Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления экономической политики правительств развитых стран




Если исходить из того, что любой правительственный чиновник (от президента и премьер-министра до клерка) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможнос­тью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влия­тельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего на­селения страны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.

Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансо­вым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребите­лям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не име­ющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконеч­ности. Во взаимном противопоставлении интересов различных групп рождается не­кое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи. Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводники каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представ­ляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понима­ем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад. После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать не­которые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый приводит к тому, что правящая группа начинает при­слушиваться к интересам других групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям. Второй сценарий, революцион­ный, - это прямая конфронтация интересов правящего меньшинства и интересов большинства. Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасыва­ет ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария - Россия, от царя Николая II до КПСС.

Сейчас революционные пути решения проблем между различными группами не в моде, поэтому большинство ситуаций разрешается по первому сценарию -путем проведения мирных переговоров и нахождения консенсуса по спорному вопросу.

Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и приоритеты в определении основных вопросов экономичес­кой и социальной политики.

Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы -


NAIMAN NAIMAN

стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы -получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели суще­ствования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различ­ны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некото­рыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.

Определив основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получение дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем пе­рейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Сейчас интересы основных групп в постановке стратегических целей практически совпа­дают и основное различие накапливается только в тактических путях их решений.

Сначала отметим основные стратегические цели в определении экономической политики развитых стран. Рассмотрим различные градации решения одних и тех же вопросов (что такое хорошо и что такое плохо). На пересечении этих градаций определяется эффективное стратегическое решение конкретной цели.

Инфляция.

Высокая инфляция - это плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность производства и определяют перерасп­ределение капитала от производств к посредникам (торговля и финансовые институ­ты). Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции.

Низкая инфляция, или полное ее отсутствие - это плохо, так как начинают стра­дать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как никто не хочет покупать товары, которые практически не растут в цене, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за низких процентных ставок.

Оптимальное значение инфляции - это хорошо, так как при стабильно высо­кой эффективности производственного сектора остаются возможности для доход­ного ведения дел и у посредников, особенно у финансовых институтов ("и овцы целы и волки сыты").

Безработица.

Высокая безработица - это плохо. Она способствует социальной напряженнос­ти, уменьшению количества людей среднего класса ("опоры демократии") и сни­жению чистой массы реальных доходов населения.

Низкая безработица - это плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду и начинают страдать интересы работодателей.

Оптимальное значение безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп - работодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп могут привести к революционному решению вопроса.

Бюджетный дефицит.

Представляет собой превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами.

Большой бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга и может выступить катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными расходами, либо небольшими доходами бюджета. Отсюда вытекают два способа ре­шения проблемы бюджетного дефицита - снижение расходов (в первую очередь страдают социальные статьи расходов - на здравоохранение, образование и т.п.), или повышение налогов. В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором - за счет налогоплательщиков. И в первом и во втором случае решение проблемы бюджетного дефицита затрагивает интересы наиболее вли­ятельных групп, отсюда вытекает сложность ее решения. С другой стороны, не ре-


NAIMAN NAIMAN

шая проблему бюджетного дефицита, правительство подталкивает вверх инфляцию и, как следствие - процентные ставки. А это противоречит интересам большинства населения страны (являющихся покупателями товаров и недвижимости в кредит) и производственного сектора.

Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основ­ном за счет небольших военных расходов). В первом случае страдают налогопла­тельщики, во втором - получатели бюджетных средств (социальные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к сни­жению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу значительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран.

Эффективный бюджетный дефицит основан на умеренной инфляции при со­блюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп.

Обменный курс.

Высокий обменный курс (завышенная стоимость национальной валюты) не­выгоден экспортерам и внутренним производителям. Постепенно приводит к сни­жению экспортного потенциала страны. При низких процентных ставках сопро­вождается вывозом капитала за рубеж (характерный пример: Япония 80-90-х годов нашего столетия).

Низкий обменный курс (заниженная стоимость национальной валюты) невы­годен импортерам и внутренним потребителям. Это приводит к повышению цен на импортные товары и способствует усилению инфляции.

