Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произношение гласных в заударных слогах

Нормы произношения и ударения

Существующие нормы русского литературного произношения (орфоэпия, орфоэпические правила)1 сложились постепенно. В их основу легли свойства русской речи московского населения XVI–XVII вв. с её аканьем и взрывным [г]2. Хотя орфоэпические пра­вила с тех пор постепенно изменялись, в своих основах они оста­ются прежними.

История русского литературного ударения с московским говором так прочно не связана. Литературное ударение в русском литературном языке по двум главным особенностям – разноместности и подвижности – имеет не только общерусский, но и общевосточнославянский характер: такое же ударение свойственно всем говорам русского языка, а также близкородственным украинскому и белорусскому языкам. Однако по своей важнейшей черте – количественному способу ударения – русский язык является уникальным не только среди родственных, но и всех известных языков мира.

В настоящем пособии описываются нормы русского литературного произношения и ударения на период начала двухтысячных годов.

Литературное произношение

Главные понятия орфоэпии

 

Звуки речи могут попадать в различные условия в зависимости от ударения, соседства с другими звуками, положения в начале, в середине, в конце слова, в зависимости от темпа речи и т.д. Изменения звуков в этих условиях называются редукцией3.

Различают редукцию количественную и качественную. При количественной редукции убывают длительность и напряжённость звука, но сохраняется его тембр. Так, гласный [у] в слове улитка произносится менее длительно и напряжённо, чем в слове ухо, но в обоих случаях сохраняет присущее ему звучание, отличаясь тем самым от гласных [а], [и], [о], [э], [ы]. При качественной редукции, звук, теряя в длительности и напряжённости, утрачивает свой тембр. Так, начальный гласный [о] в слове окно подвергается качественной редукции, из-за чего по звучанию он не отличается от гласного [а] в слове Антон.

В русском языке гласные [у] и [ы] редуцируются только количественно, остальные гласные – качественно.

Положение звука в речевой цепи называется позицией. Различают сильные и слабые позиции. В сильной позиции звук не редуцируется, в слабой он подвергается либо количественной, либо качественной редукции.

Для гласных звуков сильной позицией является ударное положение, слабой – безударное. Сильная позиция для согласных – положение не в конце слова перед гласным, слабая – употребление в остальных случаях.

Применительно к гласным различают ударный слог, а также предударные и заударные слоги. Предударные слоги предшествуют ударному, заударные следуют за ним.

Предударные слоги принято нумеровать. Первый предударный слог – ближайший к ударному, второй и третий последовательно удалены от него «справа налево». Так, в слове де-мо-гра-фи-чес-кий в первом предударном слоге находится гласный, обозначаемый буквой а, во втором – гласный, обозначаемый буквой о, в третьем – гласный, обозначаемый буквой е.

Редукция звуков, особенно гласных, во многом зависит от темпа речи, её произносительного стиля, а также от целей и условий её употребления.

В замедленной или умеренной по темпу речи редукция меньше, чем в речи убыстрённой, в которой звуки могут ослабляться вплоть до их исчезновения. В речи сценической, особенно при исполнении оперных партий, гласные звуки принято произносить с наибольшей отчётливостью, ориентируясь на их буквенный облик.

Произношение одних и тех же звуков и степень их редукции неодинаковы в различных произносительных стилях речи, среди которых принято выделять книжный (высокий), нейтральный (обычный, разговорный), и сниженный (просторечный) стили.

Книжный стиль обычно охватывает лишь некоторый круг слов, относящихся к явлениям науки, техники, искусства, политики, по своим проявлениям различен у разных лиц и во многом зависит от степени их знакомства с иностранными языками и традициями давнего книжного произношения. В своём крайнем проявлении он имеет изысканный характер, в других случаях сближается с нейтральным стилем. Книжный стиль обычно применяется в речи ораторской, академической (преподавательской), декламационной, при чтении дикторами важных сообщений и ответственных документов.

Нейтральный стиль – примета официальной речи, рассчитанной на широкий круг слушателей, различных по культурно-образовательному уровню и духовным запросам. Применяется нейтральный стиль в речи дикторов, выступающих в эфире журналистов, учёных, педагогов, деятелей литературы и искусства.

Сниженный стиль ограничен кругом бытовой, обиходной лексики. Он находится за пределами литературного произношения.

Изложенные ниже правила русской орфоэпии относятся к речи нейтрального стиля с умеренным темпом. В необходимых случаях освещены особенности книжного произношения.

