополнительные денежные средства и обеспечить его бесперебойное и стабильное функционирование.

Во втором случае, при отсутствии потенциальных инвесторов на момент выявления признаков нестабильности финансового положения банка, предусматривается возможность передачи Агентству функций временной администрации такого банка, а также временного выкупа Агентством преобладающей доли акций (доли в уставном капитале) банка для целей её дальнейшей перепродажи. Данный сценарий учитывает необходимость обеспечения функционирования банка на период поиска потенциальных инвесторов.

В третьем случае допускается передача третьим лицам обязательств банка, а также соответствующего им имущественного обеспечения. Данный механизм также осуществляется при участии Агентства в качестве временной администрации банка и позволяет оперативно обеспечить вкладчикам и кредиторам банка возможность обращаться за исполнением соответствующих обязательств в другой банк вне зависимости от хода и результатов процедур, проводимых в банке, проявляющем признаки нестабильности финансового положения.

При этом в рамках предусмотренных Федеральным законом процедур допускается возможность принудительного уменьшения уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала), в случае, если такое решение не было реализовано учредителями (участниками) банка самостоятельно. Дополнительно в рамках реализации плана мероприятий по предупреждению банкротства Банку России предоставляется право не применять к соответствующему банку ряд предусмотренных законодательством Российской Федерации принудительных мер в целях создания благоприятных условий для его финансового оздоровления.

Предусмотренные Федеральным законом меры направлены на защиту прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов отдельных банков, а также на поддержку стабильности банковской системы в целом.

Срочные антикризисные меры принимались Правительством РФ и Центральным банком РФ в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы.

Первая серия антикризисных мероприятий в нашей стране была осуществлена в основном в ноябре 2008 г. Общая сумма первой серии антикризисной программы (ноябрь 2008 г.) оценивалась в 5,9 трлн рублей, или около 215 млрд долларов. Из них на долю кредитов приходилось 4,8 трлн рублей, в том числе 3,7 трлн краткосрочные и 1,13 трлн долгосрочные. Бесплатно распределенные суммы в виде снижения нормы резервирования для банков, сокращения экспортных пошлин и взносов капиталов предприятий и организаций составили остальные 1,02 трлн рублей.

Позже были приняты дополнительные меры, которые были направлены на финансовую поддержку отраслей экономики, малый бизнес и социальную сферу.

Все антикризисные мероприятия на конец 2008 – начало 2009 гг. оцениваются в 7,5 трлн рублей (около 300 млрд долларов по курсу 2008 г.), из которых: около 60 % – краткосрочные кредиты; 40 % – долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование.

Вступившая с 1 января 2010 года норма по минимальному размеру капитала кредитной организации, требует, чтобы он составл не менее 90 миллионов рублей. Банки должны либо увеличивать капитал, либо уходить с рынка, либо становиться небанковскими кредитными организациями, которые имеют возможность оказывать ограниченный набор услуг. В 2012 году, когда в силу вступит новый, более жесткий норматив, устанавливающий минимальный размер капитала в 180 млн рублей, можно предположить, что рынок увидит целую волну ухода банков с российского рынка.

Общая сумма финансирования, направленная на санацию кредитных организаций, составила 328 млрд руб. Из них заемных средств Банка России – 132 млрд руб., средств имущественного взноса Российской Федерации – 196 млрд руб. Эти средства направлены на решение проблем 18 банков, которые в период кризиса оказывали наиболее сильное негативное влияние на ситуацию как в целом по России, так и в конкретных регионах. Агентство рассчитывает получить их обратно через 3–5 лет в полном объеме - возврат средств максимально обеспечен залогом имущества санируемых банков и инвесторов. Одним из инструментов санации стал представляющий собой частичную передачу активов и обязательств финансово-неустойчивых банков «здоровым» игрокам банковского рынка.

Сейчас одной из главных проблем банковской системы является рост просроченной задолженности со стороны предприятий реального сектора. На долю кредитного портфеля приходится более 70% всех активов банков. Очевидно, что состояние и динамика этой части вложений очень сильно влияет на устойчивость банков.

В качестве основного способа борьбы с ухудшением состояния банков рассматривается повышение их капитала за счет средств государства. Для этого используются субординированные кредиты и прямое вхождение государства в капитал банков с оплатой государственными ценными бумагами. Принять участие в этой программе смогут только крупные банки. Наиболее перспективными, представляются подходы, которые основываются на принципе государственно-частного партнерства. Такое партнерство предполагает в той или иной форме соинвестирование в «плохие» долги банков, как государственных средств, так и частного капитала. Конкретные механизмы реализации могут быть различны: от создания крупного федерального фонда на условиях соинвестирования до образования закрытых паевых фондов рядом с каждым банком.

Оптимальный алгоритм определения цены выкупаемых активов будет подсказывать текущая ситуация. В общем виде он мог бы выглядеть следующем образом: номинальная стоимость актива минус определенный «государственный» дисконт, который устанавливается при принятии соответствующего закона. Этот дисконт мог бы применяться и при выкупе стандартизированных типов активов.

Обеспечение устойчивости банковской системы невозможно рассматривать в отрыве от мер по защите законных интересов потребителей финансовых услуг. В этом направлении достигнуты определенные успехи: Система страхования вкладов действует уже 5 лет, есть неплохо работающее законодательство о банкротстве кредитных организаций. За время существования системы страхования вкладов произошло 77 страховых случаев, из которых более половины – после начала кризиса. Выплаты составили более 20 млрд руб.

Однако в сфере защиты потребителей есть еще недостатки - не появились законы о банкротстве физических лиц, о потребительском кредитовании, о компенсациях физическим лицам на рынке ценных бумаг. Нет четких правил, регламентирующих деятельность коллекторских агентств. Полномочия в области защиты потребителей поделены между несколькими федеральными органами. На наш взгляд, защита потребителей в этой сфере должна быть организована более целенаправленно.

Особое место в обеспечении устойчивости банковской системы занимает формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка. Для формирования базы пассивов можно рекомендовать следующие меры:

1) совершенствование условий предоставления беззалоговых кредитов Центрального банка РФ и снижение их стоимости;

2) увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц для сохранения крупнейших частных депозиторов;

3) страхование средств юридических лиц в банках;

4) законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;

5) участие иностранных инвесторов путем создания совместных с иностранными инвесторами фондов инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т.д.);

6) обеспечение участия пенсионных накоплений и средств страховой системы в фондировании банков.

Сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не обострять кризисную ситуацию. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

 

 

Список литературы:

 

1. Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России / А.Г. Аганбегян. - АСТ Астрель Харвест, 2009. - 288 с.

2. Банковскоедело: учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 592 с.

3. Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. – 2009. - № 11. – С.4-14.

4. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 480 с.

5. Тарасенко О.А. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: учеб. пособие / О.А. Тарасенко, Е.Г. Хоменко. – М.: Норма, 2009. – 304 с.

6. Режим доступа: htt://www.asv.org.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Агентство по страхованию вкладов, антикризисное управление кредитными организациями, банковский кризис, временная администрация, санация, финансовая устойчивость банка.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Сорокина Мария Мстиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела Новосибирского государственного университета экономики и управления.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...