Эффективный обменный курс. Понятие относительное. Определяется как ве­личина, близкая к рыночной, но скорее всего отличающаяся от нее в силу некото­рых спекулятивных колебаний. Эффективный обменный курс является стратеги­ческим соглашением между основными группами разных стран по поводу удовлетворения общих интересов.

Учетная ставка.

Высокая учетная ставка приводит к удорожанию кредита и, как следствие, к экономическому застою. Является следствием высокой инфляции и одной из ан­тиинфляционных мер. Невыгодна основной массе населения страны и производ­ственному сектору.

Низкая учетная ставка приводит к дешевизне денег, оттоку капитала из страны и обесцениванию национальной валюты. Она является следствием снижения инфля­ции и спада деловой активности в стране. Напрямую противоречит интересам фи­нансовых посредников, так как вынуждает их интенсифицировать свою дея­тельность.

Эффективная учетная ставка. Находится на пересечении интересов всех заин­тересованных групп, как непосредственно, так и опосредованно.

Остальные макроэкономические индикаторы либо являются производными от приведенных выше (торговый баланс, платежный баланс, ВНП, национальный доход, денежная масса и т.п.), либо менее значимы (розничные продажи, жилищ­ное строительство и т.п.).

Также необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость различных стран между собой. Это особенно проявляется в существовании валютных курсов, ведь в их определении участвуют как минимум две валюты. Большинство стран можно разделить на четыре основные зоны - долларовая зона во главе с США (в основном страны Америки), стерлинговая зона во главе с Великобританией (страны — бывшие


NAIMAN NAIMAN

колонии великой Британской империи), йеновая зона во главе с Японией (страны Азии) и зона марки во главе с Германией (страны Западной, Центральной и частич­но Восточной Европы). Объединение стран по принципу ведущей валюты помогает рассматривать одну страну как часть достаточно большого организма, где проблемы в одной части тела (стране) незамедлительно отзываются в другой части (стране). Например, долговые проблемы Мексики, очень сильно ударившие по мексиканско­му песо, рикошетом отозвались на долларе США, ослабив его. Объяснение этому достаточно простое. Страны региона, где одна из валют является ведущей (в при­мере с Мексикой - доллар США), большую часть своих резервов хранят в данной валюте. Национальные проблемы в первую очередь начинают решаться за счет продажи этих резервов, неизбежно вызывая падение курса резервной валюты. По­этому важно знать не только об интересах правящих групп в анализируемой стра­не, но и интересы групп, стоящих у власти в зависимых странах. Обычно интересы групп зависимых стран напрямую подчинены интересам групп ведущих стран, но бывают и исключения, складывающиеся из исторических, геополитических и мак­роэкономических процессов. Иногда даже зависимым странам удается диктовать свои условия ведущим странам, выбивая из них значительные послабления и ус­тупки (в примере с Мексикой, эта страна стала оказывать столь значительное вли­яние на экономику США, что в некоторые моменты становится непонятно - кто из них больше от кого зависит).

Краткие выводы.

Экономическую политику ведущих стран определяют политики, представляю­щие интересы разнообразных групп. С течением времени интересы одной из групп становятся наиболее влиятельными, подминая под себя интересы более слабых групп. Это приводит к конфронтации интересов и поиску компромисса между ними. Вариант революционного разрешения противоречий в развитых странах маловероятен. Главные интересы любой группы сводятся к возможности получать доход и не потерять нажитое имущество. На соблюдение этих интересов в макро­экономическом плане наибольшее влияние оказывают понятия инфляции, учет­ной ставки, безработицы, бюджетного дефицита и обменного курса. От того, насколько разумно и эффективно политики решают проблемы, связанные с пере­численными выше понятиями, зависит удовлетворение интересов разнообразных групп. Ситуация осложняется взаимосвязанностью различных стран между собой. Поэтому на удовлетворение интересов национальной группы может повлиять не только политика правительства своей страны, но и правительств зависимых и вли­яющих государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...