ГЛАСНЫЕ

 

Произношение гласных в первом предударном слоге

 

Качественной редукции подвергаются здесь гласные [а], [о], [и], [э]. Её степень в этом положении наименьшая. Звуки [у] и [ы] испытывают здесь, как и во всех других слабых позициях, лишь количественную редукцию.

Качественная редукция гласных в первом предударном слоге зависит от мягкости или твёрдости предшествующего согласного.

После твёрдых согласных на месте букв а, о употребляется звук [Λ]. Он близок к ударному [а], но произносится с менее широким раствором рта: жара [жΛра], коса [кΛса], сады [сΛды], шофёр [шΛф’ор]4.

Примечание 1. Стремясь избавиться от оканья, некоторые лица в первом предударном слоге произносят на месте [о] вместо звука [Λ] гласный [а]. Тем самым литературное умеренное аканье подменяется здесь ненормативным сильным аканьем, свойственным южно­русским диалектам и белорусскому языку. Этого следует избегать.

На месте буквы е после согласных [ж], [ш] и [ц] произносится звук [ы] с призвуком [э]: жена [жыэна], шестой [шыэстой], цена [цыэна].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится гласный [и] с призвуком [э]: часы [ч’иэсы], взяла [вз’иэла], песок [п’иэсок].

Примечание 2. Под влиянием буквенного начертания в словах часы, взяла и подобных в первом предударном слоге иногда произносят гласный [а]. Такое произношение ошибочно.

Произношение гласных во всех предударных слогах,

Кроме первого

 

Редукция гласных в этих позициях намного сильнее, чем в первом предударном слоге. По степени редукции гласные второго и третьего предударного слогов различаются незначительно. Поэтому в фонетической транскрипции указанные гласные одного и того же тембра передаются одинаковыми знаками.

Так же, как и в первом предударном слоге, тембр гласных в названных позициях зависит от качества предшествующего согласного.

После твёрдых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы], [а] и [э], напр.: Караганда [къръгΛнда], колокола [кълъкΛла], цеховой [цъхΛвой]. Такой звук артикулируют, если приготовиться произнести [ы], но при этом уменьшить раствор рта и немного поднять спинку языка.

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [э], но более редуцированный, чем [иэ], напр.: часовой [ч’ьсΛвой], чемодан [ч’ьмΛдан], пятачок [п’ьтΛч’ок].

 

Произношение гласных в заударных слогах

 

В этих позициях гласные произносятся преимущественно так же, как во всех предударных слогах, кроме первого. В фонетической транскрипции заударные гласные, кроме [ы] и [у], обычно передаются теми же знаками [ъ] и [ь].

В зависимости от того, в состав какой морфемы5 входит заударный гласный, его произношение может отличаться некоторыми особенностями.

После твёрдых согласных на месте букв а, о, е во всех морфемах произносится звук [ъ], средний между [ы], [а] и [э], напр.: мама [мамъ], слово [словъ], ложек [ложък].

После мягких согласных произношение гласных подчиняется следующим правилам:

1. На месте букв а, я произносится звук [ъ]:

1) в окончании именительного падежа ед. числа существительных женского и среднего родов, напр.: туча [туч’ъ], имя [им’ъ];

2) в окончании родительного падежа ед. числа существительных мужского и среднего родов, напр.: клич – клича [клич’ъ], горе – горя [гор’ъ];

3) в окончании именительного падежа мн. числа существительных мужского и среднего родов, напр.: братья [брат’jъ], звенья [з’в’эн’jъ]6;

4) в окончании именительного падежа ед. числа прилагательных женского рода, напр.: милая [м’илъjъ];

5) в суффиксе деепричастия несовершенного вида, напр.: видетьвидя [в’ид’ъ].

2. На месте букв а, я перед мягким согласным в конечном слоге произносится звук [ь], если он не служит окончанием, напр.: начали [нач’ьл’и], поняли [пон’ьл’и].

3. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях:

1) дательного, творительного и предложного падежей ед. числа существительных женского рода, напр.: маме [мам’ь], волей [вол’ьj], на круче [нΛ-круч’ь];

2) предложного падежа ед. числа существительных мужского и среднего рода, напр.: в доме [в-дом’ь], в поле [ф-пол’ь];

3) родительного падежа мн. числа с окончанием -ей, напр.: тюленей [т’ул’эн’ьj];

4) именительного падежа мн. числа существительных с окончанием - ан(е), напр.: горожане [гърΛжан’ь].

3. На месте буквы в конечном и неконечном слогах произносится звук [ь], если он не является окончанием, напр.: пасека [паськъ], палец [пал’ьц].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...