Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурных частей дипломной работы




ВВЕДЕНИЕ

Во введении должны быть отражены следующие моменты:

1. обоснование выбора темы работы и её актуальности;

2. определение проблемы, объекта, предмета исследования;

3. определение основной цели работы и подчинённых ей более частных задач;

4. методы исследования, применяемые для решения задач;

5. практическая значимость исследования;

6. краткий обзор всей работы (структура дипломной работы).

Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако ключевые слова («актуальность работы», «предмет исследования», «объект исследования», «объект исследования» и т.д) нужно выделять курсивом, но не заключать в кавычки.

Введение — очень ответственная часть исследования, оно не только ориентирует читателя на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Рекомендуемый объём введения — 3-5 страницы.

Актуальность темы исследования отражает степень важности её в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи. Начинать можно описание со слов «Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, состоянием» или просто «Актуальность исследования» и далее, после точки, начинать с нового предложения характеристику.

Пример.

«Актуальность данного исследования предопределена изменениями, происходящими в современном здравоохранении в целом и в системе стоматологии в частности. Проблема защиты прав пациента нередко возникает при оказании дорогостоящих услуг (имплантация, протезирование). Правовые споры, возникающие в этих случаях,регулируются действующими законами Российской Федерации».

«Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодействия беременных, рожениц и родильниц с медицинским персоналом, в данном случае с акушеркой, в целях создания оптимально — комфортных физиологических, психологических и эмоциональных условий беременности и родов для сохранения настоящего и будущего женского здоровья и здоровья будущего поколения»

Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некий образ будущего. Цель дипломной работы — это конечный практический результат работы, который показывает, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Между формулировкой цели и темой работы должна прослеживаться логическая связь.

Можно выразить цель отглагольным существительным: исследование влияние чего-либо на объект исследования; установление зависимости какого-либо явления от определённых факторов; исследование особенностей какого-либо процесса, явления, состояния; определение тенденции развития структуры, объекта; анализ современных точек зрения на проблему, обоснование роли каких-либо факторов в чём-то, показ значения каких-либо условий для получения планируемых результатов и т.п.

Примеры:

«Цель исследования: выявление особенностей формирования социально-психологического климата в условиях специализированного отделения лечебно-профилактической организации».

«Цель исследования заключалась в анализе психологических особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестёр приёмного отделения»

Объект исследования — это все то, что подлежит изучению, а предмет — это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения, это наиболее существенные для исследования свойства и отношения объекта. Причём один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с различных точек зрения.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример:

«Объект исследования: диагностическая деятельность фельдшера

Предмет исследования: роль фельдшера в диагностике инфекционных заболеваний».

«Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры.

Предмет исследования: особенности организации сестринского процесса при бронхиальной астме.

«Объект исследования: профессиональная деятельность зубного техника.

Предмет исследования: качество изготовления съёмных протезов»

Объект исследования в дипломных работах опытно-экспериментального характера может определяться через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучалось.

Пример:

«Предмет исследования - заболеваемость сестринского персонала.

Объект исследования. В исследовании приняли участие медицинские сёстры Гор.больницы №1 г. Копейска, 22 человека».

Задачи исследования — исследовательскиедействия, которые необходимо выполнять для достижения поставленной цели, решения проблемы. Задачи должны соответствовать главам и параграфам дипломной работы.

Формулировка задач должна соответствовать их логической последовательности в решении проблемы. Поэтому первой задачей практически любой работы будет анализ теоретических источников по проблеме исследования. Следующие задачи касаются конкретно экспериментального исследования, выводов и рекомендаций. Формулировку задач исследования принято начинать с глаголов: «определить, проанализировать, провести, выявить, систематизировать, классифицировать, конкретизировать, разработать, сформировать, установить (связь между), оценить» и т.д.

Примеры:

«Задачи исследования:

1. На основе теоретического изучения источников информации выявить основные характеристики процесса общения в медицине, конкретно — в сестринской практике.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей взаимоотношений медицинских сестёр и пациентов в зависимости от личностных особенностей партнёров по общению.

3. Сформулировать принципы моделирования эффективного терапевтического сестринского общения с пациентами»

«В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие литературные источники по психологии труда, вопросам профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания.

2. Выявить связь между организационными факторами профессиональной деятельности и фазой синдрома эмоционального выгорания, уровня конфликтогенности среди медицинских сестёр.

3. Систематизировать комплекс мероприятий по предупреждению профессионального стресса в работе медицинской сестры»

Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата — цели исследования.

Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемого противоречия.

Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997). То есть, обучающемуся при подготовке практической или опытно-экспериментальной дипломной работы необходимо указать по возможности по одному методу из перечисленных выше групп.

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся следующие:

Анализ — выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение. Данный метод используется при написании практически любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формулировки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы.

Синтез — соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое.

Классификация — это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при написании дипломных работ теоретического характера.

Метод обобщения — аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нём соответствующие выводы.

Метод прогнозирования — выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования.

А также могут использоваться методы сравнения (например, эффективности различных средств ухода за тяжелобольными пациентами), конкретизации (например, роли медицинской сестры в определённом процессе), аналогии, исторический и т.д.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Упоминание данных методов необходимо в работах опытно-экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования и т.д.). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников ЛПО, пациентов, родственников).

Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных опытно-экспериментального характера). Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных— в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.

Примеры:

«При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

I. Сравнительный метод;

II. Анализ нормативно-правовой базы;

III. Анкетирование»

«В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как научная анализ и синтез, методы классификации, сравнения»

«Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведён анализ истории развития и значимости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов»

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

1. Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в целом;

2. Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Примеры.

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению периферических внутривенных катетеров в условиях стационара на дому».

«Практическая значимость исследования связана с необходимостью координации работы медицинской сестры первичного звена в проведении реабилитационных мероприятий пациентам, перенёсшим острое нарушение мозгового кровообращения со специалистами реабилитационных учреждений (подразделений), службой социальной защиты, центром занятости населения, юридической службой и др».

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций п психологической помощи пациенту в рамках компетентности медицинской сестры и возможность их использования в ежедневной работе среднего медицинского персонала».

«Практическая значимость исследования связана с необходимостью координации работы медицинской сестры, особенно первичного звена, в проведении реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами и возможностью использования выводов по результатам исследования в переподготовке сестринского персонала для социальной работы».

 

В последнем абзаце введения следует отразить структуру дипломной работы.

Пример:

«В первой главе исследования проведён анализ положений теории стресса, синдрома эмоционального выгорания. Вторая, экспериментальная, глава посвящена результатам исследования по выявлению взаимосвязи между организационными факторами и фазой синдрома эмоционального выгорания у средних медицинских работников.

Работа представлена на 33 страницах, имеет список использованных источников, включающий 27 наименований, 2 таблицы, 2 рисунка, 5 схем.

В качестве приложения представлены тест-опросник Бойко В.В., анкета пациента, две таблицы».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть исследования обычно делится на следующие разделы:

l теоретическая часть (первая глава);

l исследовательская (практическая) часть (вторая глава);

2.1 В теоретической части (первая глава) на основе изучения соответствующих документов, литературных источников необходимо раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние её решения. Объём этой главы — не более 10 страниц.

2.2 В большинстве случаев применяется деление главы на разделы, теоретическая глава должна включать в себя не менее двух-трёх разделов (параграфов). Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены друг к другу, как по структурному делению, так и по объёму. Следует избегать слишком больших разделов в главах (более 2 страниц) — это затрудняет понимание логики изложения материала. Однако слишком короткие разделы — менее половины страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раздела или просто включить.

2.3 Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих — требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета — научной речи. Характерной особенностью научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это значит, что научное произведение состоит главным образом из рассуждений и доказательств. Для научного текста также характерны законченность и связность.

2.4 Одним из средств выражения логической связи являются функциональные связки — преимущественно вводные слова и обороты. Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:

l последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак и др.;

l противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее;

l причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;

l переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к..., обратимся к..., перейдём к..., необходимо рассмотреть...

l итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать

2.5 Недопустимо использование в дипломных работах профессионализмов, то есть слов и выражений, распространенных в определенной профессиональной среде, так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» вместо «линейная бригада скорой медицинской помощи».

2.6 Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».

2.7 Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Проблема эмоционального выгорания рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы опирался обучающийся. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».

2.8 Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает, предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъясняет, рекомендует, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

2.9 Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать обучающийся должен излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц.

Пример:

«Тип реагирования на заболевание связан, в первую очередь, с оценкой ребенком его тяжести. При этом можно говорить о существовании феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни» (рис.1).

  Объективная тяжесть заболевания     Тип реагирования на заболевание   Субъективная тяжесть заболевания

 

Рис. 1 Зависимость типа реагирования на заболевания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...